Файл: Экскурс в историю развития профессии экономист содержание профессия экономист идеология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
30.

Экономика подвержена многим болезням, многие из которых смертельные. Одним из самых страшных недугов экономики называют инфляцию. На Западе инфляцию называют социальным раком. Инфляция коварна тем, что она исподволь, как бы незаметно разрушает экономику, а когда болезнь выливается наружу, наступает крах экономики. Не менее губительными являются такие болезни как монополизм, центризм, бюрократизм, чрезмерное администрирование, нарушение законов оплаты труда, расточительство, отсутствие конкуренции.

Как и кому лечить эти болезни? Экономисты – врачи экономики. Для лечения каждой болезни экономики у них имеется целый арсенал средств в виде рекомендаций, выработанных различными школами: классической, неокласси ческой, кейнсианской, институциональной и др. У каждой школы – свои рецепты. Искусство экономиста заключается в том, чтобы правильно выбрать лекарства в той или иной экономической ситуации, для лечения той или иной болезни. Если в экономике, например, наблюдается «перегрев» (избыток капиталовложений), то надо ли снижать ставки процента на кредит? Если экономика монополизирована, то должно ли государство устраниться от регулирования цен? Как надо бороться с инфляцией? Как снизить инфляционные ожидания населения, играющие решающую роль в нарастании инфляции? Экономист играет важную роль (и это главное) в недопущении болезней экономики, в проведении профилактики. Нужна повседневная исследовательская, аналитическая, управленческая работа, чтобы не допустить никакой болезни. Но часто рекомендации экономистов вызывают неприятие у политиков. Экономическая наука как таковая – это вызов самомнению властей предержащих. Экономист никогда не будет любимцем деспотов и демагогов. Для них он всегда смутьян и человек, мешающий прожектерствовать, «навевать на человечество сон золотой» и напоминающий, что к мечтам (в виде коммунизма к 1980 г.) хорошо бы приложить тугой кошелек и эффективную экономику. Экономист никогда не должен быть узким специалистом. Изучая любую проблему, он должен всегда равняться на систему в целом. Дж. М. Кейнс писал: «Экономист должен обладать громадным объемом знаний в самых разных областях и сочетать в себе таланты, которые редко совмещаются в одном лице. Он должен – в известной мере – одновременно быть математиком, историком, государствоведом, философом. Он должен понимать язык знаков, символов и уметь выражать свои понятия и концепции словами. Он должен уметь разглядеть в частном общее, одновременно держать в уме и абстрактное, и конкретное. Он должен изучать настоящее в свете прошлого во имя предвидения будущего. Ни одну сторону природы чело века и его институтов экономист не должен полностью оставлять без своего внимания. Он дол жен быть одновременно целеустремлен и объективен, и неподкупен, как художник, но вместе с тем иногда столь же близок к реальной жизни, как и политический деятель»
31. Творчество составляет сущность жизни экономиста. Для экономиста жить значит творить. Нельзя добиться успеха, не занимаясь творчеством. Исследовательская, аналитическая работа, поиск направлений для процветания страны, региона, города, предприятия – объекты для творчества. Экономист должен понимать, что особенность экономических законов состоит в том, что они действуют через людей, их действия, движения, труд. Поэтому чтобы добиться успеха в реализации своих замыслов, экономист должен убедить людей и сделать их своими помощниками. Никому еще не удавалось достигнуть цели на основе учения, которое бы расходилось с общественным мнением. Немецкий экономист Людвиг фон Мизес подчеркивал: «Расцвет человеческого общества зависит от двух факторов: наличия интеллектуальной мощи выдающихся людей, чтобы создать и постичь разумные социальные и экономические теории; а также способности этих или других людей сделать эти идеологии приятными для большинства»32. Человек в экономике – главная фигура. С одной стороны, человек является порождением обстоятельств и изменяется вместе с ними. С другой стороны, человек сам изменяет и совершенствует окружающий его мир. Важно также не забывать, что экономисту необходимо заниматься активной просветительской и пропагандистской работой, нести экономические знания в массы, в гущу народа. Нам нужен «человек экономический», рачительный хозяин страны, региона, предприятия, домашнего хозяйства, который бы понимал, от чего государство богатеет, а от чего скудеет, как увеличить производительность труда, как сделать продукт труда конкурентоспособным, как работать не хуже, чем работают люди в развитых странах.

Международная федерация бухгалтеров (IFAC) выработала этический кодекс профессионального поведения специалиста. Его принципы следующие: добросовестность, объективность, профессиональная компетентность и следование долгу, конфиденциальность, профессиональное самосознание.

К числу нарушений отнесены: криминальная деятельность, действия или упущения, дискредитирующие профессию; нарушение профессиональных стандартов, нарушение этических требований, неприемлемая профессиональная халатность, критическое число менее серьезных случаев, которое указывает на несоответствие обязанностям, неудовлетворительная работа.

В современном мире интерес к экономической теории возрастает. Это объясняется глобальными переменами, которые происходят во всех странах, а также и в России. Видный американский экономист Поль Самуэльсон назвал экономическую теорию королевой экономических наук. Лауреат

Нобелевской премии Милтон Фридмен писал, что экономика – очаровательная наука, она удивительна тем, что ее фундаментальные принципы очень просты и могут быть написаны на одном листе бумаги, тем не менее их понимают немногие. Данная наука, отражающая сложный мир хозяйствования, требует от изучающего, по словам известного немецкого специалиста по истории экономической мысли А. Хейлброннера «выносливости верблюда и терпения святого»33.
Заключение
В России бытует мнение, что в стране очень много экономистов. Однако, при имеющих место экономических проблемах можно ли сегодня говорить о том, что слишком много в нашей стране экономистов. Людей с экономическим образованием и экономическим мышлением не может быть много. Эффективная экономика может быть создана только тогда, когда каждый человек участвует осознанно в ее формировании, каждый свое рабочее место делает эффективным, производительным, добивается эффективной работы бригады, цеха, предприятия, города, региона, страны.

Вспомним Японию, как там каждый работник участвует в совершенствовании производственных процессов, создании конкурентоспособной продукции. Может ли это сделать экономически неграмотный человек? Экономическая свобода может быть обеспечена только людьми, обладающими экономическим мышлением. Для нашей страны экономическое образование особенно актуально. Ведь у нас в стране высокая материалоемкость продукции, низкая производительность труда, качество многих видов изделий не соответствует мировым стандартам. Наверное, надо ставить вопрос о том, чтобы расширять экономическое образование за счет получения второго высшего образования. Ведь современный инженер должен обладать экономическими знаниями. В то же время экономисту также необходимо владеть знаниями технологии производства хотя бы той отрасли, в которой он работает (промышленность, сельское хозяйство, сфера услуг и т. д.), т. е. желательно экономисту иметь и техническое образование. Кроме того, важно повысить качество экономического образования. В США профессия экономиста считается элитарной и довольно распространенной. Экономическому образованию уделяется большое внимание. Там считают, что познаний бакалавра не хватает, чтобы выполнять функции экономиста. Поэтому экономисту необходимо закончить магистерские программы. При этом раздается много критических голосов в адрес магистерских программ
, в которых, на их взгляд, уделяется чрезмерное внимание математике и недооценивается развитие творческих способностей и навыков общения.

Рост популярности профессии экономиста среди российской молодежи можно объяснить тем, что в условиях кардинальных перемен в нашей стране молодые люди хотят понять суть этих перемен, их цель и конечный результат. Растет ответственность молодежи за судьбу своей страны. Молодежь не желает уступать свое неотъемлемое право на участие в управлении страной только элите, поэтому она стремится овладеть экономическими знаниями и изучить экономические проблемы. Для мыслящего человека занятие экономикой является достойным. Знать экономику – гражданский долг каждого гражданина и патриота.

Экономическая наука в современных условиях не может оставаться эзотерической отраслью знания, доступной только небольшой группе ученых и специалистов. Она имеет дело с фундаментальными проблемами общества, она касается всех и каждого. И это обязывает всех не расслабляться в поисках истины.
Список использованной литературы


  1. Алексеенко Н.А., Гурова И.Н. Экономика промышленного предприятия / Н.А. Алексеенко, И.Н. Гурова. – М.: Гревцов, 2013. – 324 с.

  2. Амосова В.В., Гукасьян Г.М. Экономическая теория / В.В. Амосова, Г.М. Гукасьян. – М.: Эксмо, 2014. – 736 с.

  3. Арзуманова Т.И., Мачабели М.Ш. Экономика организации / Т.И. Арзуманова, М.Ш. Мачабели. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 240 с.

  4. Грязнова А.Г., Соколинский В.М. Экономическая теория: учебное пособие / А.Г. Грязнова, В.М.Соколинский. – М.: Кнорус, 2014. – 464 с.

  5. Кибанов А.Я., Ивановская Л.В. Экономика и социология труда: учебник / А.Я. Кибанов, Л.В. Ивановская. – М.: Инфра-М, 2014. – 584 с.

  6. Любецкий В.В. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / В.В. Любецкий. – М.: Инфра-М, 2013. – 350 с.
    1   2   3



  • Маршалл, А. Основы экономической науки. Предисловие Дж. К. Кейнса, М.: ЭКСМО, 2007.

  • Мэнкью Н.Г. Макроэкономика / Н.Г. Мэнкью. – Спб.: Питер, 2014. – 560 с.

  • Тарануха Ю.В. Микроэкономика / Ю.В. Тарануха. – М.: КноРус, 2013. – 608 с.

  • Николаева И.П. Экономическая теория / И.П. Николаева. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 328 с.

  • Слагода В.Г., Сибикин М.Ю. Экономическая теория / В.Г. Слагода, М.Ю. Сибикин. – М.: Форум, 2014. – 368 с.

  • Экономика фирмы (организации, предприятия) / Под ред. Т.Г Попадюк. – М.: Вузовский учебник, 2014. – 296 с.

  • Экономика труда: социально-трудовые отношения / Под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. – М.: Экзамен, 2013. – 730 с.

  • Экономическая география России / Под общ. ред. В.И. Видяпина. – М.: Инфра-М, 2011. – 568 с.

  • Экономическая теория / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – М.: АСА, 2014. – 848 с.

  • Экономика фирмы (организации, предприятия) / Под ред. Т.Г Попадюк. – М.: Вузовский учебник, 2014. – 296 с.

  • Цыпин И.С., Веснин В.Р. Мировая экономика / И.С. Цыпин, В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2012. – 248 с.

  • Щенин Р.К. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник для бакалавров / Р.К. Щенин. – М.: Юрайт, 2014. - 446 с.



    1 Кибанов А.Я., Ивановская Л.В. Экономика и социология труда: учебник / А.Я. Кибанов, Л.В. Ивановская. – М.: Инфра-М, 2014.С.188-189.

    2 Амосова В.В., Гукасьян Г.М. Экономическая теория / В.В. Амосова, Г.М. Гукасьян. – М.: Эксмо, 2014.С.93-94.

    3 Экономика труда: социально-трудовые отношения / Под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. – М.: Экзамен, 2013.С.98.

    4 Государственная экономическая политика и Экономическая доктрина России. К умной и нравственной экономике. В 5 т. Авторский совет: Якунин В.И., Макаров В.Л., Сулакшин С.С., Багдасарян В.Э., Вилисов М.В., Лексин В.Н., Симонов В.В., Роик В.Д. М.: Научный эксперт, 2008.С.13-16.

    5 Цыпин И.С., Веснин В.Р. Мировая экономика/ И.С. Цыпин, В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2012.С.202-204.

    6 Щенин Р.К. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник для бакалавров / Р.К. Щенин. – М.: Юрайт, 2014. С.176-179.

    7 Экономическая география России / Под общ. ред. В.И. Видяпина. – М.: Инфра-М, 2011. С.54-57.

    8 Экономическая география России / Под общ. ред. В.И. Видяпина. – М.: Инфра-М, 2011. С.54-57.

    9 Экономическая география России / Под общ. ред. В.И. Видяпина. – М.: Инфра-М, 2011. С.61.