ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Воспитание культуры питания и организация труда дежурных по столовой
Перед сервировкой стола посуду и столовые приборы приносит младший воспитатель в группу, где дети принимают пищу и ставит на раздаточный стол(самостоятельно посуду из моечной дети не приносят ни в коем случае!!!). Ни в одной возрастной группе дети не носят тарелки самостоятельно в моечную (после приема первого блюда тарелки убирает младший воспитатель, воспитатель)!!! Всю посуду и столовые приборы уносит младший воспитатель!
Содержание труда дежурных
В младших группах как такового дежурства нет, дети выполняют отдельные трудовые поручения воспитателя и младшего воспитателя.
Дети 2-3 лет
В 1 младшей группе дети перед едой расставляют стулья к столам(чтобы было удобнее ходить вокруг стола), приносят хлебницы и салфетницы на столы, расставляют их с помощью младшего воспитателя или воспитателя.
Дети 3-4 лет
Во 2 младшей группе, со 2 половины года вводится дежурство по столовой. Перед тем, как ввести дежурство, воспитатель организует специальные занятия, на которых показывает и подробно объясняет все действия, привлекая детей к их выполнению. Детей обучают выполнять порученное дело не отвлекаясь, не суетясь, не спеша, не закончив одного дела, не переходить к другому. Воспитатель руководит работой дежурных, закрепляя навыки раскладывания приборов (Приложение 1).
У детей- дежурных должна быть специальная одежда (фартук или халат и головной убор – косынка, пилотка и т.п.). Перед ребенком – дежурным ставят только одно условие: помочь младшему воспитателю накрыть на стол, за которым сидят он и его товарищи.
1. Ребенок раскладывает индивидуальные салфетки (если они имеются в наличии).
2. Расставляет хлебницы, салфетницы, кружки под третье блюдо (пустые).
3. Раскладывает ложки, вилки.
Основное внимание воспитатель уделяет обучению последовательности в работе и умению не отвлекаться от дела. А также стремится к созданию спокойной обстановки.
Дети 4-5 лет
Дежурство организуется с начала учебного года. У ребят формируется ответственное отношение к делу. В этой возрастной группе каждый дежурный обслуживает один стол. В первые месяцы необходимо учить дежурных правильным приемам работы (Приложение 1). В средней группе обязанности дежурного увеличиваются:
1.Дети раскладывают индивидуальные салфетки (если они имеются в наличии).
2. Расставляет хлебницы, салфетницы, кружки под третье блюдо (пустые).
3.Расставляют тарелки под первое блюдо.
4. Раскладывают вилки, ложки.
Второе блюдо раздают младший воспитатель и воспитатель (дети не встают из-за стола в процессе приема пищи).
После еды дети убирают салфетки, хлебницы, салфетницы. Тарелки с остатками пищи после первого и второго блюда убирает младший воспитатель, воспитатель.
Дети 5-6 и 6-7 лет
Дежурство старших дошкольников (старшие и подготовительные группы) постепенно усложняется как по содержанию труда, так и по форме объединения детей, по требованию самостоятельности в работе. Обычно ежедневно воспитатель назначает по два ребенка – дежурных. Эти дети дежурят в течение всего дня. Важной задачей организации труда дежурных является формирование у детей ответственности за порученное дело. В содержание труда дежурных по столовой в старших группах входит полная сервировка стола, помощь в уборке стола после еды:
1. Дети раскладывают индивидуальные салфетки (если они имеются в наличии).
2. . Расставляет хлебницы, салфетницы, кружки под третье блюдо (пустые).
3. Разложить ножи, ложки, вилки, чайные ложки(в кружку).
4.После еды помогают убирать тарелки из-под второго блюда (очищенные младшим воспитателем тарелки составляют в стопку, в отдельные тарелки складывают столовые приборы), хлебницы, салфетницы.
Тарелки с остатками пищи очищает младший воспитатель, дети в моечную не заходят.
Часто воспитатели спрашивают – следует ли отпускать дежурных раньше с прогулки? Это допустимо только в тех случаях, если дети уходят в сопровождении младшего воспитателя. В остальных случаях это недопустимо, так как дети идут в группу без сопровождения взрослого. Дежурные должны раздеться первыми, помыть руки и приступить к своим обязанностям.
Уголки дежурных
Организация дежурства в различных возрастных группах осуществляется через уголки дежурных.
Во второй младшей группе такого уголка может не быть, т.к. в данном возрасте поручения.
В средней группе появляется уголок дежурства (дежурство осуществляется только по столовой).
В старшей и подготовительной группах вводятся дежурства по НОД и уголку природы ( везде по два дежурных).
Приложение 1
Навыки раскладывания приборов
2 младшая группа
Младший воспитатель кладет ложки и вилки по количеству детей на каждый стол.
Ложки берутся по одной за ручку, кладутся с правой стороны тарелки выпуклой стороной вниз;
Вилки берутся по одной за ручку, кладутся ближе к тарелке с правой стороны острыми концами вверх, а затем ложка выпуклой стороной вниз;
На середину стола ставится хлебница и салфетница.
Средняя группа
Младший воспитатель ставит посуду стопкой на каждый стол
Тарелка ставится напротив стульчика, на край стола;
Справа раскладываются вилки и ложки (см. 2 младшая группа);
На середину стола ставят хлебницу и салфетницу;
Кружки берут по одной за ручку и ставят около каждой тарелки, чтобы ручка была с правой стороны;
Нож кладется справа от тарелки лезвием к тарелке, рядом кладется ложка, затем вилка для салата; вилка для второго лежит с левой стороны ( в том случае, если подается нож);
Чайная ложка кладется в блюдце, ручка должна быть справа или ставится в кружку;
Скатерть после еды дежурные складывают на столе пополам, затем еще раз пополам и только потом складывают по длине.
В группах старшего дошкольного возраста младший воспитатель ставит посуду на раздаточный стол, а дежурные самостоятельно сервируют столы в соответствии с количеством детей.
Самостоятельная уборка посуды после еды:
Тарелки после первого отодвигаются на середину стола и ставятся стопкой (если младший воспитатель не успела ее убрать);
Кружка уносится на раздаточный стол и ставится на поднос;
Использованные салфетки выбрасываются в мусорное ведро.
Процесс уборки посуды дежурными в группах старшего дошкольного возраста
Младший воспитатель очищает тарелки от остатков пищи и уносит собранную дежурными посуду
Дежурные собирают тарелки из-под второго в стопки на каждом столе;
В отдельные тарелки складываются ложки, вилки и ножи;
Салфетницы убираются на свое место, доступное для ребенка;
Скатерти складываются дежурными(уносит младший воспитатель).