Файл: С. Л. Франк в известной работе Смысл жизни пишет, что этот проклятый вопрос о смысле жизни волнует и мучает в глубине души каждого человека. Человек может на время, даже на очень долгое время, совсем забыть.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 1.

С. Л. Франк в известной работе «Смысл жизни» пишет, что этот «проклятый вопрос» «о смысле жизни» волнует и мучает в глубине души каждого человека. Человек может на время, даже на очень долгое время, совсем забыть о нем, погрузиться с головой в будничные интересы сегодняшнего дня, в материальные заботы о сохранении жизни, о богатстве, довольстве и земных успехах… но жизнь уже так устроена, что совсем и навсегда отмахнуться от него не может и самый тупой, заплывший жиром или духовно спящий человек … Этот вопрос - не теоретический, не предмет праздной умственной игры; этот вопрос есть вопрос о смысле самой жизни, он даже страшен – и, собственно, говоря еще гораздо более страшнее, чем при тяжкой нужде вопрос о куске хлеба для утоления голода…».


Что же такое «смысл жизни»? Какие мнения есть по этому вопросу среди философов, теологов, ученых?

Смысл жизни человека состоит в осознаваемой им ценности, которой он подчиняет свою жизнь, то ради чего он ставит жизненные цели и осуществляет их. Это такой компонент духовного смысла существования, который формируется независимо от общественных ценностей и составляет индивидуальную человеческую ценностную систему. Открытие этого смысла жизни и создание ценностной иерархии, происходит у каждого индивида в его размышлениях, основываясь на личном опыте.

Немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр определил жизнь человека как проявление некой мировой воли: людям кажется, что они поступают по собственному желанию, но на самом деле ими движет чужая воля. Будучи бессознательной, мировая воля абсолютно безразлична к своим творениям — людям, которые брошены ею на произвол случайно складывающихся обстоятельств. Согласно Шопенгауэру, жизнь — это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничение — мудро живущий человек осознаёт неизбежность бедствий, а потому обуздывает свои страсти и ставит предел своим желаниям


Серафим Саровский так определил смысл жизни христианской: «Истинная цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого».


Зачем человеку нужно прояснить его для себя? Почему С. Л. Франк называет его практическим вопросом, вопросом всей жизни?

Философ убеждён, что поиск ответа на данный вопрос важнее, чем поиск хлеба для утоления голода, ведь поиск смысла своего существования, поиск себя важен для человечества. Благодаря таким раздумьям человек может найти свой путь.

Не имеющий смысла жизни, человек не может ощущать себя живым, он несчастен и ведет бесцельное существование. Главный вопрос, который волнует каждого человека - это вопрос о смысле жизни. Поиск ответа на этот вопрос значит очень многое для человека.

В чем Вы видите смысл своей жизни? Ответ аргументируйте.

Правильно распределить определенное время, на важные вещи: саморазвитие, реализацию собственных целей. При том с желанием потом получить положительные плоды за вложенные усилия и максимально обойти некий негативный опыт.

Задание 2.

Высшей подлинной сущностью человека является свобода. Человек всегда стремится к свободе. «Без свободы нет человека», - говорил Ф.М. Достоевский. В то же время он отмечал, что свобода может привести к эгоизму, неблаговидности и даже безобразию. Тогда она превращается в несвободу.

Современный немецкий философ, социолог и психолог Э. Фромм («Бегство от свободы») пишет, что процесс развития человеческой свободы носит диалектический характер. С одной стороны, это «процесс развития человека, овладения природой, возрастания роли разума, укрепления человеческой солидарности. Но, с другой, это –усиление индивидуализации, которая означает усиление изоляции, неуверенности…Вместе с этим растет и чувство бессилия, ничтожности отдельного человека». «Люди утрачивают первичные связи, давшие им осуществление уверенности. Такой разрыв превращает свободу в невыносимое бремя: она становится источником сомнений, влечет за собой жизнь, лишенную цели и смысла. И тогда возникает сильная тенденция избавиться от такой свободы, уйти в подчинение или найти иной способ связаться с людьми и миром, чтобы спастись от неуверенности даже ценой свободы».




Что такое свобода человека? Какие есть точки зрения по этому вопросу?

Свобода- в самом общем смысле, наличие возможности выбора, вариантов исхода события.

Отсутствие выбора, вариантов исхода события равносильно отсутствию свободы.

Сократ понятие свободы соединил с этической. По его мнению, человек, знающий, понимающий и уважающий законы, обязательно будет ими руководствоваться, становясь справедливым человеком, а значит и свободным.

Дж. Локк, который считал, что самим законом природы человеку дано право отстаивать жизнь, свободу, имущество. По его мнению, каждый, оставаясь в пределах законов природы, может делать все, что ему угодно, за исключением лишать себя жизни и приносить вред жизни, здоровью, свободе и имуществу других людей.

Марксистская (Карл Маркс) концепция свободы строится на диалектическом понимании природы социального детерминизма. Она противостоит и субъективно-идеалистическому учению о свободе воли человека, отрицающему причинную обусловленность его поступков, и фатализму. Согласно данной теории, несмотря на то, что в своей повседневной деятельности человек сталкивается с конкретно-историческим воплощением исторической необходимости и в этой связи не свободен в выборе объективных условий своей деятельности, в то же время он обладает значительной свободой в определении целей своей деятельности вследствие существования одновременно нескольких реальных возможностей развития, либо способов отдалении нежелательных и приближении желательных явлений.

Когда и при каких условиях она превращается в свою противоположность? Подтвердите примерами.

Она появляется при злоупотреблении свободой, когда есть рабство (как личное внутреннее, так и извне).

Говоря про злоупотребление, то примеров можно привести много, начиная от бытовых личностных зависимостей, например, алкоголизм, игромания, при которых человек становится заложником нечто, теряя полностью возможность адекватно воспринимать мир вокруг себя, адекватно реагировать и давать оценку действиям, в результате сталкиваясь с многочисленными отрицательными последствиями.

Что касается рабства, то примером может послужить
, как внутренняя политика тоталитарного или закрепощенного склада.

Лживая пропаганда совершает насилие над массами. Массы, подверженные этой пропаганде, не имеют внутренней свободы. Злоба и ненависть, вызванные демагогической пропагандой, делают людей внутренне рабами. И этими рабьими чувствами пользуются для своих целей и власть и партии. Ни о какой действительной демократии при этом не может быть и речи. Общество будет таким, каковы составляющие его люди.

Что необходимо, чтобы осуществить подлинную свободу, избежать ее превращения в несвободу или «бегство от свободы».

Надо понимать свободу как возможность и использовать ее в то русло, которое способно привести к благоприятному исходу, к развитию, прогрессу.

Задание 3.

Какие проблемы ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды анализировались в философии, кто являлся разработчиками данной темы.

Одним из первых философов, поставивших вопрос о плате человечества за прогресс в производительных силах, был Ф. Энгельс, который писал, что не стоит «слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых». В сущности, после победы над животным и растительным миром у человека остался только один враг – он сам.

Проблема ответственности — важнейшая в философии Сартра. Особенность понимания этой проблемы в экзистенциализме. Этот процесс длится всю жизнь, он всегда, как показывают драматические работы Сартра, где мир полон испытаний и напряженности, и человек ответственен за его существование.

Эрнст Кассирер, немецкий философ XIX-XX в., рассматривал культуру как совокупность символических форм, представляющих высшие человеческие ценности, не сводимые друг к другу (миф, язык, история, религия, искусство, наука), которые стоит сохранить.