ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конспект урока "Биосоциальная природа человека"
Великий немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель Иоганн Гёте сказал: «Главный предмет изучения человечества – сам человек».
Человек является частью живой природы. Признаки, характерные для всех живых организмов: рождение, питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение и гибель. Все перечисленные признаки характерны и для человека. Значит, человек – живое существо.
В отличие от растений, у нас нет зелёных частей тела, мы можем жить длительное время в темноте, не способны к фотосинтезу, поэтому питаемся органическими веществами, созданными другими живыми организмами. Следовательно, мы, люди, — гетеротрофные организмы. Потребляем пищу с помощью рта и можем активно передвигаться. Из всего сказанного можно сделать вывод: люди сходны с животными.
Эволюция живой природы происходила многие миллионы лет. В результате развития стада высших приматов превратились сначала в племена древних людей, а затем и в современное человечество.
Становление вида Человек разумный как биосоциального существа происходило тысячелетиями. Старшие поколения передавали накопленный жизненный опыт и знания молодому поколению, обучали детей приёмам изготовления орудий труда, развивали их речь, помогали усваивать правила поведения, принятые в данном человеческом обществе.
Признаки, по которым человек выделяется из мира животных
Человек имеет более развитый мозг, способен к мышлению, прямохождению, членораздельной речи, может преобразовывать окружающий мир сознательным трудом. Благодаря труду человек создал новую жизненную среду.
Животные могут только приспосабливаться к окружающей среде с помощью своих органов и поведения. Человек также может приспосабливаться к изменениям в окружающей среде.
Но в отличие от животных человек научился создавать для себя искусственную среду. Он может изготавливать одежду, выводить новые породы животных и сорта растений, создавать сады, парки, сельскохозяйственные угодья, современные города, транспорт, средства связи, технологии получения различных продуктов и изделий. Такую искусственно созданную среду называют
социальной, так как она создавалась не одним человеком, а социумом, или обществом, многими поколениями на протяжении всей истории человечества.
Условия жизни людей очень сильно отличаются от условий жизни животных, которые могут пользоваться только природной (естественной) средой. Человек с первых дней своей жизни оказывается в окружении вещей, которые созданы самим человеком. С появлением на свет в жизнь ребёнка включается социальная программа его становления как личности: развитие речи, передача опыта поведения, а по достижении определённого возраста — обучение в школе, подготовка к трудовой профессиональной деятельности.
В сказке английского писателя Джозефа Киплинга «Маугли» ребёнок, воспитанный животными, становится сверхчеловеком. Но в реальной жизни люди без человеческого общения и не получившие социальный опыт никогда не становятся полноценными людьми. Подлинные человеческие качества мы приобретаем именно в результате социального общения.
В современном мире постоянно происходит совершенствование техники и технологии. Это позволяет людям производить гораздо больше продуктов питания, чем есть в дикой природе, пользоваться энергией, выделяющейся при сжигании газа, нефти и каменного угля. Открытия в электронике обеспечивают огромную скорость информационных потоков. Например, человек, живущий в Москве, может с помощью радио, телевидения, телефона или интернета очень быстро узнать о событиях, которые произошли за тысячи километров от его дома, например в крупнейшем городе Австралии — Сиднее.
Благодаря научным и техническим достижениям наша жизнь становится комфортнее. Но существует и отрицательная роль научного прогресса – происходит ухудшении экологии. Промышленные и бытовые отходы, вредные выбросы заводов и фабрик, выхлопные газы машин загрязняют окружающую среду и ухудшают здоровье людей.
Люди все активнее используют транспорт, это приводит к гиподинамии – недостатку движения, что плохо влияет на сердце, мышцы и другие органы. При производстве продуктов питания используются пищевые добавки. Они удешевляют производство или улучшают вкус продуктов питания
, но в то же время могут вызывать различные заболевания человека, например аллергию.
Для сохранения урожая на сельскохозяйственных угодьях человек использует ядохимикаты для борьбы с вредителями и болезнями растений. А они также не безвредны для человека. Пристрастие к спиртным напиткам, табаку и наркотикам ведёт к разрушению здоровья и психики, ранней смерти наркоманов и алкоголиков.
Поведение человека социально, оно зависит от воспитания. Даже естественные, биологические потребности в пище, воде, комфорте регулируются традициями данного общества, зависят от материальных возможностей семьи, продуктов, поступающих в продажу, и ряда других причин.
Съесть или отказаться от сомнительных продуктов питания решаем мы сами. Но процесс переваривания пищи происходит по наследственной программе, отработанной многовековой эволюцией человека. Если под влиянием микробов или вредных веществ произойдёт нарушение пищеварения, восстановить его только по нашему желанию невозможно. Нам придётся применять лекарственные препараты.
Поэтому каждый человек должен знать, как устроен и действует его организм. Эти знания позволят надолго сохранить здоровье, создать благоприятные условия для работы всех жизненных систем, избежать вредных факторов, которые могут привести к болезни.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: природа человека биосоциальна. Человек имеет много общих признаков с млекопитающими.
Но не все его качества и способности могут быть объяснены с биологических позиций. Человек является социальным существом.
Настоящее человеческое формируется в нём в процессе жизни в обществе, которое развивается по законам, отличным от биологических.
На протяжении длительного времени происходило укрепление социальных связей, которые позволили человеку обрести абстрактное мышление, сознание, речь, развивать трудовую деятельность и создавать социальную среду, необходимую для жизни людей.
Создание искусственной, социальной среды принесло человечеству величайшие блага и вместе с тем привело к нарушению природного равновесия, поставив человека перед необходимостью решать многие экологические и медицинские проблемы.
Конспект урока "Науки об организме человека"
Чтобы сохранить здоровье, каждому человеку нужно знать, как устроен и работает его организм, а также соблюдать меры, предохраняющие от болезней и укрепляющие здоровье.
Организм человека – предмет изучения таких наук, как анатомия, физиология, психология, гигиена и медицина.
Медицина – область науки и практическая деятельность, направленная на сохранение и укрепление здоровья людей, а также на предупреждение и лечение различных заболеваний. Термин «медицина» происходит от латинского слова «медикус», что в переводе означает «лечебный, врачебный».
Археологические находки, древние рукописи и памятники искусства свидетельствуют о давнем стремлении человека познать окружающий мир и разгадать тайну своего происхождения и бытия. Людей всегда интересовали проблемы жизни и смерти, способы борьбы с недугами, сохранение здоровья и долголетия. В течение многих тысячелетий накапливались знания о различных сторонах человеческого существования.
В процессе развития из медицины в самостоятельные отрасли выделились анатомия, физиология, психология и многие другие биологические науки.
Медицина подразделяется на лечебную (клиническую) и профилактическую, или предупредительную. Профилактическая медицина включает в себя валеологию (науку о здоровом образе жизни) и гигиену.
Гигиена – раздел медицины о создании условий для сохранения и укрепления здоровья. Термин происходит от греческого слова «гигиенос», что в переводе означает «здоровый». Гигиена изучает влияние санитарного состояния внешней среды, условий жизни и труда на здоровье человека. Она разрабатывает меры профилактики заболеваний, обеспечение оптимальных условий жизнедеятельности, сохранения здоровья и продления жизни.
Для решения стоящих перед гигиеной задач используются различные методы: клинические (выяснение причин массовых заболеваний), физиологические (установление приспособительных возможностей организма к неблагоприятным условиям природной и социальной среды), лабораторные (анализ проб воздуха и воды).
Внедряют гигиенические рекомендации в жизнь санитарные врачи. Они выясняют, нет ли вредных излучений, не опасны ли для здоровья людей воздух, вода, пища и почва, следят за чистотой в парикмахерских, банях и бассейнах, на фабриках и заводах, в школах и институтах, изучают влияние на людей бытовых насекомых, крыс и мышей, домашних и диких животных.
Гигиенисты устанавливают предельно допустимые концентрации веществ (ПДК), превышение которых в атмосфере, воде, продуктах или почве может оказаться вредным для здоровья человека, а санитарные врачи следят за соблюдением этих норм. Например, предельно допустимая концентрация хлора в водопроводной воде равна 0,5 мг на литр. Это значит, что
вода совершенно безопасна, если содержание хлора и его соединений не превышает 0,5 мг в одном литре.
Кроме поликлиник в стране действуют санитарно-эпидемиологические центры и санитарно-эпидемиологические станции, в задачу которых входит несение санитарной службы в пределах определённого региона.
Инспектору санитарно-эпидемиологического центра даны большие права: он может остановить работу любого предприятия, если технология производства и выпускаемая продукция не соответствуют санитарным нормам, закрыть торговые точки, где не соблюдаются гигиенические правила.
Санитарные врачи устанавливают источники заболеваний и при необходимости объявляют карантин – запрещение или ограничение выезда, или въезда на территорию, где появилась опасная инфекция. Карантин может быть введён в саду, школе или больнице для проведения необходимой дезинфекции. Нарушившие карантин могут стать разносчиками инфекции и вызвать эпидемию, опасную для многих людей.
Эпидемия – широкое (массовое) распространение какой-нибудь инфекционной (заразной) болезни.
Анатомия – наука о строение организма и его органов. Термин анатомия происходит от греческого слова «анатомэ», которое в переводе означает рассечение.
У этой науки также есть свои методы: аутопсия (вскрытие трупов), рентгеноскопия, ультразвуковые исследования (УЗИ), томография, моделирование работы органов с помощью компьютера. Благодаря их использованию стало возможным не только детально изучить строение органов, но и обнаруживать малейшие отклонения в их состоянии.
В древности учёные широко использовали метод вскрытия мёртвого тела и изучение его органов.
Это считалось большим грехом и было запрещено. Только в период Возрождения учёным разрешили вскрывать тела казнённых преступников. Пример такой сцены вскрытия изображён голландским художником XVII века Рембрандтом ван Рейном. Современник учёного доктор Тюлп показывает ученикам, как работают мышцы, сгибающие пальцы рук.
Анатомия изучает не только внутреннее строение человека, но и особенности его внешнего строения: рост, вес, пропорции тела.
Физиология – наука о жизненных функциях организма и его органов. Термин «физиология» происходит от греческих слов «физис» и «логос», которые в переводе означают соответственно «природа» и «учение». Функция органа – это его работа. Основу физиологических методов составляют наблюдения и эксперименты.