Файл: Методические указания по составлению карт памяти (майндмэпингу).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методические указания
по составлению карт памяти (майндмэпингу)
-
Что такое карты памяти, и зачем они нужны
Всемирный опыт преподавания программной инженерии в университетах и колледжах, описанный в документе "Software Engineering 2004: Curriculum Guidelines for Undergraduate Degree Programs in Software Engineering", указывает на то, что обучение в этой области должно вестись не по каким-то избранным технологиям, а по общим принципам и закономерностям разработки ПО.
Эти принципы, закономерности, проблемы и пути решения описываются в теоретическом материале нашего курса. К сожалению, практического опыта разработки ПО у Вас пока недостаточно.
Однако отложить этот материал для освоения на будущем рабочем месте, как показывает опыт, нецелесообразно — в этом случае компании-работодатели тратят слишком много производственных ресурсов на обучение молодых специалистов. Более того, многие методы и приемы, с которыми такой специалист не столкнулся непосредственно, так и останутся за кадром его кругозора.
Как же переработать большой поток информации, уловив в нем главные логические посылы? Как выявить, осознать и оформить собственные взгляды на изученный материал?
На помощь приходит майдмэпинг (mindmapping) - составление карт памяти (интеллект-карт).
Это техника визуализации, которая развивает Ваше системное и критическое мышление, что просто бесценно для программиста.
При создании карт памяти Вы задействуете:
-
аналитический и вербальный режим мышления (логика, цифры, последовательность, анализ, слова, списки), -
образный режим и восприятие (пространственная ориентация, трехмерное восприятие, цвет, воображение, целостное восприятие).
Карты памяти хорошо поддерживают Вашу индивидуальную творческую активность. На основе карт памяти Вам предлагается строить новые, собственные цепочки связей между знакомыми понятиями курса, выделять то, что произвело впечатление, кажется наиболее важным, полезным на практике именно Вам. В итоге Вы делаете для себя открытия, которые запоминаются, потому что они — Ваши собственные.
2. Принципы построения карт памяти.
-
В центре размещается главное слово/тема/задача (например, если готовится конспект лекции, то в центре будет название). -
Далее идут блоки – подтемы, соединенные с центральной ячейкой ветками. -
Ответвления от блоков – включают следующие по иерархии ключевые слова. -
Количество уровней не ограничено. Каждый следующий дополняет карту ассоциациями.
-
Советы для создания карт памяти.
-
Активно используйте различные цвета и стили/размеры шрифтов. Это позволяет выделить блоки и иерархии, расставить акценты на важную мысль. -
Стремитесь к большей четкости и удобочитаемости карты, это даст больше осознанности в мышлении. -
Используйте изображения и символы. Это позволит привлечь внимание к приоритетной задаче или указать очередность. На каждом уровне не обязательно использовать слова, это могут быть рисунки, таблицы или схемы. -
Автор методики карт памяти – британский психолог Тони Бьюзен не советует использовать много текста, в идеале - одно слово на ветке. При этом каждое слово - ассоциация с предыдущим или его характеристика. -
И самое важное!
Карты памяти важны не сами по себе, а как отражение Ваших знаний о предмете. Часто бывает, что диаграмма плоха не потому, что неудачно нарисована, а потому, что знания Ваши недостаточны и поверхностны. Если в этой ситуации сосредоточиться на «изобразительном» аспекте, то Вы потеряете время.
Поэтому сначала разберитесь в том материале, который у вас плохо изображается и некрасиво выглядит.
И не нужно торопиться со структурированием, — эффективно упорядочивать и классифицировать можно лишь имеющуюся информацию, а если ее или нет, или недостаточно, то и структурировать нечего.
-
Критерии оценивания карт памяти:
- полнота использования теоретического материала;
- корректная структура с числом уровней не менее 3;
- логика связей и изложения материала;
- терминологическая и орфографическая грамотность;
- оригинальность составления карты.
-
Сервисы для создания карт памяти.
Для создания карт памяти разработано большое количество веб-сервисов, которые позволяют создавать сложный дизайн, а также использовать дополнительные элементы, такие как таблицы, списки, изображения, символы и др.
-
MindMeister - https://www.mindmeister.com/ru - один из первых сервисов для создание карт памяти. Поддерживает совместную работу над проектом и пользовательские стили, предлагает готовые шаблоны.
Рисунок 1. Интерфейс сервиса MindMeister.
-
MindMup - https://www.mindmup.com/ - облачный сервис для разработки, хранения и передачи карт памяти. Есть возможность экспортировать готовый проект.
Рисунок 2. Интерфейс сервиса MindMup.
-
XMind - https://www.xmind.net/ - приложение для создания карт памяти.
Рисунок 3. Интерфейс сайта XMind.
-
Mind Mapping Online - https://bubbl.us/ - онлайн-сервис для создания и работы с картами памяти.
Рисунок 4. Интерфейс сервиса bubbl.
-
Примеры карт памяти.
Прежде чем приступать к выполнению задания, посмотрите примеры карт памяти, созданные в разных стилях, с использованием разных инструментов. Изучите шаблоны схожих по тематике проектов. Это поможет определиться – как именно может быть представлен тот или иной материал, что использовать для выделения основных мыслей и более подробного раскрытия темы.
Рисунок 5. Пример карты памяти по структуре учебного курса, созданной средствами moodle.
Рисунок 6. Пример карты памяти по структуре учебного курса, создан при помощи сервиса https://www.mindmup.com/.
Рисунок 7. Пример карты памяти из Лекции 7, выполненный в MindMeister.
Рисунок 8. Пример карты памяти с сайта: https://fireseo.ru/blog/struktura-sajta-primer-kak-sostavit-mindmap-sajta/.
Рисунок 9. Пример карты памяти с сайта https://intuit.ru/studies/professional_skill_improvements/2140/courses/503/lecture/27376?page=2.