Файл: Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» г. Иркутск,ул. Академическая, 74, тел/факс (395-2) 420-940, E-mail: oumc@bk.ru
1
Дисциплина № 7
Планирование и прогнозирование в социальной работе
Лекция 1. Планирование как функция управления учреждением
Планирование как функция управления
Важнейшей функцией управления считают планирование.
Планирование — непрерывный процесс установления и конкретизации целей развития организации и ее структурных подразделений, определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации, распределения ресурсов.
Основными принципами планирования являются: комплексность, точность, непрерывность (органическое единство перспективных и текущих планов), гибкость, экономичность. В зависимости от целей различают стратегическое
и тактическое планирование. Стратегическое планирование предполагает определение миссии организации на каждой стадии ее жизненного цикла, формирование системы целей деятельности и стратегий поведения.
Тактическое планирование представляет собой поиск и согласование наиболее эффективных путей и средств реализации принятой стратегии развития организации. Стратегическое планирования, как правило, имеет долгосрочную перспективу, в то время как тактическое планирование представлено среднесрочными и краткосрочными планами работы организаций.
Тактическое планирование неразрывно связано со стратегическим планированием, так как там, где используется стратегическое планирование, возникает потребность в тактическом планировании.
Тактическое планирование означает уточнение, коррекцию, дополнение, одним словом, конкретизацию стратегии.
Вопрос планирования в современном обществе и конкретно в организациях играет огромную роль. Планирование подразумевает

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» г. Иркутск,ул. Академическая, 74, тел/факс (395-2) 420-940, E-mail: oumc@bk.ru
2 своевременное выявление проблем развития социальной структуры, оценку основных показателей еѐ состояния, сбор информации, определение фактического положения дел, установление приоритетности решения выявленных проблем, т.е. определение целей и задач плана, разработку проекта плана, а также определение ресурсов для его выполнения.
Планирование необходимо в каждой организации для эффективного функционирования процессов деятельности организации при достижении целей, ради которых организация создана. Именно поэтому планированию как функции управления организацией отводится основополагающая роль.
Сущность социального планирования.
Социальное планирование представляет собой научно обоснованное определение целей, показателей, заданий развития социальных процессов и основных средств их претворения в жизнь. Социальное планирование - форма регулирования социальных процессов в обществе, связанных с жизнедеятельностью населения.
Социальное планирование– метод социального управления, суть которого состоит в определении и обосновании целей, задач и темпов развития социальных процессов и в разработке основных средств их реализации. Выделяют четыре уровня социального планирования:

общегосударственный уровень;

региональный уровень;

территориальный уровень;

уровень учреждений.
На общегосударственном уровне законодательные органы власти, реализуя свои функции, принимают ряд законов, регулирующих социальное планирование: например,
Федеральный
Закон
«О минимальных государственных социальных стандартах» от 11 июня 2003 года,


ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» г. Иркутск,ул. Академическая, 74, тел/факс (395-2) 420-940, E-mail: oumc@bk.ru
3
«Национальный стандарт Российской Федерации Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг», ГОСТ Р 52143—2003.
На основе действующего законодательства, посредством социального планирования, разрабатываются федеральные программы социального развития. На общегосударственном уровне выбираются формы социального планирования, формулируется ряд задач, исполнение которых делегируется различным государственным и общественным учреждениям.
В настоящее время социальное планирование в большей мере сосредоточено на территориальном уровне. Социальное планирование имеет характер социальных прогнозов и ориентировано на решение специфических задач, тесно связанных с территорией социальных и экономических проблем
– занятости населения, социальной защиты населения, охраны его здоровья, развития сферы социально-культурного обслуживания, экологии и др.
Планирование представляет собой заблаговременное принятие решений о том, что следует делать и что для этого необходимо, когда делать, кто будет делать, кто будет отвечать за полученный результат.
История развития и применения технологии социального
планирования.
Идея планирования по своему происхождению – идея социалистическая. Ее в наиболее полном виде высказали представители утопического социализма – А. Сен-Симон, Ш. Фурье, а Р. Оуэн даже попытался реализовать ее в жизни. Уже к концу XIX века необходимость планирования все чаще становилась достоянием практики решения экономических проблем. Плановость рассматривалась преимущественно в рамках крупных производственных образований – трестов, концернов, фирм.
Сам термин социальное планирование впервые был употреблен в «Новом курсе» Ф. Рузвельта, который был выработан как путь выхода США из жесточайшего кризиса начала 30-х годов XX века. В дальнейшем в

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» г. Иркутск,ул. Академическая, 74, тел/факс (395-2) 420-940, E-mail: oumc@bk.ru
4 американской социологии это понятие анализировалось в тесной связи с формами и методами осуществления социальной политики, в частности с обеспечением социальной защиты населения.
В отечественной социологии в 60–70-е годы большой вклад в разработку проблем социального планирования внесли ленинградские исследователи: В. М.Ельмеев, Д.А. Керимов, Б.Я. Ляшенко, А.С. Пашков,
В.Р. Полозов.
В 80-е годы интерес к данной проблематике снизился, а в 90-е годы практически исчез в значительной мере потому, что отвержение идей социализма привело к отказу от идей планирования вообще и социального планирования в частности
Лекция 2. Методы и виды планирования
Методы социального планирования.
Социальное планирование включает:

своевременное выявление проблем развития социальной структуры,

оценку основных показателей еѐ состояния,

сбор информации,

определение фактического положения дел,

установление приоритетности решения социальных проблем, т.е определение целей и задач плана,

разработку проекта плана

определение ресурсов для его выполнения.
Объектами социального планирования являются:

социальная дифференциация;

социальная структура;


ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» г. Иркутск,ул. Академическая, 74, тел/факс (395-2) 420-940, E-mail: oumc@bk.ru
5

качество и уровень жизни населения, качество и уровень потребления;

обеспеченность жильем, его комфортность;

обеспеченность населения важнейшими видами благ и услуг;

развитие образования, здравоохранения, культуры;

определение объема данных услуг, предоставляемых населению на платной и бесплатной основе.
Методы социального планирования

социальный эксперимент;

балансовый метод;

программно-целевое планирование;

методы математического моделирования;

нормативный метод;

комплексный метод.
Социальный эксперимент – это метод изучения социальных явлений и процессов, осуществляемый путем наблюдения за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые контролируют и направляют его развитие. Социальный эксперимент предполагает:

внесение изменений в сложившиеся отношения;

контроль за влиянием изменений на деятельность и поведение ли чности и социальных групп;

анализ и оценку результатов этого влияния.
Осуществление социального эксперимента предполагает изменение сложившейся ситуации, в которой в качестве управляемой подсистемы действует определенная общность людей (трудовой коллектив) и определенное подчинение видов деятельности этой общности целям самого эксперимента. Социальный эксперимент – это метод, применяемый в управлении, который позволяет получить информацию о количественном и

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» г. Иркутск,ул. Академическая, 74, тел/факс (395-2) 420-940, E-mail: oumc@bk.ru
6 качественном изменении показателей деятельности управляемого социального объекта в результате воздействия на него вводимых или видоизменяемых экспериментатором и контролируемых им новых факторов.
Балансовый метод.
Реализуется принцип сбалансированности и пропорциональности.
Сущность его заключается в увязке потребностей страны, региона, организации в различных видах продукции, материальных, трудовых и финансовых ресурсов с возможностями производства продукции и источниками ресурсов.
Балансовый метод предполагает разработку балансов, представляющих собой систему показателей, в которой одна часть, характеризующая ресурсы по источникам поступления, равна другой, показывающей использование по всем направлениям их расхода.
В настоящее время усиливается роль балансов, разрабатываемых на макроуровне: платежного баланса, баланса доходов и расходов государства, баланса денежных доходов и расходов населения, сводного баланса трудовых ресурсов, балансов спроса и предложения. Результаты балансовых расчетов служат основой при формировании структурной, социальной, финансово- бюджетной и кредитно-денежной политики, а также политики занятости и внешнеэкономической деятельности. Балансы применяются также для выявления диспропорций в текущем периоде, вскрытия неиспользованных резервов и обоснования новых пропорций. Система балансов, используемых в планировании, включает: материальные, трудовые и финансовые.
Программно-целевой метод.
Программно-целевое планирование - это один из видов планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей.
Ключевым понятием программно-целевого планирования является программа. Программа — это комплекс мероприятий


ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» г. Иркутск,ул. Академическая, 74, тел/факс (395-2) 420-940, E-mail: oumc@bk.ru
7 по реализации стратегий. Постановка целей при программно-целевом методе планирования представляет собой формирование «дерева целей». Затем в соответствии с ним определяется система мероприятий по реализации целей, называемая целевой комплексной программой. Для ее выполнения строится специальная система управления, которая доводит задания программы до конкретных исполнителей и контролирует их выполнение. Организационная структура этой системы определяется, таким образом, «деревом целей», составом исполнителей и содержанием программы.
Рассмотрим его основные стадии:
1. Формирование общей структурной схемы системы и еѐ главных характеристик (стадия композиции).
2. Разработка состава подразделений и основных связей между ними
(стадия структуризации).
3. Разработка количественных характеристик аппарата управления, установление порядка его деятельности (стадия регламентации).
Методы математического моделирования
Математическое моделирование в социологии – это использование математического языка и аппарата для описания и последующего анализа основных свойств социальных явлений и процессов. Математическое моделирование дает возможность заменить непосредственный анализ реальных явлений анализом свойств и характеристик математических объектов. Математическая модель социального объекта представляет собой некоторый набор формальных соотношений между показателями модели, разделяемых на параметры и переменные. Параметры модели обычно отражают внешние условия и слабо меняющиеся характеристики.
Переменные модели отражают основные для данного исследования характеристики; анализ изменения их значений представляет главную цель моделирования. Планирование экономических и социальных процессов с

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» г. Иркутск,ул. Академическая, 74, тел/факс (395-2) 420-940, E-mail: oumc@bk.ru
8 использованием моделей включает разработку модели, ее экспериментальный анализ, сопоставление результатов прогнозных расчетов на основе модели с фактическими данными состояния объекта или процесса, корректировку и уточнение модели.
Использование моделирования математического в социологии практически началось в конце XIX в. и особенно усилилось в середине ХХ в., чему способствовало появление электронно-вычислительной техники и широкое распространение социологических исследований. В настоящее время трудно дать однозначную классификацию математических моделей, используемых в социологических исследованиях.
Нормативный метод.
Нормативный метод
- метод регулирования деятельности производственных и непроизводственных звеньев с помощью норм и нормативов, отражающих общественные требования к затратам и результатам деятельности, их распределению и использованию. Ориентирует трудовые коллективы на выполнение плановых заданий при наименьших затратах трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Единство процесса общественного воспроизводства, всех его сторон и элементов обеспечивает объективную возможность формирования единой системы взаимосвязанных норм и нормативов. Ее основные принципы:

общность методологического подхода к формированию норм и нормативов независимо от уровней управления и горизонтов планирования;

прогрессивность норм и нормативов, систематическое их обновление в соответствии с изменениями в процессе производства и непроизводственной сферы на базе научно-технического прогресса и других факторов;

сопоставимость норм и нормативов, формируемых на различных уровнях управления


ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» г. Иркутск,ул. Академическая, 74, тел/факс (395-2) 420-940, E-mail: oumc@bk.ru
9
Комплексный метод
Комплексный метод представляет собой разработку программы с учетом всех главных факторов: материальных, финансовых и трудовых ресурсов, исполнителей, сроков. Его применение предполагает соблюдение следующих требований:

определение темпов и пропорций развития социального процесса;

статистической и динамической модели

выработка основных показателей плана
Планирование деятельности учреждения
Планирование работы учреждений социального обслуживания несмотря на достаточную степень исследования данного вопроса научными работниками до сих пор вызывает затруднения у практиков системы социального обслуживания. Это обусловлено рядом причин:
1.
Низкое качество подготовки будущих специалистов отрасли в профессиональных учебных заведениях к практической деятельности
2.
Постоянные модернизационные процессы, присущие системе социального обслуживания с одной стороны, и низкая мобильность, и неготовность к постоянным изменениям руководителей системы социального обслуживания, с другой стороны.
3.
Междисциплинарный характер социальной работы, влияющий на основное содержание плана работы учреждения – потребность в учете существующей практики планирования в здравоохранении, образовании.
Объектами планирования в учреждении являются отдельные подразделения и отдельные части процесса планирования. Взаимосвязь между подразделениями осуществляется на основе координации на горизонтальном уровне, т.е. на уровне функциональных подразделений.
Координация плановой деятельности выражается в том, что деятельность ни одной части учреждений нельзя планировать эффективно, если такой процесс

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» г. Иркутск,ул. Академическая, 74, тел/факс (395-2) 420-940, E-mail: oumc@bk.ru
10 не связан с плановой деятельностью отдельных единиц данного уровня, и всякие изменения в планах одного из подразделений должны быть отражены в планах других. Таким образом, взаимосвязь и одновременность — главные черты координации планирования.
Требования к планированию

планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями.

каждый план должен составляться с заданной степенью точности, адекватной неопределенности внешней среды. Другими словами, планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют условия деятельности учреждения.
Виды планирования
По содержанию плановых решений

Стратегическое планирование

Тактическое планирование

Оперативно-календарное планирование

Бизнес-планирование
По предмету планирования

Целевое планирование

Планирование средств

Программное планирование

Планирование действий
По срокам

Перспективное планирование

Долгосрочное планирование

Среднесрочное планирование

Текущее планирование