Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 311
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«ПЕРМСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТРАНСПОРТА И СЕРВИСА»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Язык и стиль служебных документов»
МДК 01.04 Документационное обеспечение управления и архивоведение
Работу выполнил: Жигунова Анастасия Андреевна
Студент группы Д-19-1
Специальность: 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение.
Форма обучения: очная
Руководитель работы: Зуева Елена Николаевна
К Защите допущен «__» ___________20___ год
Защита состоялась «__» ___________20___ год
Отметка______________________________
Подпись руководителя_________________
Пермь, 2021
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………............... 3-4
Глава I. Понятие о служебном документе……………………...………………………………………………… 5-11
1.1. Язык………………………………………………………………………... 12-13
Глава II. Виды стилей современного русского языка…….………………………………………………………………...….… 14-17
2.1. Отличительные черты современного делового стиля языка…………………………………………………………………………..... 18-19
2.2. Редактирование служебных документов……………………………....... 20-24
Заключение…………………………………………………..………………......… 25
Список источников и литературы……………………………………………...… 26
Приложения:
Введение
Каждому из нас приходится составлять деловые тексты. При поступлении на работу мы пишем заявления о приеме, у многих возникает необходимость подготовить текст служебного письма, составить акт, оформить протокол или написать отчет.
Но чтобы правильно и быстро составить подобный текст, важно хотя бы в общих чертах знать особенности языка служебных документов и предъявляемые к нему требования. Невыполнение этих требований в лучшем случае затрудняет работу с документом, в худшем - лишает его практической и юридической значимости.
Документирование управленческой деятельности - основа делопроизводства и один из наиболее сложных вопросов, решаемых в процессе работы с документами. Большую роль играет словесное оформление решений, действий. Язык не влияет пассивным фиксатором принятых решений, а выполняет активную стимулирующую роль в управленческой деятельности.
Язык профессионального общения требует однозначности толкования основных ключевых понятий, выраженных в терминах. Для документационного обеспечения управления это особенно важно: язык делового общения тесно связан с лексикой законодательных и нормативных актов, опирается на нее, и неточное употребление того или иного термина может иметь юридические последствия.
Разновидность языка, используемая в той или иной сфере человеческой деятельности, называется языковым стилем.
Стиль - функциональная разновидность языка. Любая информация нуждается в языке, на котором она будет зафиксирована, передана и воспринята. Этот сложный процесс может быть осуществлен с помощью специальной терминологии-основного компонента любого функционального стиля. На язык и стиль служебной документации распространяются законы составления текстовых документов с точки зрения так называемого официально-делового стиля речи. Этот стиль имеет свои специфические отличия от разговорной речи и других стилей литературного языка (научного, публицистического, художественного). Стиль официально-делового общения людей в разных сферах жизни: экономической, социально-политической и культурной - сложился под влиянием необходимости излагать факты с предельной точностью, краткостью, конкретностью не допускать двусмысленности.
Исходя из вышесказанного мы можем сделать вывод, что тема исследования является актуальной, как с теоретической, так и с практической точек зрения.
Цель данной работы: выявить отличительные черты современного языка и стиля служебных документов.
Задачи:
-
Изучить понятие служебного документа. Определить место и роль служебного документа в управлении. -
Дать краткую характеристику стилей современного русского языка. Выявить отличительные черты современного делового стиля языка, используемого для написания служебных документов. -
Подготовить образцы различных стилей документов.
ГЛАВА 1. Понятие о служебном документе
Служебный документ – это официальный документ, который используется в текущей деятельности организации. Документы называются служебными, так как они составляются от имени предприятия или учреждения и подписываются их полномочными представителями. В служебном документе должен использоваться официально деловой стиль. Этот документ должен быть кратким, последовательным, в нем должна присутствовать точность изложения фактов и принятых решений.
При изготовлении служебных документов машинописным способом или с помощью других технических средств рекомендуется применять текстовый редактор Win Word или другой совместимый с ним формат с использованием шрифта Times New Roman размером № 12-16 через 1-2 межстрочных интервала (для оформления табличных материалов допускается использование шрифта размером № 12).
У служебного документа есть форма и элементы содержания. Форма служебного документа - это совокупность элементов его оформления и содержания, оцениваемых с точки зрения их состава, объема, последовательности расположения и взаимной вязи. К элементам оформления относятся: наименование, различные адреса, даты, регистрационные номера и т.д.
Элементы содержания - это структурные части основного текста обращения, мотивировки, выводы, цифровые перечни, схему т.д.
Существует язык служебных документов, который должен удовлетворять следующим требованиям:
-
Соблюдение норм официально - делового стиля и современного литературного языка, прежде всего тех из них, которые помогают выразить мысль более четко и полно. -
В качестве нормы нередко бывают и такие варианты языка, которые наиболее целесообразны, уместны и поэтому и предпочтительны. Например, при выборе вариантов типа "оказать помощь - помочь", "допускать ошибку - ошибаться" нужно учитывать традиции стиля, которыми пользуются в данном случае.
-
Наличие слов, употребляющих в официальных документах, закрепившихся в административно - канцелярской речи. -
Использование терминов и профессионализмов, в первую очередь юридических и бухгалтерский. -
Широкое употребление сложных отыменных предлогов, выражающих стандартные аспекты содержания.
Ограниченное употребление усложненных синтаксических построений - предложений с причастными и деепричастными оборотами, с различного рода перечислениями.
А также служебные документы обладают следующими обязательными качествами:
-
достоверность и объективность; -
точность, исключающая двоякое понимание текста; -
максимальная краткость, лаконизм формулировок; -
безупречность в юридическом отношении; -
стандартность языка при изложении типовых ситуаций делового общения; -
нейтральный тон изложения;
-
соответствие нормам официального этикета, который появляется в выборе устойчивых форм обращения и соответствующих жанру слов и словосочетаний, в построении фразы и всего текста.
Служебные документы должны составляться и оформляться на основе правил, изложенных в Единой государственной системе делопроизводства (ЕГСД).
Главной особенностью композиции служебных документов является то, что к ней существуют единые требования и правила, которые установлены государственными нормативными актами. Соблюдение этих правил обеспечивает их юридическую силу, оперативное и качественное составление и исполнение документов, организацию быстрого поиска документов, а также более активное использование персональной электронной вычислительной машины (ПЭВМ) в составлении служебных документов.
Виды служебных документов:
-
Служебная записка (Приложение 1); -
Докладная записка; -
Заявление (Приложение 2); -
Объяснительная (Приложение 3); -
Акт (Приложение 4); -
Отчет; -
Приказ (Приложение 5); -
Договор; -
Трудовое соглашение (Приложение 6); -
Распоряжение (Приложение 7).
Оформление всех этих документов унифицировано, но по содержанию они могут быть совершенно разными:
-
По месту составления: внутренние (документы, поступающие из других предприятий, организаций и частных лиц). -
По содержанию: простые (посвященные одному вопросу) и сложные (охватывающие несколько вопросов). -
По форме: индивидуальные - содержание каждого документа имеет свои особенности, трафаретные - часть документа отпечатана, а часть заполняется при составлении, типовые - созданные для группы однородных предприятий (все типовые и трафаретный документы печатаются типографичиским способом или на множительных аппаратах). -
По срокам исполнения: срочные, требующие исполнения в определенный срок, и не срочные, для которых срок исполнения не установлен. -
По происхождению: служебные, затрагивающие интересы предприятия, организации, и личные, касающиеся конкретного лица и являющиеся именными. -
По виду оформления: подлинные, графические, фотокинодокументы и т.д.
Функции служебных документов:
Любой документ многофункционален, т.е. содержит в себе различные функции, которые с течением времени меняют свое доминирующие значение. Выделяются функции общие и специальные. Общие - это информационная, социальная, коммуникативная, культурная; специальная управленческая, правовая, функция исторического источника, функция учета.
Информационная функция определяется потребностью в запечатлении информации с целью сохранения и передачи и присуща всем без исключения документам. Причина появления любого документа - необходимость фиксировать информацию о фактах, событиях, явлениях, практической и мыслительной деятельности. Информацию, содержащую в документах можно подразделить на:
-
Респективную (относящуюся к прошлому). -
Оперативную (текущую). -
Перспективную (относящуюся к будущему).
Существуют и другие классификации информации. Например, разделение на первичную и вторичную; по жанрам; видам; носителям и прочие.
Каждый документ имеет информационную емкость.
Информационная емкость характеризуется такими показателями: полнота, объективность, достоверность, оптимальность, актуальность информации, её полезность и новизна. Чем выше эти показатели, тем ценнее документ.
Социальная функция тоже присуща многим документам, т.к. создаются они для удовлетворения различных потребностей как общество в целом, так и отдельных его членов. Документ так же сам может влиять на социальные отношения них в зависимости от назначения, роли в данном обществе, причем может не только стимулировать их развитие социальных процессов, но и тормозить. Коммуникабельная функция выполняет задачу передачи информации во времени и пространстве, информационной связи между членами общества. Без обмена сведениями, мнениями, идеями социальные связи не могут поддерживаться. Можно выделить две категории документов, в которых ярко выражена коммуникативная функция:
-
Документы, ориентированные в одном направлении (закону, указы, приказы, распоряжения и др.) -
Документы двухстороннего действия (деловая и личная переписка, договорные документы и т.д.)
Культурная функция - способность документа сохранять и передавать культурные традиции, эстетические нормы, принятые в обществе (кинофильм, фотография, научно-технологический документ и др.).
Управленческая функция выполняется официальными документами, которые специально созданы для целей и в процессе управления (законы, положения, уставы, протоколы, решения, сводки, отчеты и др.) Эти документы играют большую роль в информационном обеспечении управления, они многообразны, отражают различные уровни принятия решений.
Правовая функция присуща документам, в которых закрепляются изменения правовых норм и правонарушений. Можно выделить две категории документов, наделенных правовой функцией: изначально обладающие ею и приобретающие ее на время. В первую группу входят все документы, устанавливающие, закрепляющие, изменяющие правовые нормы и правоотношения или прекращающие их действие, а так же другие документы, влекущие за собой юридические последствия. Сюда относятся все правовые акты органов государственной власти (законы, указы, постановления и т.д.), судебные, прокурорские, нотариальные и арбитражные акты, все договорные, удостоверительные документы (паспорта, пропуска, удостоверения и т.д.) и оправдательно финансовые документы (накладные, приходные ордера счетно-платежные требования и т.п.) Ко второй категории относятся документы, которые на время приобретают эту функцию, являясь доказательством каких-либо фактов в суде, органах следствия и прокуратуре, нотариате, арбитраже. В принципе любой документ может быть доказательством и тем самым временно будет наделен правовой функцией.