Файл: Моделирование бизнеспроцессов организации. Диаграммы прецедентов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лабораторная работа №10
Тема: МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ОРГАНИЗАЦИИ. ДИАГРАММЫ ПРЕЦЕДЕНТОВ
Краткие теоретические сведения
1. Информационная система и ERP-система
Вспомним, что такое информационная система? Существует множество определений этого термина, но если все не усложнять, то в качестве общего определения можно использовать такое: информационная система (ИС) – это программно-аппаратная система, предназначенная для хранения, обработки, поиска, распространения, передачи и предоставления информации.

Понятно, что речь идет о компьютерной программе. Но система – это совокупность взаимосвязанных элементов, образующих единое целое, поэтому уместно говорить не об одной программе, а о комплексе программ, тесно взаимодействующих друг с другом, направленных на решение, быть может, разных задач, при этом служащих одной конечной цели – тем или иным образом облегчить, упростить, ускорить, автоматизировать человеческую деятельность.

Также надо понимать, что компьютерная программа сама по себе не работает, ей (внезапно!) нужен компьютер. Поэтому ИС – система программно-аппаратная, т.е. включающая в себя не только программное обеспечение (совокупность программ), но и аппаратное – компьютерное оборудование, на котором все эти программы выполняются: сервера, стационарные персональные компьютеры (всем нам известные системные блоки с монитором, клавиатурой и мышью) и ноутбуки, смартфоны и т.д.

Информационные системы бывают разные, но все они предназначены для решения определенного круга задач. Тут уместно задать вопрос: является ли информационной системой MicrosoftExcel? А MicrosoftAccess? И ответом будет НЕТ. Конечно, есть скупые определения, гласящие, что Excel – это табличный процессор (средство для работы с электронными таблицами), а Access – система управления базами данных (СУБД), а никакие не информационные системы. Но если подумать, становится понятно, что сами по себе ни Excel, ни Access никаких задач автоматизации человеческой деятельности решить не в состоянии. Почему? Ну, вот запустим мы Excel – увидим пустую таблицу. Запустим Access – увидим даже не базу данных, а пустоту – ни таблиц, ни запросов, ничего. Поэтому эти программные средства можно рассматривать как
инструменты разработки ИС. С их помощью можно создавать информационные системы, пусть простые, с ограниченными возможностями, но вполне способные автоматизировать какие-то задачи, хранить данные, осуществлять их поиск, обработку и т.п. Информационная система – это готовый продукт, способный сразу решать какие-то задачи прикладного характера.
И здесь мы подходим к такому классу ИС, как ERP-системы. Есть простое определение, передающее самую суть: ERP-система – это информационная система, которая позволяет хранить и обрабатывать большинство критически важных для работы компании данных. Критически важные данные – такие данные, без которых компания не может функционировать. Большинство – потому что абсолютно все данные собирать и хранить в ИС невозможно, их слишком много.

В чем отличие ERP-системы от информационной системы? ERP – понятие более узкое, это разновидность ИС, предназначенная именно для автоматизации бизнес-процессов компании. ИС ведь не обязательно служат для автоматизации бизнес-процессов; например, в России очень популярна справочно-правовая система «Консультант Плюс», которая является, по сути дела, базой данных российского законодательства – федеральных законов, кодексов, указов, приказов, судебных решений и т.п. нормативно-правовых актов. Это ИС, но, конечно, не ERP-система. Или ИС библиотеки, служащая для учета книг, журналов и т.д.; ИС для составления расписаний занятий в вузе – это все не ERP-системы, потому что автоматизируют какую-то одну, пусть и достаточно сложную сферу деятельности, но относящуюся не ко всей организации в целом, а к какому-то ее подразделению. И вот таких специфических ИС в компании может использоваться много (ИС бухгалтерии; ИСотдела кадров; ИС отдела информационных технологий, содержащая сведения о компьютерах, серверах, принтерах, учетных записях пользователей и т.п.). В то же время аббревиатураERPозначает «Enterprise Resource Planning, планирование ресурсов предприятия». Ведь что такое бизнес, что такое компания с т.з. управленца (менеджера)? Это некая совокупность ресурсов (кадровых, финансовых, материальных – помещения, оборудование, запасы, и т.д.). И для успешного ведения бизнеса этими ресурсами необходимо грамотно управлять, в чем и состоит задача менеджера. Так вот, ERP – это такая стратегия управления ресурсами компании, а ERP-система – информационная система, реализующая стратегию ERP. Поэтому ERP-система – это такая интегрированная ИС предприятия, автоматизирующая деятельность предприятия в целом, различные его бизнес-процессы.



Бизнес-процесс – это последовательность операций, направленных на решение одной из задач бизнеса. Из бизнес-процессов складывается деятельность организации. Например, к бизнес-процессам может относиться закупка сырья или продажа готовой продукции.

Насколько я понимаю, ERP-системой в ПГНИУ пытается стать ЕТИС – Единая ТелеИнформационная Система. На текущий момент в ЕТИС входят подсистемы для поддержки учебной, научной и библиотечной деятельности, составления расписаний, кадрового учета, внутреннего документооборота организации (и, возможно, чего-то еще). Однако, например, финансовый учет (бухгалтерский, налоговый учет, расчет зарплаты, стипендий), учет государственных закупок (которыми занимается контрактная служба университета) в ЕТИС не реализован, для этих целей в ПГНИУ используются другие ИС – в том числе различные конфигурации «1С:Предприятие».
2. Проектирование ИС. Унифицированный язык моделирования UML
Чтобы разработать ERP-систему (и информационную систему вообще), нужно выполнить множество шагов. Существуют различные классификации этапов разработки ИС, различные модели жизненного цикла ИС (каскадный, спиральный, …), но останавливаться на этих тонкостях в рамках лабораторных работ мы не будем.

Однако понятно, что, прежде чем приступить непосредственно к программной реализации ИС. т.е. к разработке приложений, программированию, необходимо, во-первых, определиться, зачем вообще нужна ИС, какие задачи она будет решать, сформировать требования к ней; во-вторых, провести анализ предметной области, собрать необходимую информацию о предприятии, его бизнес-процессах; в-третьих, осуществить проектирование системы, в т.ч. моделирование ее бизнес-процессов.

Под моделированием бизнес-процессов компании будем понимать их формальное описание на некотором специальном языке, как правило, в виде схем, диаграмм. Этим мы и займемся.

Стоит отметить, что существуют два основных подхода к проектированию ИС:

1. Структурно-функциональный. Система представляется в виде иерархии (дерева) взаимосвязанных функций. На высшем уровне система представлена единым целым с наивысшей степенью абстракции; по мере детализации (добавления уровней) она разбивается на функциональные компоненты с более конкретным содержанием. Например, пусть есть фирма, производящая веники. На высшем уровне абстракции ее деятельность можно описать функцией с названием «Деятельность фирмы по производству веников». Углубляясь, можно произвести декомпозицию этой мегафункции на более конкретные подфункции: «Закупка сырья для веников», «Производство веников», «Сбыт веников». Затем эти функции можно детализировать еще сильнее, и т.д. Получится некое иерархическое (древовидное) представление функций компании. Т.е. первоосновой при проектировании (тем, от чего, так сказать, «пляшем») является
функция (какие именно задачи решает система и ее подсистемы).

2. Объектно-ориентированный.В рамках этого подхода система разбивается на набор объектов, соответствующих объектам реального мира, взаимодействующих между собой. Первоосновой является не функция, а объект, обладающий какими-то свойствами, характеристиками и выполняющий некоторые функции.
Соответственно, существуют различные методологии моделирования бизнес-процессов, основанные на том или ином подходе. К структурно-функциональным методологиям относится, например, IDEF (Integrated Definition for Function Modeling). Ярким представителем объектно-ориентированного подхода является методология RUP (Rational Unified Process), предполагающая использование в качестве средства формализации бизнес-процессов язык UML.

UML (Unified Modeling Language– унифицированный язык моделирования) – язык графического описания для объектного моделирования в области разработки программного обеспечения, моделирования бизнес-процессов, системного проектирования и отображения организационных структур.

Средства языка UML включают в себя несколько видов диаграмм, позволяющих описывать проектируемую систему (предметную область, бизнес-процессы – в общем, описывать то, что мы анализируем) с разных точек зрения. К основным из них относятся:

  • диаграммы прецедентов (вариантов использования, сценариев) (Use Case Diagram)

  • диаграммы действий (активностей) (Activity Diagram)

  • диаграммы состояний (Statechart Diagram)

  • диаграммы классов (Class Diagram)

  • диаграммы последовательности (Sequence Diagram)

  • диаграммы кооперации (Collaboration Diagram)

  • диаграммы компонентов(Component Diagram).

При моделировании бизнес-процессов обычно используются первые 2 вида (диаграммы прецедентов и действий). Другие диаграммы полезны на более глубоких уровнях проектирования ИС и используются разработчиками ИС (IT-специалистами).

Также стоит отметить, что бывают модели «как есть» (AS-IS), описывающие бизнес-процессы в том виде, в каком они существуют, и модели «как должно быть» (TO-BE), описывающие бизнес-процессы в их желаемом виде, т.е. с учетом автоматизации, внедрения ИС. Как правило, по результатам анализа бизнес-процессов компании строится модель «как есть», выявляются ее недостатки, затем с учетом этих недостатков формируется модель «как должно быть». Мы сразу будем моделировать желаемое состояние вещей – «как должно быть».
3. Диаграммы прецедентов (UseCaseDiagram
)
Для диаграмм прецедентов основной акцент в рассмотрении бизнес-процессов делается на бизнес-задачах, порядке их решения, а также на их исполнителях и участниках. Диаграмма прецедентов – это наиболее общая, абстрактная модель бизнес-процессов, которая указывает на то, какие задачи решаются и кто в их решении участвует, но не указывает, как конкретно это происходит.
Основные элементы диаграммы прецедентов:

Название элемента

Графическое представление

Описание

1. Актер (Actor) (актор)



Это исполнители или участники бизнес-процесса. Те, кто начинает (инициирует) выполнение прецедентов, а также те, кто участвует в их выполнении, но необязательно начинает их. Для информационной системы актер – это, как правило, ее пользователь (человек) или внешняя система. Актер – необязательно человек.

2. Прецедент (вариант использования, сценарий) (UseCase)



Это бизнес-задача, которая реализуется бизнес-процессом. Для ИС это функция, которую она выполняет, то, для чего ИС вообще предназначена, что она позволяет с собой делать.

3. Ассоциация(Association Relationship)



Это связь между актером и прецедентом, показывающая их взаимодействие между собой. Направление связи указывает, кто является инициатором взаимодействия (либо актер начинает прецедент, либо в процессе выполнения прецедента происходит обращение к актеру).

4. Включениеирасширение (Inclusive, Extensive Relationship)

Включение:


Расширение:



Это связи между прецедентами, характеризующие отношение между ними.

Включение показывает, что базовый прецедент использует функционал включаемого прецедента. Стрелка идет от базового. Т.е. включаемый прецедент детализирует, конкретизирует, уточняет базовый. Решение задачи (базовый прецедент) включает в себя решение подзадачи (включаемый прецедент).

Расширение указывает на возможность расширения базового прецедента дополнительным функционалом. Стрелка идет от включаемого. Т.е. включаемый прецедент может выполняться в составе базового, но не всегда, а при выполнении некоторых условий. В этом отличие расширения от включения.