Файл: Физкультминутки для детей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Саратовский государственный университет им.Чернышевского»

Самостоятельная работа

по дисциплине «Физическая культура и спорт»

На тему: «Физкультминутки для детей»

Работу выполнила студентка

2 курса 211 группы ППиСО

Хайрова Сабина

Руководитель:

Колосова Елена Викторовна

Содержание



Методика организации и проведения физкультминутки 7

Введение

По данным ученых-физиологов образовательная деятельность требует от детей большого нервного напряжения. Во время непосредственной образовательной деятельности у школьников любого возраста значительную нагрузку испытывают их органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статическом положении. Внешними проявлениями утомления являются потеря интереса и внимания, ослабление памяти, снижение работоспособности.

Одним из самых эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физкультминутки. Это необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности, независимо от возраста детей.

Физкультминутка – это кратковременные физические упражнения, проводимые во избежание утомления детей, для восстановления умственной деятельности.

Физкультминутки улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям. Физкультминутки делятся на группы, каждая группа содержит определенные упражнения, направленные на снятие усталости.

В начальных классах физкультминутки проводятся 3—4 раза в день по 5 минут, в 5—8 классах – по 2—3 раза.

Классификация

  1. Оздоровительные физкультминутки.


  • Упражнения для снятия общего или локального утомления – упражнения для крупных мышечных групп;

  • Упражнения для кистей рук: сжимания разжимания кистей рук, отведение и приведение, пальчиковая гимнастика;

  • Гимнастика для глаз: посмотреть направо, налево, круговые движения, частое моргание, прикладывание тёплых ладоней к закрытым глазам и др.

  • Гимнастика для слуха: массаж мочки уха, круговые движения всего уха, подёргивания за ушки, потягивания ушей в стороны и др.;

  • Упражнения, корректирующие осанку: упражнения «лодочка» («волна»), «лягушка», «велосипед», «ножницы» и др.;




  1. Физкультурно-спортивные физкультминутки.

  • Общеразвивающие упражнения.

Это традиционная гимнастика, которая выполняется под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано на укрепление определенной группы мышц.

Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка, 
Головою три кивка.


  • Подвижные игры

Это могут быть игры с мягким мячом. Игра может проходить в виде закрепления изученного материала по аналогии игры “Съедобное – несъедобное”, упражнения на координацию движения.


  1. Двигательно-речевые физкультминутки.

  • Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Это упражнения на чередование звуков, чередование дыхания, длительный вдох и выдох, упражнения “Задуй свечу”, “Надуй шарик”, подражания животным.


  1. Когнитивные.

  • Дидактические игры с движениями.

Например, при показе иллюстрации или названии предмета дети выполняют определенные упражнения. Игра “Умный светофорик” – красный цвет – дети стоят, желтый – сидят за партой, зеленый – шаг на месте, Зверь-птица-рыба

  • Развивающие игры.

Игры на развитие познавательных процессов, памяти, воображения, внимания. Упражнение “Покажи фигуру”, например: “Круг какой? А квадрат какой?” – дети показывают, игры “Летим – плывем” – соотнесение действия с изображенным предметом, “Большой – маленький”.


  1. Креативные.





  • Гимнастика ума.

Использование игр для развития, логического мышления, воображения, восприятия, памяти, внимания, познавательных процессов умения принимать решения. Гимнастика ума также включает в себя упражнения для улучшения мозгового кровообращения.


  1. Необычные движения.




  • Сюжетно – ролевые игры.

Сюжетно-ролевые игры вводят детей в мир взрослых.

Чаще всего физкультминутки проводятся в стихах.

Например: “Дружно помогаем маме, мы белье полощем сами.

Потянулись, наклонились, хорошо мы потрудились!”


  • Пальчиковая гимнастика.

Любые креативные упражнения на мелкую моторику. Рисование различных предметов в воздухе, на парте, в тетради.

Методика организации и проведения физкультминутки


  • Подготовительный этап.

1. Подобрать физминутку с учётом:

- возрастных особенностей детей;

- индивидуальных особенностей детей (медицинские показатели) ;

- интересов детей.

2. Определить цели физминутки: обучающую, воспитывающую, развивающую.

3. Определить место проведение физминутки (на каком уроке).

4. Уточнить время проведения физминутки.

5. Подготовить специальный инвентарь, если необходим для проведения физминутки.

6. Составить конспект проведения физминутки, который включает

1 - название физминутки, цели, место и время проведения, оборудование (если необходимо) ;

2 - ход проведения физминутки 

7. Выучить физминутку наизусть.

  • Основной этап (проведение физминутки) .

1. Организационный момент: учитель:

- сообщает о проведении физминутки,

- знакомит с ее названием (если оно есть) ;

- раскрыть значимость физминутки: здоровьесберегающую цель.

2. Основной этап:

а) проводит инструктаж физминутки в соответствии с конспектом:

• новая физминутка:

1) показывает детям движения физминутки

2) поднимает детей с рабочих мест;

3) просит учеников выполнить физминутку вместе с учителем (открывает часть доски со словами физминутки) ;

4) выполняет физминутку вместе с детьми не менее 2-3 раз, наблюдает за активностью и дисциплинированностью учеников,

5) предлагает одному из учеников провести физминутку с ребятами класса,


6) предлагает ученикам сесть на рабочее место;

3. Итог проведения физминутки.

- отмечает отношение детей к выполнению физминутки (своему здоровью)

  • Заключительный этап.

1. Педагог должен проанализировать действия учеников в ходе выполнения физминутки:

- определить значимость проведенной физминутки для детей (наблюдения и беседы с отдельными учениками после урока)

- определить причины недисциплинированности отдельных учеников.

2. Изменить движения физминутки или подобрать новую.

Примеры физкультминуток

  • -Упражнение 1. (для детей 7-10 лет)-«весёлые прыжки»

Раз, два-стоит ракета

Три, четыре-самолёт

Раз, два-хлопок в ладоши

(прыжки на одной и двух ногах)

А потом на каждый счёт

Раз, два, три, четыре-руки выше, плечи шире

Раз, два, три, четыре-и на месте походили

(ходьба на месте)

  • Упражнение 2. (для детей 5-7лет)- «Вот так»

- Как живешь? – Вот так! (Показывают большой палец.)

- Как идешь? – Вот так! («Шагают» двумя пальцами по ладони.)

- А бежишь? – Вот так! (Сгибают руки в локтях и показывают, как работают ими при беге.)

- Ночью спишь? – Вот так! (Кладут руки под щеку, а на них – голову.)

- Как берешь? Вот так! (Делают руками хватательные движения.)

- А даешь? – Вот так! (Делают руками движения. Как будто дают что-то.)

- Как шалишь? – Вот так! (Надувают щеки и слегка шлепают по ним ладонями.)

- А грозишь? – Вот так! (грозят пальчиком своему соседу.)

  • Упражнение 3 (для детей 7-10 лет) - «Мышка»

Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте)

Поглядеть который час (повороты влево-вправо)

Раз, два, три, четыре (хлопки ладонями над головой)

Мышки дёрнули за гири (руки вниз, приседание)

Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед сосбой)

Убежали мышки вон (бег на месте)


  • Упражнение 4. (для детей 7-10 лет)- «Наша ёлка»

Наша ёлка велика (круговое движение руками),
Наша ёлка высока (встать на носочки),
Выше мамы, выше папы (присесть и встать на носочки),
Достаёт до потолка (потянуться).
Будем весело плясать. Эх, эх, эх!
Будем песни распевать. Ля-ля-ля!
Чтобы ёлка захотела в гости к нам прийти опять!



  • Упражнение 5. (Для детей 7-1 лет)- «Я иду и ты идёшь»

Я иду и ты идёшь-раз, два, три. (Шагаем на месте)

Я пою и ты поёшь-раз, два, три (хлопаем в ладоши)

Мы идём и мы поём-раз, два, три (Прыжки на месте)

Очень дружно мы живём- раз, два, три (шагаем на месте)


  • Упражнение 6. (для детей 7-10 лет)- «Раз, два, три…»

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять, (Прыжки на месте)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо)
Мой сверчок, щегол и я - (Повороты туловища влево-вправо)
Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши).


  • Упражнение 7. (Для детей 7-10 лет)- «Самолеты»

Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),
Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо),
На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям),
Да и снова полетели.

  • Упражнение 8. (Для детей 7-10 лет)- «Ванька-встанька»

Ванька-встанька (прыжки на месте)

Приседайка (приседание)

Не послушный ты какой

Нам не справится с тобой (хлопки в ладоши)
Заключение

Физкультминутка заключается в том, чтобы снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность.

Выбор самой эффективной физминутки зависит от того, каким видом деятельности занимаются дети в данное время, в каком виде физминутки они нуждаются больше всего.

Физминутки в начальной школе действительно играют важную роль, поскольку помогают получить новый заряд энергии, способствуют поддержанию восстановления органов слуха, помогают активизировать дыхание. Они так же способны поднять детям эмоциональный настрой, снять статическое напряжение, вызванное продолжительным сидением за партой.
Программное содержание занятия должно органически сочетаться с содержание физкультминутки. Упражнения должны быть комфортны для выполнения по