Файл: Учебнометодическое пособие для студентов и преподавателей Тольятти 2017 Условные обозначения, использующиеся в пособии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 627

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Титульный лист

Условные обозначения, использующиеся в пособии

МОДУЛЬ 1

Тема 1. Язык как знаковая система. Функции языка. Культура речи и словари

ТЕСТЫ по теме «Язык как знаковая система. Функции языка. Культура речи и словари»

ТЕСТЫ по теме «Правильность речи и нормы литературного языка», «Орфоэпические нормы», «Акцентологические нормы»

Тема 3. Лексические и фразеологические нормы русского языка

ТЕСТЫ

Тема 4. Морфологические нормы русского языка

ТЕСТЫ

Т ема 5. Синтаксические нормы русского языка

Т емы 6. Коммуникативные качества речи

ТЕСТЫ

МОДУЛЬ 2

Тема 7.Функциональные стили современного русского литературного языка. Официально-деловой стиль речи

ТЕСТЫ по теме «Функциональные стили современного русского литературного языка»

Тема 8. Деловое общение. Культура официально-деловой речи. Жанры устной деловой коммуникации

ТЕСТЫ

По сфере применения выделяют следующие виды ораторских речей:

Современная классификация ораторских речей по целевой установке говорящего:

ТЕСТЫ

Тема 11. Научный стиль речи. Его языковые и структурные особенности. Научный текст. Способы построения научного текста

ТЕСТЫ

Темы 12.Виды научных текстов. Способы построения и извлечения информации из научных текстов

ТЕСТЫ

Тема 13. Особенности курсовой и дипломной работы. Библиографическое описание

ТЕСТЫ

Г лоссарий

Справочные материалы. Орфоэпический минимум

Лексический минимум. Плеонастические словосочетания

Паронимы

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ

Орфографический минимум

Титульный лист


Тольяттинский государственный университет

Кафедра русского языка, литературы и лингвокриминалистики

О.Г. Каменская, Р.А. Кан, Е.Т. Стрекалова
Русский язык и культура речи

Учебно-методическое пособие

для студентов и преподавателей


Тольятти – 2017

Условные обозначения, использующиеся в пособии


Л екционный материал

Занимательный материал



Дополнительная информация к размышлению



Использованная литература



Вопросы для самопроверки



Тестовый материал для самоконтроля



Задания для самостоятельной работы



Обратись к словарю! Работа со словарем



Обрати внимание! Важный материал



Справочные материалы

СодержаниеМодуль I

Тема 1. Язык как знаковая система. Функции языка. Культура речи и словари ………………………………..4

Примеры тестов……………………………………………………………………………………………………..12

Тема 2. Правильность речи и нормы литературного языка. Орфоэпические нормы русского языка………..16

Примеры тестов……………………………………………………………………………………………………...21

Тема 3. Лексические и фразеологические нормы русского языка……………………………………………….26


Примеры тестов……………………………………………………………………………………………………..29

Тема 4. Морфологические нормы русского языка ... …………………………………………………………….32

Примеры тестов……………………………………………………………………………………………………...35

Тема 5. Синтаксические нормы русского языка …………………………….........................................................38

Примеры тестов……………………………………………………………………………………………………..39

Темы 6. Коммуникативные качества речи ……………………………..................................................................42

Примеры тестов…………………………………………………………………………………………………… .45

Модуль II

Тема 7. Функциональные стили современного русского литературного языка. Официально-деловой стиль речи………………………………………………………………………………………………………………….48

Примеры тестов……………………………………………………………………………………………………..53

Тема 8. Деловое общение. Культура официально-деловой речи. Жанры устной деловой коммуникации………………………………………………………………………………………………………57

Примеры тестов……………………………………………………………………………………………………..67

Тема 9.-10.. Публицистический стиль речи. Особенности публицистического стиля. Публичная речь. Законы построения публичного выступления …………………………………………………………………………….70

Примеры тестов…………………………………………………………………………………………………….76

Тема 11. Научный стиль речи. Его языковые и структурные особенности. Научный текст. Способы построения научного текста………………………………………………………………………………… ……80

Примеры тестов……………………………………………………………………………………………………..84

Тема 12. Виды научных текстов. Способы построения и извлечения информации из научных текстов …87

Примеры тестов…………………………………………………………………………………………………….91

Тема 13. Особенности курсовой и дипломной работы. Цитирование. Виды цитирования. Способы оформления ссылок. Библиографическое описание……………………………………………………………..94

Примеры тестов…………………………………………………………………………………………………….97

Глоссарий ………………………………………………………………………………………………………..…99

Справочные материалы. Орфоэпический минимум…………………………………………………………..…102



Лексический минимум. Плеонастические словосочетания…………………………………………………….105

Лексический минимум. Паронимы…………………………………………………………………………….…106

Основные правила русской орфографии…………………………………………………………………………108

Орфографический минимум………………………………………………………………………………………117

МОДУЛЬ 1

Тема 1. Язык как знаковая система. Функции языка. Культура речи и словари


«…каждый интеллигентный человек должен быть хотя бы немного филологом. Этого требует культура»

Д.С. Лихачёв




В современную эпоху, требующую получения и обработки боль­шого количества информации, оперативных действий, быстрого принятия решений, от специалиста для успеха в его профессио­нальной деятельности требуются навыки владения устной и пись­менной речью.

Инженеру, который не способен подобрать соответствующие слова для ясной передачи мысли и затрудняется грамотно изло­жить полученную информацию, будет трудно добиться успехов в своей профессиональной деятельности.

Усвоение теоретических знаний и овладение навыками, вхо­дящими в профессиональную составляющую специалиста, является задачей курса «Русский язык и культура речи».

Р еальностью сегодняшнего дня является включение в речь молодых людей слов «классно», «клево», «в лом», «фишка» и др. Это молодежный жаргон, язык молодежной субкультуры.

За словами сленга стоят определенные понятия, выражающие состояние нашего общества на определенной стадии его разви­тия, стоит речевая культура участников общения, незнание норм делового общения и речевого этикета.

Одна из иностранных фирм специально разработала и выпус­тила на латиноамериканский рынок новый автомобиль и назвала его «Чеви-Нова». Но автомобиль не пользовался спросом. Фирма срочно провела свое расследование, затратив огромные деньги, и выяснила, что «Нова» по-испански означает «она не едет». Так незнание значения слова чуть не сделало фирму банкротом.

Автомобиль «Запорожец» в Финляндии не продавался, пото­му что его название оказалось созвучным выражению «свиной хвостик», название машины «Жигули» во французском языке похоже на жиголо — сутенер, в арабском означает фальшивый. Поэтому автомобиль в экспортном варианте назвали «Лада».


Известный русский ученый Д.С. Лихачёв писал: «Язык не только лучший показатель культуры, но и воспитатель человека. Четкое выражение своей мысли, богатый язык, точный подбор слов в речи формирует мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности... Если чело­век точно может назвать ошибку, допущенную им в работе, зна­чит, он определил ее суть».

Что же представляет собой язык?

Язык это система знаков и способов их соединения, он слу­жит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявления и являет­ся средством общения.

С помощью языка мы узнаем мир, определяем свое место в нем. Люди, получая и перерабатывая информацию о предметах или явлениях, оперируют с помощью языка уже не ими, а их знаками, обозначениями понятий.

К олумбийский писатель Габ­риель Гарсия Маркес в романе «Сто лет одиночества» рассказал о том, как люди в результате болезни теряли память, не могли на­звать предмет и не понимали, что это и зачем нужно. Когда один из героев заметил, что с трудом вспоминает названия привычных вещей, он прикрепил к ним наклейки, например

«часы, стол, дверь, стена, кровать». В конце концов, дощечка с надписью, повешенная на шею корове, указывала: «Это корова, ее надо доить каждое утро, чтобы иметь молоко, а молоко надо кипятить вме­сте с кофе, чтобы получился кофе с молоком». Невозможность на­звать вещи по именам означает невозможность узнать их, понять их значение. То, что закодировано в языке, не только информация о мире, но и сам мир, имеющий свой определенный код.

Русский язык (как и любой другой язык) представляет собой систему. Система (от греческого systema - целое, составленное из частей; соединение) – объединение элемен­тов, находящихся в отношениях и связях, образующих целостность, единство. Следовательно, каждая система:

  • состоит из множества элементов;

  • элементы находятся в связи друг сдругом;

  • элементы образуют единство, одно целое.

Характеризуя язык как систему, необходимо опреде­лить, из каких элементов он состоит, как они связаны друг с