Файл: Философия космизма К. Циолковского Борисова Е. С. студентка группы ср21з.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «ПГТУ»)
Дисциплина: Философия
ЭССЭ
на тему: «Философия космизма К. Циолковского»
Выполнил: Борисова Е.С. студентка группы СР-21з
Проверил: Шалаев В.П.
Йошкар-Ола
2022
Константин Эдуардович Циолковский — русский и советский учёный-самоучка, исследователь, школьный учитель. Основоположник современной космонавтики.
Циолковский признает существующей и действительной во Вселенной одну субстанцию и одну силу-материю в ее бесконечном превращении. Материи свойственно усложняться в своем развитии. Циолковский признает широчайшее распространение жизни в космосе, в разных формах (до крайне различных) и на различных ступенях ее развития, вплоть до самых совершенных, высокосознательных и бессмертных ее представителей. Жизнь для Циолковского возникает и продолжается в любых условиях. Сознательная жизнь не имеет никаких пределов и развивается даже без всяких условий: без атмосферного давления, без кислорода, без пищи, довольствуясь только солнечными лучами. [2]
У Циолковского Вселенной свойственна такая организация, при которой она под руководством совершеннейших, подобных богам существ объединяет между собой ближайшие группы солнц, млечные пути, эфирные острова.
Важнейшими принципами космической философии, которые лежат в основе метафизики и научной картины мира Циолковского являются принципы атомистического панпсихизма, монизма, бесконечности, самоорганизации и эволюции.
Принцип атомистического панпсихизма напрямую связан с пониманием Циолковским материи. Циолковский говорил, что «Я не только материалист, но и панпсихист, признающий чувствительность всей Вселенной. Это свойство я считаю неотделимым от материи». Все тела Вселенной «имеют одну и ту же сущность; одно начало, которое мы называем духом материи (сущность, начало, субстанция, атом в идеальном смысле)», что очень сходно с философией Платона. «Атом-дух» («идеальный атом», «первобытный дух») по Циолковскому, «есть неделимая основа или сущность мира. Она везде одинакова. Животное есть вместилище бесконечного числа атомов-духов, так же, как и Вселенная. Из них только она и состоит, материи, как её прежде понимали, нет. Есть только одно нематериальное, всегда чувствующее
, вечное неистребляемое, неуничтожаемое, раз и навсегда созданное или всегда существовавшее».
Принцип монизма выражает единство субстанциональной основы мира, образуемой "атомами-духами". "Материя едина, и основные свойства её во всей Вселенной должны быть одинаковы". Это означает:
- единство материального и духовного начал Вселенной;
-единство живой и неживой материи: "материя едина, так же ее отзывчивость и чувствительность";
-единство человека и Вселенной, т.е. его участие в космической эволюции, в противовес христианским представлениям о бессмертии души;
-выводимость этических норм из метафизики космоса. [5]
Циолковский – автор концепции «пульсирующей Вселенной». Он считал ее бесконечной во времени, но периодически разгорающейся и создающей мыслящую жизнь, а затем вновь угасающей. Процесс этот периодически повторяется. Удивительна жизнь живого вещества при этом. Циолковский считал, что жизнь после смерти Вселенной не прекращается, но лишь переходит в лучевую, то есть энергическую форму. Затем она возрождается в материальном виде, но на более высокой ступени развития сознания. [1]
Следовательно, человечество тоже ждет преобразование в лучистую форму существования.«Лучистое человечество» - это может быть, наиболее удивительная идея человечества.
Вселенная Циолковского жива в каждой своей частичке, будь то атом или молекула, человек или минерал. Атом вечно живой, и он вечно переходит из одной формы жизни в другую. Пребывание в косном веществе – это как краткий сон, заботы. «Память атома» фиксирует лишь время пребывания в живом веществе: в нервной ткани он живет и реагирует, в мозге человека он мыслит. Состояние атома во Вселенной ввиду этого – вечное блаженство. Вечное блаженство по Циолковскому – это и есть цель той Первопричины, которую зовут вечно живой Вселенной.
Космическое бытие человечества по Циолковскому может быть подразделено на четыре основных эры:
-Эра рождения, в которую вступит человечество через несколько десятков лет и которая продлится несколько миллиардов лет.
-Эра становления. Эта эра будет ознаменована расселением человечества по всему космосу. Длительность этой эры - сотни миллиардов лет.
-Эра расцвета человечества. Теперь трудно предсказать её длительность - очевидно, сотни миллиардов лет.
-Эра терминальная займёт десятки миллиардов лет. Во время этой эры человечество ... сочтёт за благо включить второй закон термодинамики в атоме, т.е. из корпускулярного вещества превратиться в лучевое. Что такое лучевая эра космоса - мы ничего не знаем и ничего предполагать не можем.[1]
Константин Эдуардович Циолковский - отец русской космонавтики; всю жизнь пытается найти ответы на вечные вопросы: кто мы? Откуда? Куда идем? Понять наш мир, считал он, можно только с космической точки зрения. В своих представлениях он видел символы, смутные догадки о будущем человечества, расшифровать которые необходимо с космической точки зрения. Будущее мира связано с космосом, и человечество как единый объект эволюции изменится; Циолковский считал: пройдя несколько эволюционных этапов расселения и космосе, через сотни миллиардов лет превратится в вид лучистой энергии, заполнив собой все космическое пространство. Центральной в космической этике Циолковского стала идея о том, что цель жизни и вся деятельность разумного существа должны служить прогрессу всего космического целого, поскольку это приведёт к устранению в космосе несовершенства жизни, зла и страданий.
Список использованной литературы:
1 Алексеева, В.И. Философия бессмертия К.Э.Циолковского: истоки системы и возможности анализа / В.И. Алексеева// Общественные науки и современность.2001.-№3.-с.13-14
2 Казютинский В.В. Космическая философия К.Э.Циолковского: за и против/В.В.Казютинский//Земля и Вселенная.-2003.-№4.-с.43-54
3 Чижеский А.Л. На берегу Вселенной: Годы дружбы с Циолковским.
Воспоминания.-М.:Мысль, 1995.-715 с.
4 Арлазоров М.С. Циолковский. Жизнь замечательных людей.-М.:Молодая гвардия, 1962.-320 с.
5 Циолковский К.Э. Монизм Вселенной. http://www.igorladov.com/bibl/tsiolk_m.htm
6 Дёмин В.И. Циолковский. Жизнь замечательных людей.-М.:Молодая гвардия, 2005.-336 с.