ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Слушатель Кузнецова Анна Алексеевна
Охарактеризовать категории обучающихся с ОВЗ в образовательном инклюзивном пространстве.
Дети с ОВЗ – дети с особыми познавательными интересами и образовательными потребностями, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого–медико-педагогической комиссией и препятствующие освоению всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения без создания специальных условий воспитания и обучения.
На современном этапе концепция равного доступа к образованию для всех обучающихся с разными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями (инклюзия) является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе. Распространение процесса инклюзии представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с Законом об образовании.
К группе лиц с ОВЗ относятся:
-
с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, кохлеарно имплантированные); -
нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); -
тяжелыми нарушениями речи (фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи, заикание); -
нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА); -
задержкой психического развития (ЗПР); -
расстройствами аутистического спектра (РАС); -
со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития); -
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Дадим психолого-педагогическую характеристику детей с ОВЗ. Такие дети имеют следующие особенности:
1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.
2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
3. Внимание неустойчивое
, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.
5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.
6. Мышление - наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.
7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.
9. Речь - имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.
10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.
11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.
Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).
Можно отметить следующие типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ:
-
отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;
-
темп выполнения заданий очень низкий; -
нуждается в постоянной помощи взрослого; -
низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение); -
низкий уровень развития речи, мышления; -
трудности в понимании инструкций; -
инфантилизм; -
нарушение координации движений; -
низкая самооценка; -
повышенная тревожность. Многие дети с ОВЗ отличаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении; -
высокий уровень психомышечного напряжения; -
низкий уровень развития мелкой и крупной моторики; -
для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство; у других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.
Возможности инклюзии детей с ОВЗ
Детям с ОВЗ при получении образования в образовательной организации при условии совместного обучения с другими нормативно развивающимися обучающимися рекомендуется инклюзия с различной степенью включенности в образовательный процесс. Показаниями для инклюзивного обучения детей с ОВЗ являются возможности и ограничения ребенка: степень выраженности дефекта, индивидуальные интеллектуальные и эмоционально-личностные особенности.
Инклюзия с полной степенью включенности в образовательный процесс рекомендуется при очной форме обучения:
-
детям с соматическими заболеваниями, если уровень их психофизического и речевого развития соответствует возрастной норме и позволяет обучаться совместно со здоровыми сверстниками по общеобразовательной программе; -
обучающимся по адаптированным образовательным программам; -
имеющим снижение слуха (в речевой области) до 60 Дб без сопутствующих отклонений в развитии; -
имеющим остроту зрения не ниже 0,1 без сопутствующих отклонений в развитии; -
имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития; -
имеющим задержку психического развития и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития; -
обучающимся с незначительной интеллектуальной недостаточностью в степени легкой умственной отсталости без сопутствующих отклонений в развитии; -
обучающимся с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, дизартрия, ринолалия, моторная алалия, афазия).
Инклюзия с частичной и эпизодической степенью включенности рекомендуются
-
при очно-заочной форме обучения. В этих случаях осуществляется индивидуальное обучение на дому. При частичной включенности в рекомендациях необходимо отразить степень включенности ребенка с ОВЗ в классно-урочную, внеурочную и внеклассную деятельность; режим занятий и консультаций, коррекционные мероприятия, дополнительное специальное оборудование, потребность в сопровождении (тьютор), срок повторного обращения к специалистам ПМПК, дополнительная помощь специалистов вне образовательной организации.
Эпизодическая включенность рекомендуется:
-
детям с выраженными нарушениями поведения и показаниями для индивидуального обучения на дому; -
детям с выраженными интеллектуальной недостаточностью и поведенческими нарушениями, проходящим реабилитацию в учреждениях системы социального обслуживания населения.
Плюсы инклюзивного образования:
-
Создание в общеобразовательном учреждении специальных условий обучения для детей с особыми образовательными потребностями. -
Создание гибкой адаптивной образовательной среды, которая может соответствовать образовательным потребностям всех детей-учащихся данного образовательного учреждения. -
Обучение в условиях общих классов массовой школы, с предоставлением ученику необходимой психолого-педагогической поддержки профильными специалистами. -
Подготовка ученического, педагогического и родительского коллективов к принятию детей с ОВЗ и создание таких условий обучения, которые являлись бы комфортными для всех детей и детей с нарушениями слуха в частности и способствовали бы достижению максимального уровня развития, а также социальной реабилитации ребенка и его интеграции в общество. -
Формирование в сообществе (класс, группа, школа) навыков толерантности, т.е. терпимости, милосердия, взаимоуважения.
Минусы инклюзивного образования:
В идеале никаких минусов быть не должно, поскольку инклюзивное образование способствует улучшению качества жизни детей, особенно детей из социально уязвимых групп и оздоровлению общества в целом. Но, учитывая наши социально-экономические условия и уровень общественного сознания, инклюзивное образование в России носит пока экспериментальный характер.
На сегодняшний момент можно выделить несколько барьеров для инклюзивного образования:
-
Отсутствие гибких образовательных стандартов. -
Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка. -
Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии. -
Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей. -
Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т.д.). -
Отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных ставок педагогических (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников.
Таким образом инклюзивное образование детей с ОВЗ это труднореализуемый процесс, требующий от преподавателей высокого уровня подготовки и концентрации, имеющий своей целью интеграцию детей с ОВЗ в обществе для реализации их права на образование.