Файл: Управление цепями поставок учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

0
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»
____________________________________________________________
Кафедра «Экономика и управление на транспорте»
Ю.В.Пересветов, О.В. Чадина
УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Москва - 2015

1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»
____________________________________________________________
Кафедра «Экономика и управление на транспорте»
Ю.В.Пересветов, О.В. Чадина
УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК
Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия ля студентов магистратуры по направлению «Менеджмент»
Москва – 2015

2
УДК 659.9
П-23
Пересветов Ю.В., Чадина О.В. Управление цепями поставок: Учебное пособие. - М.:
МГУПС (МИИТ), 2015. – 62 с.
В учебном пособии изложена сущность и методы управления цепями поставок с позиций наиболее эффективной организации материальных потоков с целью производства и распределения продукции в конкурентной рыночной среде.
Учебное пособие предназначено для студентов магистратуры Института экономики и финансов Московского государственного университета путей сообщения.
Рецензенты: профессор кафедры «Управление эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте» МИИТа д.т.н. Шапкин И.Н., доцент кафедры «Экономика в энергетике и промышленности» Национального исследовательского университета МЭИ, к.э.н. Гуськов С.В.
МГУПС (МИИТ), 2015

3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………….................... 5 1. КОНЦЕПЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ
УПРАВЛЕНИЯ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК………………………………...............
6 1.1. Основные понятия и принципы управления цепями поставок……………....
6 1.2.Классификация цепей поставок………………………………………………… 10 2.УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПОЧКОЙ СНАБЖЕНИЯ
НУЛЕВОГО УРОВНЯ…………………………………………………………….
12 2.1. Критерий управления цепочкой снабжения……………………...…………… 12 2.2. Статистическая оценка потребности производителя продукции в сырье…………………………………………………………………..
13 2.3. Стратегии управления поставками…………………………………………….. 15 2.4. Выбор стратегии управления поставками и оценка её параметров…………………………………………………………………….…...
19 2.5. Особенности управления цепочкой снабжения при наличии множества производителей – поставщиков необходимого сырья…………………………………………………………………………….…….
23 2.6. Особенности управления цепочкой снабжения при условии сетевых поставок сырья…………………………………………….………………..
27 2.7. Перераспределение производственных запасов сырья……………………….
29 3.УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПОЧКОЙ СНАБЖЕНИЯ ПЕРВОГО
УРОВНЯ…………………………………………………………………………….…
36 3.1. Организация закупок сырья у оптовых посредников………………….……… 36 3.2. Организация распределения сырья оптовыми посредниками производителям продукции…………………………………..…….
40 4. ПРОИЗВОДИТЕЛЬ ПРОДУКЦИИ – СВЯЗУЮЩЕЕ
ЗВЕНО ЦЕПОЧЕК СНАБЖЕНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ……………….………..
44 4.1.Производственная логистическая концепция……………………..…………… 44 4.2. Управление материальными потоками в производственной логистике………………………………………..……………….
45 4.3. Современные производственные логистические системы……………….…... 47 5.УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПОЧКОЙ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
ПРОДУКЦИИ……………………………………………………………..…………..
48 5.1. Статистическая оценка спроса и прогноз объема закупок розничными посредниками………………………………………………………………………….
48


4 5.2. Стратегия управления поставками при организации товарных запасов розничного посредника……………………………………………………………….
49 5.3. Особенности управления цепочкой распределения продукции второго уровня………………………………………………………………………………….
52 5.4. Метод ускорения потока продукции в цепочке распределения …………………………………………………………………..…….
56 6. SCOR-МОДЕЛЬ ЦЕПИ ПОСТАВОК ……………………………………..…….. 58
БИБЛИОГРАФИЯ
61

5
Введение
С появлением и развитием рыночных отношений в России, логистические принципы управления превратилась в реальный фактор устойчивого развития предприятий в различных областях экономики. Динамичные изменения организационно-правовых условий бизнеса в стране, усиление интеграционных процессов в экономике, повышение требований к качеству продукции и услуг при сокращении суммарных затрат на организацию производства, перевозок, хранения и распределения продукции убедительно свидетельствуют о том, что только эффективное управление цепями поставок способно обеспечить сохранение и устойчивое развитие предприятий и организаций. Рыночная экономика предъявляет к квалификации специалистов-руководителей высокие требования.
Знание ими основ теории и практики управления цепями поставок обязательно. Без этого невозможно эффективно работать в области управления производством, транспортом, торговлей и т.д. Поэтому в преподавании экономических дисциплин управление цепями поставок приобретает все большее значение.

6 1. КОНЦЕПЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ
ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК
1.1.
Основные понятия и принципы управления цепями поставок
Материальный поток – движение материальных ресурсов по цепи поставок в процессе преобразования сырья в предметы потребления под воздействием следующих операций: добыча сырья, распределение сырья по производителям продукции, переработка сырья в продукцию, распределение продукции по потребителям.
Цепь поставок - это упорядоченное множество физических и (или) юридических лиц, осуществляющих продвижение материального потока.
Основные звенья цепи поставок: производители сырья; посредники, осуществляющие распределение сырья; перевозчики сырья; производители продукции; посредники, осуществляющие распределение продукции; перевозчики продукции; потребители продукции.
Для производства сырья и продукции производители используют средства производства, а также производственные и сбытовые склады. Для перевозки сырья и продукции перевозчики используют транспортные средства. Для распределения сырья посредники используют распределительные склады, Для распределения продукции по потребителям посредники используют распределительные склады и торговые точки.
Виды посредников: дилер; дистрибьютор; комиссионер; агент; брокер.
Дилер – оптовый (реже розничный) посредник, распределяющий продукцию от своего имени и за свой счет. Товар приобретается дилером по договору поставки, при этом дилер становится собственником товара после полной оплаты поставки.
Дистрибьютор – оптовый (реже розничный) посредник, распределяющий продукцию от имени производителя за свой счет. Как правило, производитель предоставляет


7 дистрибьютору право торговать своей продукцией на определенных рынках и в течении определенного срока. Таким образом, дистрибьютор не является собственником распределяемой продукции. По договору им приобретается право продажи продукции.
Комиссионер – оптовый посредник, распределяющий продукцию от своего имени за счет производителя. Комиссионер не является собственником продаваемой продукции.
Производитель (комитент) остается собственником продукции до ее передачи и оплаты потребителем. Договор о поставке продукции заключается от имени комиссионера, при этом, риск случайной порчи продукции лежит на комитенте, а комиссионер обязан обеспечить сохранность товара, и отвечает за утрату или повреждение продукции по его вине.
Вознаграждение комиссионеру выплачивается обычно в виде процентов от суммы проведенной операции или как разница между ценой, назначенной комитентом, и ценой реализации.
Агент – посредник, выступающий в качестве представителя или помощника другого, основного по отношению к нему лица (принципала). Как правило, агенты являются юридическими лицами. Агент заключает сделки от имени и за счет принципала. За свои услуги агент получает вознаграждение, как по тарифам, так и по договоренности с принципалом. Наиболее распространенный вид агентского вознаграждения – процент от суммы заключенной сделки.
Брокер – посредник, сводящий контрагентов при заключении сделок. Брокер не является собственником продукции и не распоряжается ей. Брокер не состоит в договорных отношениях ни с одной из сторон и действует лишь на основе отдельных поручений. Брокер вознаграждается только за проданную продукцию. Как правило, вознаграждение брокера формируется как определенный процент от стоимости проданных товаров.
Формы доведения товара до потребителя определяются прежде всего характером самого товара, местом и условие его производства и потребления, возможностями транспорта. Каждый производитель на основе исследований рынков сбыта своей продукции определяет структуру возможных каналов распределения, их связь с конкретными категориями потребителей и друг с другом.
Виды транспорта, используемого перевозчиками: железнодорожный транспорт; водный транспорт; автомобильный транспорт; воздушный транспорт.

8
Железнодорожный транспорт
Достоинства: приспособлен для перевозки различных грузов при любой погоде; обеспечивает возможность сравнительно быстрой доставки груза на большие расстояния; перевозки регулярные; возможность эффективной организации погрузочно-разгрузочных работ; невысокая себестоимость перевозок грузов и наличие скидок.
Недостатки: ограниченное количество перевозчиков; низкая возможность доставки грузов непосредственно к пунктам потребления.
Водный транспорт
Достоинства: высокая провозная способность; низкие тарифы.
Недостатки: низкая скорость; жесткие требования к упаковке и креплению грузов; малая частота отправок; зависимость от навигационных и погодных условий; требует создания сложной портовой инфраструктуры.
Автомобильный транспорт
Достоинства: высокая маневренность (груз может доставляться «от двери до двери» с необходимой срочностью); обеспечивает регулярность поставок; обеспечивает возможность поставок малыми партиями.
Недостатки: высокая себестоимость перевозок; срочность разгрузки; возможность хищения груза и угона автомобиля; малая грузоподъемность;


9 экологическая вредность.
Воздушный транспорт
Достоинства: высокая скорость доставки; возможность быстрого достижения отдаленных районов; высокая сохранность грузов.
Недостатки: высокие тарифы; зависимость от метеоусловий.
В цепи поставок склады играют роль аккумуляторов запасов, необходимых для синхронизации материальных потоков при их продвижении.
По назначению можно выделить следующие виды складов:
1) сбытовые – склады, предназначенные для хранения запасов произведенной продукции;
2) производственные – склады сырья, комплектующих, материалов и других предметов труда, необходимых для производства продукции;
3)
распределительные склады, к которым относятся:
-
транзитно-перевалочные – склады при железнодорожных станциях, портах, речных пристанях, аэропортах, автогрузовых терминалах служат для кратковременного хранения грузов в период перегрузки их с одного вида транспорта на другой;
-
досрочного завоза – склады в районах, доставка товаров в которые возможна лишь в определенные периоды года;
-
сезонного хранения – склады для товаров сезонного характера;
-
резервные – склады для хранения запасов на случай чрезвычайных обстоятельств;
-
оптовые – склады;
-
розничные – склады торговых предприятий.
Управление цепью поставок – упорядочение по объему, скорости и направлению движения материального потока в цепи поставок таким образом, чтобы при минимальных суммарных затратах в звеньях цепи поставок обеспечить заданный результат.
Основные правила организации материального потока в цепи поставок:
1)
Для минимизации суммарных затрат в цепи поставок необходимо укрупненные продуктовые или транспортные единицы перевозить на максимально возможное расстояние и с наибольшей частотой. Для достижения этой цели необходимо, по

10 возможности, объединять различные предметы материального потока, направляемого к конечной точке цепи. Таким объединением занимаются, например, сортировочные станции в железнодорожных перевозках и грузовые терминалы – в автомобильных.
2)
На протяжении всей цепи поставок должна быть обеспечена связанность и непрерывность материального потока независимо от выбранных продуктовых или транспортных единиц, участвующих в перемещении. Такая единица является результатом согласований в соответствующих звеньях логистической цепи и называется учетно-
договорной единицей (УДЕ). Для наиболее эффективного продвижения материального потока в цепи поставок необходимо использовать минимально возможное количество УДЕ. Это подразумевает интенсивное использование оборудования для технологической обработки
УДЕ и наличие инфраструктуры, заинтересованной в эксплуатации УДЕ при перевозках многими видами транспорта.
3)
Если нельзя избежать создания стационарных распределительных складов в цепи поставок, то они должны располагаться в центре консолидации, который размещается, либо( по возможности) ближе к конечным торговым точкам (если это касается реализации продукции), либо ( по возможности) ближе к производителям продукции (если это касается поставок сырья).
1.2.
Классификация цепей поставок
Цепи поставок классифицируем по фасетному принципу (признаки классификации никак не связаны между собой). Предлагается использовать два независимых признака классификации: количество посредников – распределителей сырья; количество посредников – распределителей продукции.
В качестве алфавита классификации используем арабские цифры, при этом: первая цифра
– количество посредников – распределителей сырья, вторая цифра – количество посредников – распределителей продукции. Таким образом, возможные виды цепей поставок представлены на рис. 1.1.
Цепь поставок вида 01
Производитель сырья
Производитель продукции
Розничный посредник
Потребитель продукции


11
Цепь поставок вида 02
Цепь поставок вида 11
Цепь поставок вида 12
Рис. 1.1. Возможные виды цепей поставок
Любая из представленных цепей поставок содержит две цепочки: снабжение сырьем
для производства продукции и распределение продукции по потребителям; которые скреплены звеном – производитель продукции.
Виды цепочек снабжения (представлены на рис. 1.2): цепочка снабжения нулевого уровня; цепочка снабжения первого уровня.
Цепочка снабжения нулевого уровня
Цепочка снабжения первого уровня
Рис. 1.2. Виды цепочек снабжения
Производитель сырья
Производитель продукции
Оптовый посредник
Производитель сырья
Производитель продукции
Производитель сырья
Производитель продукции
Розничный посредник
Потребитель продукции
Оптовый посредник
Оптовый посредник
Производитель сырья
Производитель продукции
Розничный посредник
Потребитель продукции
Оптовый посредник
Производитель сырья
Производитель продукции
Розничный посредник
Потребитель продукции
Оптовый посредник

12
Виды цепочек распределения (представлены на рис.1.3): цепочка распределения первого уровня; цепочка распределения второго уровня.
Цепочка распределения первого уровня
Цепочка распределения второго уровня
Рис. 1.3. Виды цепочек распределения
2.
УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПОЧКОЙ СНАБЖЕНИЯ НУЛЕВОГО
УРОВНЯ
Данная цепочка состоит из следующих звеньев: производитель сырья; перевозчики сырья; производитель продукции.
2.1.
Критерий управления цепочкой снабжения
Результатом движения материальных потоков в рассматриваемой цепочке является –
обеспечение потребности производителя продукции в сырье по объему и ассортименту.
При этом, движение материальных потоков в цепочке должно быть организовано так, чтобы обеспечить минимум суммарных затрат на производство, перевозку и хранение сырья.
Следовательно, критерий управления цепочкой снабжения формулируется следующим образом – обеспечение заданной потребности производителя продукции в сырье по
объему и ассортименту в заданный период с минимальными суммарными затратами на
производство, перевозку и хранение сырья в тот же период.
Оценить потребность производителя продукции в сырье за период планирования работ можно двумя способами:
Производитель продукции
Розничный посредник
Потребитель продукции
Оптовый посредник
Производитель продукции
Розничный посредник
Потребитель продукции