Файл: Лекция Целевая аудитория и сегментация в B2B и B2c критерии сегментирования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лекция 1. Целевая аудитория и сегментация в B2B и B2C
Критерии сегментирования
Задание 1. Компания планирует реализовывать замороженные полуфабрикаты.
Задание 2. Компания планирует реализовывать готовые холодные закуски.
Задание 3. Открывается новый спа-салон.
Задание 4.Планируется открыть гостиницу для домашних животных.
1) Укажите не менее 5 сегментов потребительского рынка, на котором реализуется аналогичная продукция. Для сегментирования можно воспользоваться следующими критериями:
1. Социально-демографические характеристики
-
Возрастные категории -
Пол -
Уровень образования -
Наличие детей (их пол и возраст) -
Дифференциация доходов -
Социальная группа -
Профессия -
Способ проведения досуга -
Отношение к жизни
2. Стиль жизни
А - Потребители, которыми руководят потребности. Они тратят деньги в связи со своими потребностями, а не предпочтениями. Это беднейшие слои населения, без образования.
Б - Потребители, которыми руководят внешние факторы. Совершая покупки, эти люди заботятся о том, что подумают об этом другие.
В - Потребители, которыми руководят внутренние факторы. Для них прежде всего важны собственные потребности и желания.
3. Удовлетворенность тем продуктом, который сейчас потребляют
-
Очень удовлетворен (высокая степень лояльности) -
Средне удовлетворен (низкая степень лояльности) -
Неудовлетворен (не лоялен вообще)
Решение:
Задание 1. Компания планирует реализовывать замороженные полуфабрикаты.
Возрастные категории | Пол | Уровень образования | Стиль жизни | Удовлетворенность продуктом |
18-30 лет | Мужской | Среднее | Потребители, которыми руководят потребности | Средне удовлетворен |
Задание 2. Компания планирует реализовывать готовые холодные закуски.
Возрастные категории | Пол | Уровень образования | Стиль жизни | Удовлетворенность продуктом |
20-40 лет | Мужской | Среднее-высшее | Потребители, которыми руководят потребности | Средне удовлетворен |
Задание 3. Открывается новый спа-салон.
Возрастные категории | Пол | Уровень образования | Стиль жизни | Удовлетворенность продуктом |
25-45 лет | Женский | Высшее | Потребители, которыми руководят внутренние факторы | Очень удовлетворен |
Задание 4.Планируется открыть гостиницу для домашних животных.
Возрастные категории | Пол | Уровень образования | Стиль жизни | Удовлетворенность продуктом |
30-50 лет | Женский | Высшее | Потребители, которыми руководят внутренние факторы | Очень удовлетворен |
Лекция 2. Методика 5W Марка Шеррингтона. Портрет целевой аудитории.Сегментация целевой аудитории и контекстная реклама
Составьте целевой портрет покупателей
Задание 1. Покупатели хлопьев для похудения
-
ФИО, возраст. -
Место проживания: -
Семейное положение, количество детей: -
Сфера занятости и уровень зарплаты: -
Должность, связанные с ней проблемы: -
Потребности, желания, фобии:
ФИО, возраст | Место проживания | Семейное положение, количество детей | Сфера занятости и уровень зарплаты | Должность, связанные с ней проблемы | Потребности, желания, фобии |
Николаева Антонина Васильевна, 42 года | Санкт-Петербург | Замужем, 2 детей | Финансовый контроллинг, 100 000 рублей | Бухгалтер, работает в женском коллективе | Хочет выглядеть лучше, не нравится лишний вес;Боится обсуждения ее фигуры среди коллег за ее спиной. |
Задание 2. Покупатели дорогих смартфонов
-
ФИО, возраст. -
Место проживания: -
Семейное положение, количество детей: -
Сфера занятости и уровень зарплаты: -
Должность, связанные с ней проблемы: -
Потребности, желания, фобии:
ФИО, возраст | Место проживания | Семейное положение, количество детей | Сфера занятости и уровень зарплаты | Должность, связанные с ней проблемы | Потребности, желания, фобии |
Антонов Михаил Александрович, 35 лет | Москва | Холост | IT, 200 000 рублей | Front-endразработчик, не хватает “статусного” гаджета | Хочет подчеркнуть свой статус среди коллег, друзей; считает, что ему не хватает мощного инструмента для коммуникации. |
Задание 3. Покупатели украшений по индивидуальному дизайну
-
ФИО, возраст. -
Место проживания: -
Семейное положение, количество детей: -
Сфера занятости и уровень зарплаты: -
Должность, связанные с ней проблемы: -
Потребности, желания, фобии:
ФИО, возраст | Место проживания | Семейное положение, количество детей | Сфера занятости и уровень зарплаты | Должность, связанные с ней проблемы | Потребности, желания, фобии |
Белова Елена Игоревна, 33 года | Владивосток | Замужем, без детей | Домохозяйка, общий доход семьи 150 000 рублей | Недостаток внимания со стороны мужа и подруг | Хочет подчеркнуть свою индивидуальность и красоту; Переживает, что в последнее время на нее уделяют мало времени. |
Лекция 3 Что такое прямые продажи?
Напишите эссе по прямым продажам.
Объём эссе – 2-3 листа машинописного текста, формата А4, шрифт Times New Roman, 1,5 интервал, кегль 12.
Оригинальность итоговой работы должна быть не ниже 70% (проверка в системе Антиплагиат).
Структура эссе определяется предъявляемыми требованиями:
-
мысли автора по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т); -
мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы (А). Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. -
эссе должно иметь кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):
1. вступление
2. тезис
3. аргументы
4. заключение.
При написании важно также учитывать следующие моменты:
-
Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора).
Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы
Решение:
Прямые продажи – это продажа товаров или услуг при непосредственном общении продавца и покупателя. Чаще всего этот метод предполагает личную встречу с клиентом в офисе, на дому, на улице и так далее. Однако он не исключает использование телефонных звонков, мессенджеров, электронных писем, онлайн-чата и других каналов связи.
При прямых продажах производитель напрямую взаимодействует с потребителем, однако в некоторых случаях допускается распространение продукции через дистрибьюторскую сеть. При непрямых продажах продукция производителя закупается оптовыми дилерами, которые распространяют ее среди посредников, а они, в свою очередь – по торговым точкам. И лишь в конце этой цепочки продукция доходит до потребителя.
Отличным примером прямых продаж служит реализация продукции Avon. Представители компании закупают продукцию на складах и реализуют ее конечным потребителям по каталогам. Они предлагают товары своим родственникам, друзьям, знакомым или просто случайным людям на улице, в офисах и так далее.
Виды прямых продаж
Есть несколько видов прямых продаж в зависимости от способа контакта и обстановки. Рассмотрим самые популярные:
1. Личная встреча
Традиционный вид прямых продаж, при котором продавец встречается с покупателем лично. В зависимости от места встречи можно выделить несколько подвидов:
-
На дому у клиента. Этот способ отлично подходит для реализации продукции в В2С-сегменте – например, средства ухода, бытовая химия, товары для дома и т.д. Продавец может прийти к потенциальному клиенту по договоренности («теплая» продажа) или случайно («холодная» продажа); -
В офисе. Этот способ предназначен для реализации продукции в В2В-сегменте – например, услуги IP-телефонии, клининга и так далее. Чаще всего представители обращаются по договоренности, но не исключены и «холодные» продажи; -
На нейтральной территории. В качестве такой территории может выступать улица, стенд в торговом комплексе, стенд компании на выставке или ярмарке. Этим способом реализуются товары как в В2С-, так и в В2В-сегменте.
Прямая продажа при личной встрече может оказаться наиболее эффективной. Опытный менеджер прямых продаж может грамотно презентовать продукт, ответить на любые вопросы потенциального клиента и закрыть любые возражения, поскольку ему доступны все каналы воздействия – визуальный, аудиальный и кинестетический. Простыми словами, покупатель будет видеть продавца (то есть фиксировать его мимику, жесты, внешний вид), слушать его (фиксировать тон голоса, темп речи), а также сможет прикоснуться к презентуемому товару.
С другой стороны, здесь огромную роль играют внешние данные продавца. Компания должна предъявлять жесткие требования к внешности, голосу, одежде, поведению и другим характеристикам специалиста, реализующего продукцию. Иначе существует риск добиться противоположного эффекта – вы можете гарантированно потерять клиента. Также личная встреча нередко воспринимается клиентом как навязчивое вторжение в личное пространство.
2. Телефон
Прямые продажи по телефону активно применяются в В2С- и в В2В-сегменте. С их помощью компании продают различные товары для дома, банковские и страховые услуги и т.д. Звонок потенциальному клиенту так же может осуществляться по договоренности («теплая» продажа) или случайно по базе («холодная» продажа). В В2В-сегменте перед специалистом встает еще одна важная задача – выйти на лицо принимающее решение.
В отличие от продаж при личной встрече, в продажах по телефону внешние данные специалиста не имеют никакого значения. Однако тембр его голоса, темп речи и пр. играют намного более важную роль, поскольку у продавца остается только один канал воздействия – аудиальный.
Эффективность продаж по телефону ниже, чем при личных встречах. К тому же они воспринимаются более негативно. Однако продажи по телефону позволяют экономить время и ресурсы компании, а также охватить намного большее количество потенциальных клиентов. Поэтому они иногда используются в качестве «прогрева» клиента перед личной встречей.
3. Интернет
В прямых продажах по интернету можно выделить несколько подвидов в зависимости от используемого канала связи, например:
-
Мессенджер -
Онлайн-чат. -
Электронная почта и пр.
Эффективность прямых продаж по интернету наиболее низкая. Продавец может воздействовать на потенциального покупателя только с помощью текста, аудиосообщений, изображений, видео и так далее. С другой стороны, они обходятся для компании еще дешевле, чем продажи по телефону.