Файл: Работа к конференции проблема авторских прав на музыку в России Автор Дунаев О. М.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Работа к конференции проблема авторских прав на музыку в России Автор: Дунаев О. М.
Введение.
Что же такое авторские права?
Авторские права возникают у создателей творческого труда, который является объектом интеллектуальной собственности, охраняемым законом.
Защита авторских прав означает применение комплекса правовых норм для отстаивания интересов авторов и правообладателей. Вопросам авторского права посвящена гл. 70 ГК РФ,
Авторские права на музыку
Авторские права на музыку возникают сразу после создания произведения в объективной форме – при публичном исполнении или изложении в виде нотной записи. При этом музыкальное произведение может содержать текстовое сопровождение, а в состав авторов могут входить сразу несколько лиц. В этом материале разберем, какими особенностями характеризуется музыкальное авторское право, и какие способы защиты может использовать музыкант.
Особенности возникновения и подтверждения прав
Музыкальное произведение представляет собой определенное сочетание звуков, которые объединены единым творческим замыслом. Изложить комбинацию звуков можно путем оформления нотной записи, либо воспроизведением с фиксацией на материальные и цифровые носители. Закон рассматривает в качестве охраняемого объекта и музыку и использованием текста – в этом случае у произведения может быть два или более автора (музыкант и автор слов).
Выделим общие правила возникновения и подтверждения авторских прав на музыкальные формы творчества:
-
авторство возникает вне зависимости от обнародования музыки – даже если композиция останется на бумаге (в форме нот), либо не будет публично исполнена, режим авторских прав не утрачивается; -
если в творческом процессе участвовало несколько музыкантов, возникает режим коллективного авторства – дальнейшее пользование и распоряжение таким объектом будет осуществляться по общему решению, либо по соглашению между соавторами; -
правовая охрана предоставляется произведению вне зависимости от гражданства и места нахождения автора.
Помимо норм национального законодательства, правовое регулирование авторских прав на музыку осуществляется по международным конвенциям и соглашениям. Основными актами в указанной сфере являются Бернская и Женевская конвенции.
Для надлежащего подтверждения авторства на музыкальное произведение можно использовать следующие способы:
-
удостоверение факта создания через нотариат – для этого можно представить нотную запись в письменной форме; -
обращение в авторские общества или агентства, которые примут на депонент нотную запись или носитель с воспроизведенной музыкой – в России такой структурой является РАО и частные агентства; -
публичное воспроизведение музыки с указанием автора.
Государственная регистрация прав на музыкальные композиции не проводится. Дополнительным вариантом подтверждения прав может являться судебная процедура. В качестве доказательства в суд можно представить черновые варианты нотных записей, полную запись произведения до обнародования в окончательной форме.
Музыка может использоваться как составной элемент более сложных объектов – кинофильмов, драматургических и хореографических постановок. В этом случае автор может самостоятельно реализовать свои имущественные права, либо заранее оговорить их в соглашении. Также музыка может быть предметом коллективного исполнения или объектом смежных прав. Закон устанавливает приоритет прав на исходный объект, т.е. на музыку. Исполнитель песни или владелец фонограммы должны получить согласие музыканта на использование его композиции.
Что входит в режим авторских прав на музыку
Музыкант приобретает на свое произведение личные и имущественные права. Режим личных прав гарантирует неприкосновенность композиции и ее наименования, право на имя. Даже если исключительные права на музыку будут проданы или переданы иным лицам, на режим личных прав это не повлияет – они останутся в неизменной форме.
Исключительными правами музыкант может распоряжаться по следующим направлениям:
-
самостоятельно использовать композицию – обнародовать ее и исполнять любых доступным способом, изменять и перерабатывать произведение или его отдельные фрагменты, предоставлять право пользования музыкой неограниченному кругу лиц; -
продавать права на музыкальный объект другим субъектам – такая сделка оформляется в виде договора уступки; -
передавать права на музыку и ее исполнение по лицензионным соглашениям.
Регистрировать договоры о передаче прав на музыку не нужно. Для обозначения авторских прав на музыкальные композиции используются специальные знаки охраны – символ «R» в окружности, имя или псевдоним музыканта, дата первой публикации музыкального объекта. Соответственно, при выдаче лицензии на временное использование музыки указанные знаки охраны должны быть указаны на материальных носителях или обозначены при распространении через сеть интернет.
Музыкальные композиции являются одним из наиболее распространенных предметов нарушений. Так как файлы с композицией имеют незначительный объем, плагиат и пиратство музыки распространены не только на материальных носителях, но и в сети интернет. При выявлении таких фактов незаконного использования, копирования, воспроизведения или распространения музыкальных объектов к нарушителям можно применить следующие меры воздействия:
-
предъявить письменные претензии с требованием о прекращении нелегального использования композиции, удалении контента с интернет-ресурсов, о выплате вознаграждения или компенсации убытков; -
обратиться в судебные инстанции с иском о возмещении убытков или взыскании штрафной компенсации; -
подать иск об удалении нелегального контента или блокировке сайтов в сети интернет, если нарушитель отказывается это сделать добровольно; -
привлечь нарушителя к административной или уголовной ответственности, если противоправные действия повлекли причинение крупного или особо крупного ущерба.
Плагиат «России» у запада»
Как известно, нот всего семь. А вот сказать, сколько комбинаций из этих нот можно составить, могут только математики.
Которых, в свою очередь, поправят профессиональные музыканты, искушенные в вопросах гармонии. Но в музыке есть такое понятие вдохновился. И вот где проходит эта тонкая грань между вдохновением и плагиатом спорят уже юристы.
Что же такое плагиат?
Плагиат в музыке – это нарушение авторских прав на музыкальное произведение, связанное с присвоением чужого авторского права на всю композицию целиком либо на отдельные ее части. В том числе это касается выпуска чужого произведения под собственным именем, его издание без указания соавторов и использование материала без разрешения создателя.
Яна Аристова
эксперт по авторским правам
Объектами плагиата могут выступать:
-
музыкальное произведение: мелодия, сочетание аккордов, нот; -
текст песни.
Филипп Киркоров известен своей любовью к заимствованиям чужих треков, вот только доказать это в суде пока не удается. В 2016 году жалобу подал французский исполнитель Дидье Маруани, утверждая, что Киркоров и композитор Попков использовали фрагмент из песни Symphonic Space Dream в треке «Жестокая любовь». Иск был отклонен, и в 2019 году Маруани еще раз обратился в суд и потребовал компенсацию в размере 272 миллионов рублей. И снова потерпел неудачу.
Законодательство Российской Федерации предусматривает следующие виды ответственности за нарушение авторских прав:
-
Гражданско-правовая. Ст. 1301 ГК РФ предусматривает выплату компенсации автору. -
Административная. Статья 7.12 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение авторского права в случае использования контента в коммерческих целях с извлечением дохода. Наказание: изъятие контента и материальных носителей, наложение административного штрафа. -
Уголовная. Наказанием является: штраф в размере до двухсот тысяч рублей, обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные работы на срок до года, либо арест на срок до полугода, либо принудительные работы на срок до двух лет или лишение свободы на аналогичный период.
Судебные разбирательства в проблеме плагиата не всегда могут принести результат ведь каждый слышит музыку по-своему и такие споры очень трудно решить только с помощью юристов.