Файл: Активные методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса Методы обучения.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Активные методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса
Методы обучения - это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования. Эта деятельность проявляется в использовании источников познания и способов управления познавательным процессом учителем
Методы обучения
Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:
- Пассивные методы;
- Интерактивные методы.
- Активные методы;
Стратегическим направлением активизации обучения является создание дидактических и психологических условий для осмысления учения, включения в него ученика на уровне интеллектуальной, личностной и социальной активности.
Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.
Интерактивный метод. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо.
Активные методы обучения — это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер.
Методы обучения
Уровни активности личности
стремление учащихся понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу
стремление учащихся понять смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в изменённых условиях
стремление учащихся к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, усиленное проявление познавательных интересов
Активность воспроизведения
Активность толкования
Творческая активность
Активные методы обучения
– это методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Активные методы обучения
Принципы, лежащие в основе методов активного обучения
- принцип индивидуализации
- принцип гибкости
- принцип элективности
- принцип сотрудничества
Признаки активных методов обучения
- активизация мышления, причем учащийся вынужден быть активным;
- длительное время активности — учащийся работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса;
- самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач;
- мотивированность к обучению.
Отличительные особенности методов активного обучения
- целенаправленная активизация мышления: обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания
- достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс: активность должна прослеживаться на протяжении всего занятия
- самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых
- интерактивный характер: постоянное взаимодействие субъектов учебной деятельности, свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы
Классификация методов обучения
- по характеру учебной деятельности: репродуктивные;проблемные;исследовательские;поисковые;объяснительно-иллюстративные; эвристические
- по степени активности педагога и учащихся: активные и пассивные.
- по источнику учебного материала:словесные, наглядные , практические.
- по способу организации учебно-познавательной деятельности:формирование ЗУНов на практике, получение новых знаний, проверки и оценивания.
Классификация активных методов обучения
Неимитационные методы
отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности, активизация обучения осуществляется через прямые и обратные связи между педагогом и обучающимся: проблемная лекция; круглый стол; лекция-конференция; лекция обзорная; коллоквиум; выездные занятия с тематической дискуссией; олимпиада.
Имитационные методы
наличие модели изучаемого процесса: неигровые ( ситуаци-онные решения, индивидуальный тренажер и др.) и игровые (мозговой штурм, разыгрывание ролей, деловые игры и др.)
«Мозговой штурм»
Способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем.
Цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:
- творческое усвоение учащимися содержания учебного материала;
- связь теоретических знаний с практикой;
- активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;
- формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;
- формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.
Деловая игра
Взяв на себя определённую роль, участники игры вступают во взаимоотношения друг с другом, причем интересы их могут не совпадать. Обучающиеся могут не только показать предметные знания и умения, но и общую эрудированность, а также черты характера.
Деловая игра направлена на развитие:
- творческого мышления;
- умения анализировать конкретные практические ситуации;
- самостоятельности принятия решения;
- способности поставить проблему, оценивать ситуацию, выдвигать возможные варианты разрешения проблемы и выбирать наиболее оптимальный вариант.
Разыгрывание ролей
Характеризуется следующими признаками:
- наличие проблемы или задачи в сфере профессиональной деятельности и распределение ролей между участниками их решения;
- взаимодействие участников игрового занятия, обычно посредством проведения дискуссии;
- ввод педагогом в процессе занятия корректирующих условий;
- оценка результатов обсуждения и подведение итогов учителем.
Игровое проектирование
Практическое занятие, суть которого состоит в разработке проекта в игровых условиях, максимально воссоздающих реальность.
Отличительные черты:
- сочетание индивидуальной и совместной работы обучающихся;
- требует от всех обучающихся знания технологии процесса проектирования;
- обязательное наличие умений вступать в общение и поддерживать межличностные отношения.
Игровое проектирование может перейти в реальное проектирование, если его результатом будет решение конкретной практической проблемы.
Имитационные игровые методы обучения
Анализ конкретных ситуаций
Предполагает анализ обучающимися предложенной ситуации, возникающей при конкретном положении дел, и выработку практического решения. Ситуация (кроме материала для анализа) может содержать и проблемы, требующие решения.
Отличительные черты:
- наличие конкретной ситуации для заданного момента времени;
- разработка соревнующимися группами или отдельными лицами вариантов решения ситуации;
- обсуждение разработанных вариантов разрешения ситуаций с возможным предварительным рецензированием, публичная защита их и т.д.;
- подведение итогов и оценка результатов педагогом.
Имитационные неигровые методы обучения
Проведение семинара
Семинар – форма организации учебного процесса, представляющая собой групповое обсуждение обучающимися темы, учебной проблемы под руководством педагога.
Отличительные черты:
- направлен на углубленное изучение наиболее важных и сложных разделов учебной программы;
- позволяет овладеть научным аппаратом;
- формирует навыки устного и письменного изложения материала.
Имитационные неигровые методы обучения
Проблемная лекция
Начинается с постановки проблемы, которую в ходе изложения учебного материала педагог последовательно и логично решает или раскрывает пути её решения.
Функции постановки проблемы:
- побудить учащихся к работе мысли,
- осуществить попытку самостоятельно ответить на поставленный вопрос;
- вызвать интерес к излагаемому материалу.
Тематическая дискуссия
Способ обсуждения какого-либо спорного вопроса, проблемы в классе. Чаще всего используются такие дискуссионные методы, как групповая дискуссия, разбор случаев из практики.
Неимитационные методы обучения
Круглый стол
Форма познавательной деятельности учащихся, направленная на:
- закрепление полученных ранее знаний;
- восполнение недостающей информации;
- формирование умения решать проблемы;
- развитие культуры ведения дискуссии.
Характерной чертой данного метода является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией.
Неимитационные методы обучения
Олимпиада
Олимпиада и научно-практическая конференция выступают как активные методы обучения, если гарантируется самостоятельность подготовки к ним обучающихся, а сама работа носит исследовательский характер.
Неимитационные методы обучения
Презентации
Форма представления и защиты проектного решения помогает овладеть навыками подачи информации, техникой публичного выступления, убеждения, формирует умение отвечать на вопросы аудитории и выходить из затруднительных положений.
Необходимые требования:
- соблюдение временного регламента;
- содержательность;
- наглядное представление материала;
- соблюдение стиля речи.
Неимитационные методы обучения
Методы и приемы активного обучения
- Кейс-технологии — используются в педагогике с прошлого века. Строится на анализе смоделированных или реальных ситуаций и поиске решения. Причем различают два подхода к созданию кейсов. Американская школа предлагает поиск одного-единственного правильного решения поставленной задачи. Европейская школа, наоборот, приветствует многогранность решений и их обоснование.
- Баскет-метод — основан на имитации ситуации. Например, ученик должен выступить в роли гида и провести экскурсию по историческому музею. При этом его задача — собрать и донести информацию о каждом экспонате.
Критерии выбора активного метода обучения
- соответствие целям и задачам, принципам обучения
- соответствие содержанию изучаемой темы
- соответствие возможностям обучаемых: психологическому развитию, возрасту, уровню образования и воспитания и т. д.
- соответствие возможностям педагога: его опыту, желаниям, уровню профессионального мастерства, личностным качествам
- соответствие условиям и времени, отведенному на обучение
Непродуманное или случайное использование активных методов не даёт продуктивных и планируемых результатов. Поэтому очень важно тщательно разрабатывать и внедрять в урок активные методы обучения, учитывая индивидуальные особенности класса и отдельных учеников.