Файл: Осетиноингушский вооружённый конфликт 1992 года.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Осетино-ингушский вооружённый конфликт 1992 года

Относительно бескровный распад Советского Союза в конце 1991 года повлёк за собой в ближайшем будущем обострение ряда уже шедших и возникновение новых межнациональных конфликтов. В то же время осетино-ингушский вооружённый конфликт (31 октября – 4 ноября 1992 года) стал первым крупным военным столкновением, произошедшим собственно в постсоветской России. Старый спор соседних народов касательно территориальной принадлежности Пригородного района перерос в реальные военные действия, вызвавшие переполох в Москве. Как писали в те дни журналисты центральных газет, «впервые после Великой Отечественной война пришла на российскую землю» или «война в самой России!».

Одной из основных причин военной конфронтации между осетинами и ингушами в 1991-92 гг. стал отказ ингушам в праве селиться на родных землях Пригородного района, который в 1944 г. был передан в состав Северной Осетии. Однако в силу разных обстоятельств здесь поселились более 33 тыс. вернувшихся ингушей. Конфликт вспыхнул в момент образования Ингушской Республики, которая вышла из состава Чечено-Ингушетии, когда усилились требования ингушей о возврате Пригородного района.

Активные боевые действия происходили до 5 ноября 1992 г. и были прекращены лишь после ввода подразделений Российской армии и установления ими совместно с внутренними войсками МВД России контроля за ситуацией в регионе За три дня до этого Указом Прзидента РФ в регионе конфликта сроком на один месяц было введено чрезвычайное положение, действие которого затем неоднократно продлевалось.

На период чрезвычайного положения в качестве особой формы управления была образована Временная администрация, которой подчинялись все органы власти и управления этих республик. В последствии по настоянию осетинской стороны было определено, что Временной администрации на территории СО ССР подчиняются только органы исполнительной власти.

По заключению руководства Объединенной следственно-оперативной группы Генеральной прокуратуры, МО и МВД России, характер и способы осуществления режима чрезвычайного положения в первые дни вооруженного конфликта не отвечали целям и задачам, для достижения которых он вводился.


В ряде случаев при попустительстве объединенных вооруженных сил МВД России и МВД СО ССР вооруженными формированиями противостоящих сторон осуществлялось насилие над гражданским населением, грабежи, мародерство, поджоги и взрывы домов, незаконное заселение в оставленные беженцами дома и квартиры.

Вооруженный осетино-ингушский конфликт стал следствием попыток националистических, экстремистских сил с помощью оружия решить накопившиеся за десятилетия территориальные и межнациональные проблемы.

К числу причин конфликта можно, в частности, отнести:

  • не обеспеченные реальным механизмом исполнения законодательные акты по вопросам государственно-территориального разграничения и реабилитации,

  • неправомерные действия органов государственной власти Северной Осетии по созданию вооруженных формирований,

  • незаконные действия органов местного самоуправления Ингушской Республики, связанные с организацией отрядов самообороны из числа ингушей, проживающих в Пригородном районе, и вооруженных добровольцев из Ингушской Республики для защиты ингушского населения Пригородного района,

  • пассивность местных и центральных органов правопорядка в пресечении массового вооружения населения.

В ответ на обращения ингушского населения Совет Национальностей Верховного Совета СССР образовал комиссию, которая пришла к заключению, что требования ингушей о возврате им Пригородного района и ряда других территорий, входивших в состав Чечено-Ингушетии до 1944 г., были обоснованны.

Фактический выход Чечни из состава России заставил российских законодателей разработать акты о создании отдельной Ингушской республики. Но соответствующий закон, принятый Верховным Советом РФ 4 июня 1992 г., не определил границы республики и не создал ее органы управления. 26 октября 1992 г. руководство российского парламента рекомендовало совместной осетино-ингушской комиссии выработать пути выхода из кризиса переговорным путем. И именно в этот момент конфликт вступил в свою острую фазу.



Ночью 31 октября 1992 года ингушские отряды вторглись на землю Северной Осетии. Ингуши начали войну, чтобы захватить часть Пригородного района. Пять дней продолжались бои в Пригородном районе и на окраинах Владикавказа. На защиту Осетии встали тысячи добровольцев. Враг был разбит и отброшен на свою территорию. Осетинский народ доказал всему миру своё единство и готовность защищать свою родину.

Активная фаза конфликта продолжалась с 31 октября по 6 ноября.

По данным прокуратуры России за время боевых столкновений в результате конфликта погибло 583 человека, 939 человек были ранены, ещё 261 человек пропал без вести. Были уничтожены 13 из 15 сёл Пригородного района, в которых компактно проживали ингуши, ещё более 64 тысяч ингушей покинули территорию Пригородного района, бежав от боевых действий в соседнюю Ингушетию.

За период после конфликта стороны неоднократно подписывали соглашения о преодолении его последствий. Подписанные соглашения, однако, не устранили всех имеющихся проблем. Ингуши требуют возвращения беженцев в Пригородный район и исполнения федеральных законов «О реабилитации репрессированных народов» и «Об образовании Ингушской республики». Ингушская сторона убеждена, что Северная Осетия затягивает процесс возвращения переселенцев, а в Северной Осетии считают, что ингуши завышают число беженцев, и указывают на то, что в Пригородном районе до сих пор нет необходимого морально-психологического климата для совместного проживания представителей двух народов.