Файл: Оглавление Введение Глава I. Конституционный контроль.docx
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение……………………………………………………………..…3
Глава I. Конституционный контроль…………………………...…6
§1 Понятие и содержание конституционного контроля………….…6
§2 Субъекты конституционного контроля……………………….…..9
Глава II. Конституционный контроль в Российской Федерации…………………………………………………………....14
§1 Необходимость конституционного контроля в Российской Федерации…14
Заключение……………………………………….………………….18
Список литературы…………………………..……………………….21
Введение
Конституционный суд РФ занимает центральное место в системе судебной защиты прав и свобод человека и гражданина в России. Права и свободы человека и гражданина защищаются Конституционным Судом РФ несколькими способами: при разрешении конкретных дел по конституционным жалобам, запросам, а также при осуществлении контроля за соответствием различных нормативно-правовых актов Конституции РФ.
Роль Конституционного Суда РФ в защите прав и свобод человека и гражданина трудно переоценить. Защита прав и свобод граждан является важнейшей и основной функцией Конституционного суда. В частности, в ст.3 Федерального конституционного закона «О Конституционном суде РФ» отмечается, что все цели конституционного судопроизводства органически связаны с правами и свободами человека и гражданина.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что на сегодняшний день некоторые исследователи предлагают расширить круг полномочий Конституционного Суда РФ, а, следовательно, расширить и понятие «конституционный контроль». Таким образом, Конституционному суду будет предоставлено право рассматривать дела о защите избирательных прав, а также вопросов, связанных с конституционным правом на объединение. По моему мнению, рассмотрение и разрешение таких споров может противоречить природе конституционного правосудия как специфической форме отправления правосудия и выходит за рамки конституционного
контроля. Поэтому актуальность темы состоит в обозначении и раскрытии понятия «конституционный контроль», обозначении сфер использования конституционного контроля, а также в осознании необходимости расширения сферы использования конституционного контроля.
Особую актуальность конституционный контроль приобрел в нынешних условиях развития демократии в российском государстве. Развитие демократических основ в нашем государстве повлекло за собой грандиозные и сложные задачи, которые решает наша страна. Таким образом, неотъемлемой функцией руководства государства является забота о нормальном функционировании правовых механизмов, заложенных в Конституции РФ. А если учесть современные тенденции развития всего мирового сообщества в целом, конституционный контроль и проблемы, с ним связанные, становятся первоочередным направлением государственной политики и своеобразным ориентиром для Российской Федерации на пути прогресса и процветания. Поскольку тремя китами, на которых базируются современные понятия о демократии, являются правовое государство, конституционализм и гражданское общество. Глобальные изменения и преобразования, протекающие сегодня в России, затронули все сферы социально-экономической, культурной и политической и духовной жизни страны. Для дальнейшего движения к прогрессу необходим всеобщий и неукоснительный государственный контроль и надзор за четким соблюдением конституционно-правовых норм, которые выступают надежной гарантией построения развитого демократического государства.
Государственные институты власти занимают ключевую позицию во всей системе надзора за соблюдением законности, поскольку только у них в руках сосредоточены все самые эффективные механизмы и инструменты, необходимые для контроля над выполнением конституционных норм. Основной закон, являясь главным правовым и политическим документом страны, закрепляет и регламентирует все аспекты политической системы и социально-экономической сферы, а также определяет форму государственного устройства.
Действие Конституции распространяется на все без исключения сферы общественных отношений, она является юридической базой для законодательства в целом и, если можно так выразиться, ядром государственного правового механизма. Этим и определяется ключевая роль основного закона в жизни общества. Деятельность всех должностных лиц, отдельных граждан и общественных организаций, а главное, государственных органов, регулирующих политический курс и определяющих облик страны, должна соответствовать конституционным нормам. Без этого правовое государство невозможно. Добиться всего этого можно только при наличии эффективно функционирующей системы контроля.
Актуальность конституционного контроля повышается в условиях укрепления системы государственности в России, а также в условиях вхождения РФ в число лидеров на мировой арене. Благодаря конституционному контролю, политические проблемы могут решаться в рамках права.
Целью данной курсовой работы является изучение института конституционного контроля в Российской Федерации. Задачами для достижения данной цели служат: изучение сущности и содержания понятия «конституционный контроль», выявление субъектов конституционного контроля, определение роли Конституционного суда РФ в обеспечении конституционной законности в РФ, выявление актуальности институтов конституционного контроля на сегодняшний день.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть понятие и сущность конституционного контроля
2. Охарактеризовать особенности конституционного контроля в России.
Объект исследования – особенности конституционного контроля в России. Предмет исследования – совокупность теоретических и практических аспектов, связанных с конституционным контролем в России
методы исследования составили статьи, учебные пособия, нормативные правовые акты, анализ и синтез
Структура работы. Цель и задачи исследования определили следующую структуру работы: Введение, I. Глава. «Конституционный Контроль»: §1 Понятие и содержание конституционного контроля; §2 Субъекты конституционного контроля; II. Глава. «Конституционный контроль в Российской Федерации»: §1 Необходимость конституционного контроля в Российской Федерации; Заключение; Список литературы.
Глава I. Конституционный контроль
§1 Понятие и содержание конституционного контроля
В юридической литературе отсутствует универсальное определение понятия «конституционный контроль». Так, под конституционным контролем может пониматься любая форма проверки на соответствие конституции актов и действий органов публичной власти, а также общественных объединений, осуществляющих публичные функции или созданных для участия в осуществлении публичной власти.
С учетом специфики факторов градации понятия «конституционный контроль» можно выделить еще несколько определений понятия «конституционный контроль».
Конституционный контроль - это специфическая функция лишь компетентных органов публичной власти по обеспечению верховенства конституции в системе нормативных актов, ее прямого, непосредственного действия в деятельности субъектов общественных отношений на всей территории государства.
1
Ученые определяют конституционный контроль как «деятельность компетентных государственных органов по проверке, выявлению, констатации и устранению несоответствий нормативных актов конституции, законам, в ходе которой эти органы полномочны, отменять обнаруженные несоответствия»
Также есть мнение, в соответствии с которым контроль рассматривается как «труд по наблюдению и проверке соответствия процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям- законам, планам, стандартам, правилам, приказам и т.д. по результатам взаимодействия субъекта и объект, допущенных отклонений от требований принятых управленческих решений, от принятых принципов организации и регулирования». Исследуя явление контроля, констатируется существование социального контроля в качестве родового понятия по отношению к муниципальному, производственному, общественному, а также государственному.
Сделав анализ этих определений, можно сформулировать обобщенное понятие, выражающее более точное содержание. Конституционный контроль, следует рассматривать, не только как способ устранения нарушений прав и свобод человека и гражданина, социальных противоречий, вызванных принятием и применением незаконных правовых актов, но и как элемент правовой охраны конституции, средство обеспечения ее верховенства, а значит, и средство обеспечения стабильности конституционного строя Российской Федерации. Определяя понятия конституционного контроля, приведенные авторы не только указывают на проверку соответствия нормативных правовых актов конституции, но и на проверку соответствия конституционным нормам деятельности субъектов общественных отношений.1 Авторы определяют конституционный контроль через категорию деятельности специфического субъекта права. Расхождения касаются только содержания этой деятельности, как мы можем заметить. Однако, верховенство права обеспечивается не только «исправлением ошибок», содержащихся в принятых, действующих нормативно правовых актах; требуется реализация возможности реагировать на несоответствующею конституционным нормам деятельность органов власти. Конституционный контроль не всегда предполагает осуществление некоторой экспертизы соответствия только лишь нормам основного закона государства. Относительно самостоятельные части отдельных государств также могут иметь свои основные законы (например, конституции и уставы субъектов Российской Федерации), которым должны соответствовать иные нормативные правовые акты, принимаемые, вводимые в действие на соответствующих территориях. Таким образом, определение понятия конституционного контроля являлось бы более точным, если бы содержало указание на проведение экспертизы соответствия конституционным нормам правовых актов, а также действий субъектов общественных отношений.
Также я хочу обратить внимание на то, что конституционный контроль является разновидностью государственного контроля, осуществляемого постоянно действующими органами государства (наряду с общеполитическим, финансовым контролем и др.). Конституционный контроль направлен прежде всего на достижение незыблемости общественного и государственного строя, закрепленного в Основном законе страны, поддержание стабильности правового статуса личности, неуклонное выполнение норм Конституции всеми субъектами конституционного права.
Без конституционного контроля ни одно общество не может рассчитывать на успешное и прогрессивное развитие. Если конституционный контроль не осуществляется должным образом и на высоком уровне, то существование такого общественной формации ограничено по временным параметрам. В Российской Федерации данные вопросы и проблемы постоянно находятся в центе внимания. Конституционный контроль важнейший способ правовой защиты.1 Органы конституционного контроля РФ и различные политические партии считают краеугольным камнем своей деятельности именно спектр проблем и вопросов, связанных с обеспечением свобод и прав граждан, а также с четким выполнением всех норм основного закона.
В данной главе также необходимо раскрыть понятие «содержание конституционного контроля». Содержание конституционного контроля также не является одинаковым. Центральную часть этого содержания составляет проверка конституционности законодательства и защита прав человека и гражданина на всей территории РФ. Также в содержание данного понятия входят: толкования конституции и представление заключений высшим органам государства по конституционным вопросам; решения споров о компетенции органов государственной власти; признание правильности проведения референдумов, действительности или недействительности всеобщих выборов и др. Содержание конституционного контроля также неодинаково в различных странах. И тем не менее можно сказать, что важнейшую часть этого содержания составляет обычно проверка конституционности законодательства и прежде всего защита прав человека и гражданина. Очень большую его часть занимают также: толкования конституции и представление заключений высшим органам государства по конституционным вопросам; решения споров о компетенции органов государственной власти; признание правильности проведения референдумов, действительности или недействительности всеобщих выборов; определение конституционности правоприменительной практики и конкретных действий исполнительной власти и др.