Файл: Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» г. Иркутск,ул. Академическая, 74, тел/факс (395-2) 420-940, E-mail: oumc@bk.ru
11

Краткосрочное планирование
По сферам функционирования

Планирование производства

Планирование финансов

Планирование персонала и др.
Планирование как управленческое решение. Этапы планирования.
Мы с вами будем рассматривать процесс стратегического планирования работы учреждения сроком на 1 календарный год.
Стратегической целью социальной работы является наиболее полное удовлетворение потребностей всех слоев населения в социальной защите.
Слово стратегия произошло от греческого «искусство генерала». Стратегия– детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.
Необходимо помнить, что само по себе стратегическое планирование не гарантирует успеха. Это подтверждает то, что все функции управления взаимосвязаны.
Стратегическое планирование обеспечивает руководству средство создания плана на длительный срок; дает основу для принятия решения; способствует снижению риска для принятия решения, помогает уточнить наиболее подходящие пути действий, а также создает единство общей цели внутри организации.
Этапы стратегического планирования
1. На первом этапе планирования существенным решением является выбор целей организации. Основная общая цель организации, т.е. четко выраженная причина ее существования, обозначается как ее миссия
(ответственное задание, роль, поручение). Цели вырабатываются для осуществления этой миссии. Миссия детализирует статус организации и

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» г. Иркутск,ул. Академическая, 74, тел/факс (395-2) 420-940, E-mail: oumc@bk.ru
12 обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях.
Формулировка миссии должна содержать:
1. задачу организации с точки зрения ее основных услуг, ее основных потребителей, основных технологий – т.е. какой деятельностью занимается организация;
2. факторы внешней среды по отношению к организации;
3. культуру организации – какого типа рабочий климат существует в организации, каких людей привлекает этот климат.
Например, миссия управления социальной защиты – удовлетворение социальных потребностей населения. Миссией центра социальной помощи семье и детям является оказание комплексной помощи и поддержки семьи и детей.
Некоторые руководители не придают значения выбору миссии.
Особенно это относится к руководителям коммерческих организаций. Они считают, что миссия – получение прибыли.
2. Второй этап. Цели (а точнее дерево целей) организаций социальной обслуживания формируются и устанавливаются на основе миссии организации. Целидолжны обладать некоторыми характеристиками:
1. конкретные и измеримые цели – например, оказать поддержку многодетным семьям, зарегистрированным в отделе (абсолютное число), например, цель негосударственного вуза – обеспечить подготовку специалистов с меньшими издержками;
2. ориентация во времени – когда должен быть достигнут результат
(долгосрочные - 5 лет, среднесрочные 1-5 лет, краткосрочные до года);
3. достижимые цели – чтобы служить повышению эффективности организации цели должны быть достижимыми. Цели должны быть взаимно поддерживающими – т.е. действия и решения, необходимые для достижения


ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» г. Иркутск,ул. Академическая, 74, тел/факс (395-2) 420-940, E-mail: oumc@bk.ru
13 одной цели, не должны мешать достижению других целей организации. Если это условие не будет выполняться, то в организации может возникнуть конфликт между подразделениями.
Задачи организации формируются по каждой из стратегических целей.
Схему дерева целей организации можно изобразить следующим образом:
Миссия организации:
1.
Цель №1

Задача 1

Задача 2

Задача 3 2.
Цель №2

Задача 1

Задача 2

Задача 3 3.
Цель №3

Задача 1

Задача 2

Задача 3
Выбор стратегических целей организации является наиболее сложной задачей, стоящей перед руководителем учреждения. При определении стратегических целей необходимо руководствоваться объектами планирования деятельности коллектива. А именно объектами планирования при разработке годового плана работы учреждения являются система управления учреждением, работа с персоналом, управление ресурсами и т.д.
3. На третьем этапе процесса стратегического планирования, после установления миссии и целей организации, а также определения приоритетных задач по каждой из целей необходимо определить результат,

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» г. Иркутск,ул. Академическая, 74, тел/факс (395-2) 420-940, E-mail: oumc@bk.ru
14 который хочет получить учреждение в результате реализации плана работы.
Результат должен быть конкретизирован конкретными показателями (кол-во обслуживаемых граждан, количество внедренных технологий и т.д.)
4. На четвертом этапе разработки годового плана работы определяются основные формы, средства, ресурсы для достижения поставленных целей и задач. Это один из самых объемных разделов годового плана работы, который отражает содержание деятельности коллектива учреждения по достижению поставленных целей. Целесообразно привлекать значительную часть коллектива учреждения для разработки данного раздела, так как в данном разделе необходимо отразить деятельность структурных подразделений учреждения, деятельность постоянно созданных объединений, комиссий, а также деятельность по основным общим направлениям (Организационная работа, контроль, руководство, работа с персоналом и т.д.). Содержание данного раздела разнообразно и зависит, как правило, от тех ресурсов, которыми обладает конкретное учреждение. При разработке данного раздела существует две основных противоположных ошибки:

в одних учреждениях этот раздел слишком детализирован

В других учреждениях он слишком мал и не отражает способов достижения поставленных в плане целей
Между тем необходимо отметить, что в годовой план работы всего коллектива должны войти наиболее общие и крупные направления работы и конкретные мероприятия, которые будут отражать основной замысел достижения поставленных целей и задач.
5. На пятом этапе, после того как план в основном сформирован (готов проект плана), административная команда учреждения продолжает работу по детализации и уточнению плана. На этом этапе изучается внешняя среда организации.


ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» г. Иркутск,ул. Академическая, 74, тел/факс (395-2) 420-940, E-mail: oumc@bk.ru
15
Оценивают внешнюю среду по трем параметрам:

изменения, которые воздействуют на разные аспекты текущей стратегии;

какие факторы представляют угрозу для стратегии;

какие факторы представляют больше возможностей для достижения цели путем корректировки плана.
В основном обращают внимание на такие факторы, как социальные, экономические, политические, развитие технологий, состояние рынка рабочей силы, инвестиций.
6. На шестом этапе происходит выбор стратегии.
Выбирается стратегическая альтернатива, которая максимально повысит долгосрочную эффективность организации, то есть результат.
На выбор влияют факторы:
1. риск – какой уровень риска считается приемлемым. Высокая степень риска может разрушить организацию;
2. знание прошлых стратегий – часто руководство находится под воздействием прошлых стратегий;
3. реакция на владельцев (если акционерное общество) – владельцы акций ограничивают гибкость руководства при выборе альтернативы
(коммерческие структуры);
4. фактор времени – решение может способствовать успеху или неудаче организации (реализация хорошей идеи в неудачный момент может привести к развалу организации).
На этом же этапе необходимо оценить выбранную стратегию. Оценка стратегического плана проводится путем сравнения результатов работы с целями. Оценка должна проводиться системно и непрерывно. При оценке процесса стратегического планирования следует ответить на 5 вопросов:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» г. Иркутск,ул. Академическая, 74, тел/факс (395-2) 420-940, E-mail: oumc@bk.ru
16 1. является ли стратегия внутренне совместимой с возможностями организации?
2. предполагает ли стратегия допустимую степень риска?
3. обладает ли организация достаточными ресурсами для реализации стратегии?
4. учитывает ли стратегия внешние опасности и возможности?
5. является ли стратегия лучшим способом применения ресурсов организации?
Критерии оценки: количественные (рост объема услуг, уровень затрат); качественные
(способность привлечь высококвалифицированных руководителей и специалистов, расширение объема услуг клиентам, использование возможностей).
7. Седьмой этап - конкретизация плана по итогам определения рисков и выбора стратегии деятельности коллектива плана.
Однако необходимо отметить, что работа над планом не прекращается после его разработки. Стратегический план работы коллектива на год конкретизируется и детализируется в ежемесячных планах работы учреждения, в планах работы структурных подразделений. План должен быть реалистичным. Это так называемой формальное планирование (так как основные цели и задачи уже определены, а конкретизация требуется в определении ресурсов, сроков, форм и методов реализации плана).
Необходимо остановиться на основных компонентах формального планирования:
1.тактика – краткосрочные стратегии, которые согласуются с долгосрочными планами; Характеристики тактических планов: а) тактические планы разрабатывают в развитие стратегии; б) тактика вырабатывается на уровне руководителей среднего звена;


ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» г. Иркутск,ул. Академическая, 74, тел/факс (395-2) 420-940, E-mail: oumc@bk.ru
17 в) результаты тактических планов появляются быстро и соотносятся с конкретными действиями (результаты стратегии могут появиться через несколько лет).
2. порядок –описывает действия, которые следует предпринять в конкретной ситуации. Если ситуация при принятии решения повторяется, то руководство применяет испытанный временем способ действий, и для этого вырабатывает стандартизированные указания. По существу, порядки
(инструкции, методики и т.д.) представляет собой запрограммированное решение. Например, порядок принятия граждан на социальное обслуживание, порядок повышения квалификации сотрудников и т.д.
3. правила –составляются тогда, когда руководство ограничивает действия сотрудников, чтобы гарантировать выполнение конкретных действий конкретными способами. То есть правило определяет, что должно быть сделано в специфической единичной ситуации. Правила отличаются от порядков тем, что они разработаны на конкретный и ограниченный вопрос.
Иногда возникают конфликты, вызванные нежеланием работников выполнять правила и порядки. Для того, чтобы избежать конфликтной ситуации, руководителю необходимо информировать подчиненных о целях правил, объяснять, почему необходимо выполнять работу именно так, как предписано правилами или порядками.
Все эти документы позволяют сделать процесс планирования беспрерывным, внося и корректируя основной плановый документ деятельности коллектива на год.
Выводы:
1.
Содержание
планирования
как
функции
управления
учреждением социального обслуживания состоит в обоснованном
определении основных направлений, ресурсов развития учреждения с
учетом спроса населения конкретного региона на социальные услуги.

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» г. Иркутск,ул. Академическая, 74, тел/факс (395-2) 420-940, E-mail: oumc@bk.ru
18
2.
Сущность планирования проявляется в следующих моментах:

конкретизация целей развития всей организации и каждого
подразделения в отдельности на установленный период,

определения хозяйственных задач, средств их достижения,
сроков и последовательности реализации,

выявление и актуализация материальных, трудовых и
финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Объектами планирования в учреждении являются отдельные
подразделения и отдельные части процесса планирования.

Взаимосвязь между подразделениями осуществляется на
основе координации на горизонтальном уровне, т.е. на уровне
функциональных подразделений.
3.
Объектами планирования в учреждениях социального
обслуживания являются:

Деятельность отдельных подразделений

Отдельные направления деятельности (организационная
работа, контроль, руководство и т.д.)
4.
Планы должны составляться так, чтобы в них можно было
вносить изменения, увязывая их с изменяющимися внутренними и
внешними условиями. При невозможности указания точной даты
применяются формулировки «в течение месяца», «в течение квартала»
5.
Каждый план должен составляться с заданной степенью
точности, адекватной неопределенности внешней среды. Другими
словами, планы должны быть конкретизированы и детализированы в
той степени, в какой позволяют условия деятельности учреждения.
Лекция 3. Моделирование в социальной работе


ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» г. Иркутск,ул. Академическая, 74, тел/факс (395-2) 420-940, E-mail: oumc@bk.ru
19
Слово
«прогнозирование» происходит от греческого слова, означающего предвидение или предсказание. В самом общем смысле прогнозирование означает разработку прогноза в виде формулирования вероятностного суждения о состоянии какого-либо явления в будущем. В узком значении прогнозирование означает специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления, преимущественно с количественными оценками и с указанием более или менее определенных сроков изменения этого явления. Прогноз не предусматривает решения проблем будущего. Его задача в том, чтобы содействовать научному обоснованию планов и программ развития. Прогнозирование характеризует возможный набор необходимых путей и средств претворения в жизнь намечаемой программы действии. Под прогнозом следует иметь в виду вероятностное утверждение о будущем с относительно высокой степенью достоверности. Его отличие от предвидения заключается в том, что последнее трактуется как невероятностное утверждение о будущем, основанное на абсолютной достоверности, или (другой подход) представляет собой логически сконструированную модель возможного будущего с пока неопределенным уровнем достоверности. Легко выяснить, что в качестве основания для разграничения терминов используется степень достоверности высказываний о будущем. Вместе с этим очевидным является то, что прогнозирование исходит из многозначности развития.
Вместе с этим необходимо отметить отличительные, специфические особенности социального прогнозирования. Их можно выделить следующим образом.
Во-первых, формулировка цели здесь носит сравнительно общий и абстрактный характер: она допускает большую степень вероятности. Цель прогнозирования - на основе анализа состояния и поведения системы в

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» г. Иркутск,ул. Академическая, 74, тел/факс (395-2) 420-940, E-mail: oumc@bk.ru
20 прошлом и изучения возможных тенденций изменения факторов, влияющих на рассматриваемую систему, правильно определить вероятностные количественные и качественные параметры ее развития в перспективе, раскрыть варианты ситуации, в которой окажется система.
Во-вторых, социальное прогнозирование не обладает директивным характером.
Можно сказать, что качественное отличие вариантного прогноза от конкретного плана состоит в том, что прогноз дает информацию для обоснования решения и выбора методов планирования. Он указывает на возможность того или иного пути развития в будущем, а в плане выражено решение о том, какую из возможностей общество реализует.
Существует заметная разница между прогнозированием в рамках естественных и технических наук, с одной стороны, и в рамках общественных наук, с другой. Прогноз погоды, например, может быть установлен с высокой степенью вероятности. Но при этом его нельзя отменить управленческим решением.
В небольших пределах человек может сознательно изменить состояние погоды (так, возможна расчистка неба от туч в связи с проведением крупного общественного праздника или стимулирование схода снежных лавин в горах), но это очень редкие случаи противодействия прогнозу. В основном человеку приходится приспосабливать свои действия к погоде (брать зонтик, если ожидается дождь; надевать вещи потеплее, если обещано похолодание, и т. д.).
Специфика же социального прогноза состоит в том, что предвидение социальных явлений и процессов и управление ими тесно связаны.
Спрогнозировав нежелательный социальный процесс, мы можем его остановить или так видоизменить, что он не проявит своих отрицательных качеств. Спрогнозировав позитивный процесс, мы можем активно содействовать его развитию, способствовать его