Файл: Виды труда дошкольника.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Воспитание культуры питания и организация труда дежурных по столовой

Перед сервировкой стола посуду и столовые приборы приносит младший воспитатель в группу, где дети принимают пищу и ставит на раздаточный стол(самостоятельно посуду из моечной дети не приносят ни в коем случае!!!). Ни в одной возрастной группе дети не носят тарелки самостоятельно в моечную (после приема первого блюда тарелки убирает младший воспитатель, воспитатель)!!! Всю посуду и столовые приборы уносит младший воспитатель!

Содержание труда дежурных

В младших группах как такового дежурства нет, дети выполняют отдельные трудовые поручения воспитателя и младшего воспитателя.

Дети 2-3 лет

В 1 младшей группе дети перед едой расставляют стулья к столам(чтобы было удобнее ходить вокруг стола), приносят хлебницы и салфетницы на столы, расставляют их с помощью младшего воспитателя или воспитателя.

Дети 3-4 лет

Во 2 младшей группе, со 2 половины года вводится дежурство по столовой. Перед тем, как ввести дежурство, воспитатель организует специальные занятия, на которых показывает и подробно объясняет все действия, привлекая детей к их выполнению. Детей обучают выполнять порученное дело не отвлекаясь, не суетясь, не спеша, не закончив одного дела, не переходить к другому. Воспитатель руководит работой дежурных, закрепляя навыки раскладывания приборов (Приложение 1).

У детей- дежурных должна быть специальная одежда (фартук или халат и головной убор – косынка, пилотка и т.п.). Перед ребенком – дежурным ставят только одно условие: помочь младшему воспитателю накрыть на стол, за которым сидят он и его товарищи.

1. Ребенок раскладывает индивидуальные салфетки (если они имеются в наличии).

2. Расставляет хлебницы, салфетницы, кружки под третье блюдо (пустые).

3. Раскладывает ложки, вилки.

Основное внимание воспитатель уделяет обучению последовательности в работе и умению не отвлекаться от дела. А также стремится к созданию спокойной обстановки.

Дети 4-5 лет

Дежурство организуется с начала учебного года. У ребят формируется ответственное отношение к делу. В этой возрастной группе каждый дежурный обслуживает один стол. В первые месяцы необходимо учить дежурных правильным приемам работы (Приложение 1). В средней группе обязанности дежурного увеличиваются:


1.Дети раскладывают индивидуальные салфетки (если они имеются в наличии).

2. Расставляет хлебницы, салфетницы, кружки под третье блюдо (пустые).

3.Расставляют тарелки под первое блюдо.

4. Раскладывают вилки, ложки.

Второе блюдо раздают младший воспитатель и воспитатель (дети не встают из-за стола в процессе приема пищи).

После еды дети убирают салфетки, хлебницы, салфетницы. Тарелки с остатками пищи после первого и второго блюда убирает младший воспитатель, воспитатель.

Дети 5-6 и 6-7 лет

Дежурство старших дошкольников (старшие и подготовительные группы) постепенно усложняется как по содержанию труда, так и по форме объединения детей, по требованию самостоятельности в работе. Обычно ежедневно воспитатель назначает по два ребенка – дежурных. Эти дети дежурят в течение всего дня. Важной задачей организации труда дежурных является формирование у детей ответственности за порученное дело. В содержание труда дежурных по столовой в старших группах входит полная сервировка стола, помощь в уборке стола после еды:

1. Дети раскладывают индивидуальные салфетки (если они имеются в наличии).

2. . Расставляет хлебницы, салфетницы, кружки под третье блюдо (пустые).

3. Разложить ножи, ложки, вилки, чайные ложки(в кружку).

4.После еды помогают убирать тарелки из-под второго блюда (очищенные младшим воспитателем тарелки составляют в стопку, в отдельные тарелки складывают столовые приборы), хлебницы, салфетницы.

Тарелки с остатками пищи очищает младший воспитатель, дети в моечную не заходят.

Часто воспитатели спрашивают – следует ли отпускать дежурных раньше с прогулки? Это допустимо только в тех случаях, если дети уходят в сопровождении младшего воспитателя. В остальных случаях это недопустимо, так как дети идут в группу без сопровождения взрослого. Дежурные должны раздеться первыми, помыть руки и приступить к своим обязанностям.

Уголки дежурных

Организация дежурства в различных возрастных группах осуществляется через уголки дежурных.


Во второй младшей группе такого уголка может не быть, т.к. в данном возрасте поручения.

В средней группе появляется уголок дежурства (дежурство осуществляется только по столовой).

В старшей и подготовительной группах вводятся дежурства по НОД и уголку природы ( везде по два дежурных).

Приложение 1

Навыки раскладывания приборов

2 младшая группа

Младший воспитатель кладет ложки и вилки по количеству детей на каждый стол.

Ложки берутся по одной за ручку, кладутся с правой стороны тарелки выпуклой стороной вниз;

Вилки берутся по одной за ручку, кладутся ближе к тарелке с правой стороны острыми концами вверх, а затем ложка выпуклой стороной вниз;

На середину стола ставится хлебница и салфетница.

Средняя группа

Младший воспитатель ставит посуду стопкой на каждый стол

Тарелка ставится напротив стульчика, на край стола;

Справа раскладываются вилки и ложки (см. 2 младшая группа);

На середину стола ставят хлебницу и салфетницу;

Кружки берут по одной за ручку и ставят около каждой тарелки, чтобы ручка была с правой стороны;

Нож кладется справа от тарелки лезвием к тарелке, рядом кладется ложка, затем вилка для салата; вилка для второго лежит с левой стороны ( в том случае, если подается нож);

Чайная ложка кладется в блюдце, ручка должна быть справа или ставится в кружку;

Скатерть после еды дежурные складывают на столе пополам, затем еще раз пополам и только потом складывают по длине.

В группах старшего дошкольного возраста младший воспитатель ставит посуду на раздаточный стол, а дежурные самостоятельно сервируют столы в соответствии с количеством детей.

Самостоятельная уборка посуды после еды:

Тарелки после первого отодвигаются на середину стола и ставятся стопкой (если младший воспитатель не успела ее убрать);

Кружка уносится на раздаточный стол и ставится на поднос;

Использованные салфетки выбрасываются в мусорное ведро.


Процесс уборки посуды дежурными в группах старшего дошкольного возраста

Младший воспитатель очищает тарелки от остатков пищи и уносит собранную дежурными посуду

Дежурные собирают тарелки из-под второго в стопки на каждом столе;

В отдельные тарелки складываются ложки, вилки и ножи;

Салфетницы убираются на свое место, доступное для ребенка;

Скатерти складываются дежурными(уносит младший воспитатель).