Файл: Применение тестов как средства диагностики знаний и умений по русскому языку Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Применение тестов как средства диагностики знаний и умений по русскому языку
Содержание
Введение...........................................................................................................3

Глава 1. Теоретические основы применения тестовых заданий как педагогического средства диагностики учебных достижений младших школьников………………………………………………………………………5

1.1. Понятие контроля и диагностики, значение и функции...............................5

1.2. Виды, формы контроля результатов учебной деятельности школьников…………………………………...………………………....................8

1.3. Тестирование как форма контроля и диагностики результатов учебной деятельности младших школьников…................................................................11

Глава 2. Опытно – педагогическое исследование использования тестирования как средства диагностики и контроля образовательных достижений младших школьников по русскому языку……………………………………………….17

2.1. Методические требования к подготовке и проведению тестирования..........................................................................................................17

2.2. Анализ передового опыта использования тестирования на уроках русского языка в начальной школе......................................................................21

2.3. Опытно — педагогическая деятельность по использованию тестирования как средства диагностики и контроля образовательных достижений младших школьников по русскому языку ..........................................................................................................................28

Заключение.............................................................................................................36

Список литературы................................................................................................37





Введение
По словам Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева: «Мы мобилизуем все силы и возможности нашего государства и общества для того, чтобы наша молодежь обладала самостоятельным мышлением, высоким интеллектуальным и духовным потенциалом, ни в одной сфере не уступала своим сверстникам из других стран, была счастлива и уверена в своем будущем.» [1, с.40]

За годы независимости в этом направлении было проделано много работ. Национальная учебная программа, признанная во всем мире как «узбекская модель» непрерывного образования и сегодня приносящая ощутимые результаты, служит основой для решения многообещающих задач. В связи с этой программой поставлена ​​практическая задача преподавания естественных наук - показать своим учителям наиболее рациональный способ приобретения в кратчайшие сроки знаний, навыков, выработанных учителями предыдущих поколений.


Практическая деятельность многих педагогов убедительно доказывает, что с помощью тестов действительно возможно объективно оценивать достижения учащихся, выявлять пробелы в их знаниях, совершенствовать необходимые умения и навыки школьников, формировать умения осуществлять самоанализ, самоконтроль, само- и взаимооценку собственной учебной деятельности. Тестам для учащихся начальных классов в этом отношении отводится особое место. Они должны быть ориентированы не только на решение учебных задач, но и на обучение ребенка работе с тестовыми заданиями, накопление у него опыта выполнения таких заданий, развитие умений контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки. Таким образом, мы считаем тему нашего исследования актуальной.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс.

Предмет исследования – использование тестирования как средства диагностики и контроля образовательных достижений младших школьников по русскому языку.

Цель исследования - выявление эффективности использования тестирования на уроках русского языка в начальной школе.

Для достижения намеченной цели сформулированы следующие задачи:

  1. определить методические требования, предъявляемые к тестовым заданиям; проанализировать возможности использования ИКТ при организации тестового контроля;

  2. изучить опыт работы учителей по использованию тестов на уроках русского языка в начальной школе;

  3. применить тестирование на уроках русского языка в начальной школе в процессе опытно-педагогической деятельности.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- знать теоретические основы тестирования;

- соблюдать методику организации тестового контроля;

- систематически применять различные виды тестового контроля для диагностики учебных достижений учащихся.

Методологическими основаниями исследования являются труды таких ученых, как А. С. Аванесов, В.П. Беспалько, Ю.К. Бабанский, А.И. Кочетов, Н.К. Голубев, В.Г.Максимов, Шамова Т. И., Челышкова М. Б и других.

Методы исследования: теоретические; практические.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов опытно — педагогической деятельности, в частности методических требований к подготовке и проведению тестирования, разработок технологических карт уроков русского языка в начальной школе.



Данная работа включает введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение и списка литературы.

Глава 1. Теоретические основы применения тестовых заданий как педагогического средства диагностики учебных достижений младших школьников
1.1.Понятие контроля и диагностики, значение и функции
В последнее время достаточно часто на уроках русского языка используется тестирование как средство диагностики и контроля учебных достижений учащихся.

В педагогическом энциклопедическом словаре понятие педагогической диагностики определяется как совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия [21].

В отечественной педагогической литературе понятие «педагогическая диагностика» являлась предметом исследования таких ученых, как В.П. Беспалько, Ю.К. Бабанский, A.C. Белкин, А.И. Кочетов, Н.К. Голубев, Л.И.Катаева, В.Г.Максимов и др., которые, определяя роль педагогической диагностики в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса, выделяют следующие основные функции педагогической диагностики:

1. Констатирующая (информационная):

• получение информации об участниках педагогического процесса;

• выявление относительного уровня развития ребенка, его индивидуальности;

• выявление состояния педагогической деятельности, уровня развития личностных качеств педагога;

• выявление состояния педагогического взаимодействия;

• составление характеристики воспитанника, педагогического процесса.

2. Прогностическая:

• способствует выявлению потенциальных возможностей развития участников педагогического процесса;

• прогнозирует организацию педагогического взаимодействия.

3. Оценочная:

• дает представление о результативности педагогического взаимодействия;

• определяет эффективность использования в педагогическом процессе различных средств.

4. Обратной связи: позволяет педагогу управлять процессом формирования личности, контролируя свои действия.

5. Самоизучения, саморазвития: через различные методы диагностики ребенок, педагоги познают себя, свои возможности, создавая условия саморазвития.


6. Развивающая (воспитательная): создает условия для развития личности, индивидуальности, воспитания различных свойств и качеств личности.

7. Конструктивная: повышает эффективность педагогического процесса, педагогического взаимодействия, педагогической деятельности.

8. Коммуникативная: обеспечивает лучшее взаимное понимание субъектов образовательного процесса; взаимодействия в целях развития участников педагогического процесса. [18, С.72]

Как указывает доктор педагогических наук Шамова Т. И., педагогическая диагностика служит индивидуализации и дифференциации в оценивании образовательной деятельности обучающихся, установлению причинно-следственных связей в обеспечении ее качества. [16, С.84]

Констатирующая функция педагогической диагностики в педагогической практике широко представлена системой форм и методов контроля образовательных достижений учащихся.

В словаре русского языка С.И. Ожегова слово «контроль» [франц. contrôle] означает – проверка, а также наблюдение с целью проверки.

М.Н. Терехин, автор методических разработок для студентов по педагогике, утверждает, что контроль – это "сложный дидактический комплекс…последовательно сменяющих друг друга видов педагогической деятельности". По мнению автора, в этот комплекс входят проверка и оценка знаний, выставление отметки, а также учёт знаний и успеваемости учащихся. [27, с.7].

По мнению доктора педагогических наук, профессора М.Б. Челышковой, контроль — это одновременно и объект теоретических исследований, и сфера практической деятельности педагога. С одной стороны, по мнению профессора, педагогический контроль представляет собой единую дидактическую и методическую систему проверочной деятельности, направленной на повышение эффективности учебного процесса. С другой стороны, применительно к повседневному учебному процессу под контролем понимают выявление и оценку результатов учебной деятельности школьников. С помощью контроля, можно выявить достоинства и недостатки новых методов обучения, установить взаимосвязь между планируемыми, реализуемыми и достигнутыми уровнями образования, оценить достижения ученика и выявить пробелы в его знаниях, выполнить ряд других не менее важных задач.

В методической литературе выделяются следующие функции контроля в зависимости от его цели: диагностическая, прогностическая, развивающая, ориентирующая, воспитывающая. В учебном процессе эти функции проявляются в различной степени и в различных сочетаниях.


На основе сопоставительного анализа понятий контроля и диагностики, их основных функций можно сделать вывод о том, что при разных подходах к их определению эти понятия тесно взаимосвязаны, взаимно дополняют друг друга, обеспечивают получение объективной информации о качественном состоянии учебного процесса. Однако, по утверждению Шамовой Т.И., в понятие диагностики вкладывается более широкий и глубокий смысл, поскольку диагностирование рассматривает результаты в связи со способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования результатов обучения. А контролирование, оценивание знаний, умений обучаемых включаются в диагностирование как необходимые составные части. В следующем параграфе мы рассмотрим виды и формы контроля результатов учебной деятельности школьников.

1.2.Виды, формы контроля учебной деятельности школьников
Существуют различные виды и формы контроля результатов учебной деятельности обучающихся в начальных классах.

Различают следующие виды контроля:

  • текущий контроль;

  • тематический контроль;

  • итоговый контроль;

  • машинный контроль;

  • самоконтроль.

Наиболее оперативным, по мнению Беспалько В. П., является текущий контроль — динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности умений и навыков учащихся. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Это дает учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению; возвратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действиям. Текущий контроль особенно важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесения изменений в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости.[13, С.78]

Баранов С. П. считает, что в данный период школьник должен иметь право на ошибку, на подробный, совместный с учителем анализ последовательности учебных действий. Это определяет педагогическую нецелесообразность поспешности в применении цифровой оценки - отметки, карающей за любую ошибку, и усиление значения оценки в виде аналитических суждений, объясняющих возможные пути исправления ошибок. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение ученика к контролю [23, С. 60]