ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- на максимальной скорости, читая про себя незнакомый текст, требуется найти ответы на вопросы. При этом нужно в процессе всего чтения плотно сжимать губы и зубы
Упражнения для развития выразительности чтения
-чтение предложений с разной интонацией;
-чтение текста с передачей эмоций в зависимости от содержания;
-словарь настроений(веселье, удивление, возбуждение, счастье, радость, грусть) Дети слушают текст, затем на стол выкладывают карточки со словами, которые соответствуют произведению. Какие чувства вы испытываете?
«Словарь настроений и состояний»
БЕСПОКОЙНОЕ,РАДОСТНОЕ, БОДРОЕ, БОЯЗЛИВОЕ, СВЕТЛОЕ, СЕРДИТОЕ, БУРНОЕ, ВОЗБУЖДЕННОЕ,ПРИВЕТЛИВОЕ, БОЕВОЕ,СЕРЬЕЗНОЕ, СКОРБНОЕ, ВОЗМУЩЕННОЕ, ВОЛШЕБНОЕ, СМЕШНОЕ, СОННОЕ ,СОЛНЕЧНОЕ, ДРУЖЕЛЮБНОЕ, СПОКОЙНОЕ, ЗАГАДОЧНОЕ, ШУТЛИВОЕ, НАСМЕШЛИВОЕ, СТЫДЛИВОЕ, ХВАСТЛИВОЕ
После этой работы дети читают намного выразительнее, стараясь передать своё настроение и настроение автора.
Много лет назад я познакомилась с оригинальной методикой обучения чтению и совершенствованию её техники, созданной учителем В.Б. Эдигеем.
Эта методика стала источником творческого вдохновения. Она основана на реализации законов психики, на стимулировании интереса к процессу чтения.
Эти задания – анаграммы легко вписываются в структуру урока, снижая напряжение и усталость. Сначала знакомлю с карточками-анаграммами, где нужно прочитать слова и из них исключить лишнее
ГИРТ ТИГР
ЕЛВ ЛЕВ
СОЛН СЛОН
ФИЛТУ ТУФЛИ
Анаграммы-предметы
гирт | нёкл | пигасо | воратьк | алпен | нуокь |
елв | буд | филут | нидав | чукар | омс |
сонл | ёзераб | шике | шафк | гинак | ущак |
филту | шаниам | миаз | рёвко | боляок | лотомок |
Карточка – помощница
тигр | клен | сапоги | кровать | пенал | окунь |
лев | дуб | туфли | диван | ручка | сом |
слон | берёза | чешки | шкаф | книга | щука |
туфли | машина | зима | ковер | яблоко | молоток |
Анаграммы- признаки
длийынн | крвиой | гулыпий | тврёдый | лентйи | Беыйл |
обльшой | кравыйси | муынй | ямгкий | осеийнн | Зеёлынй |
макийелнь | охроишй | сменойш | крпеикй | зминий | Жётлый |
онки | фльим | снолец | овлк | алис | бекла |
Карточка-помощница
длинный | кривой | глупый | твёрдый | летний | Белый |
большой | красивый | умный | мягкий | осенний | белый |
маленький | хороший | смешной | крепкий | зимний | зеленый |
кино | фильм | солнце | волк | лиса | лиса |
Анаграммы-действия
ётлсяь | тетон | трижа | сятаетка | акетзаврат | етлаетсаку |
чётте | асспает | ритва | кользитс | даетобе | етсаку |
адпает | ентсто | ёчтпе | житсякру | етнаужи | дахчетку |
есётн | чатаепет | тлипи | ясучит | жаувает | щети |
Карточка-помощница
льётся | тонет | жарит | катается | завтракает | лает |
течёт | спасает | варит | скользит | обедает | кусает |
падает | стонет | печёт | кружится | ужинает | укдахчет |
несёт | печатает | пилит | учится | уважает | ищет |
Задание 2.
1. “Буксир”
Суть упражнения “Буксир” заключается в чтении в паре. Взрослый читает “про себя” и пальцем следит по книге. А ребенок читает вслух, но по пальцу взрослого. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.
Второй вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении взрослого и ребенка вслух. Взрослый читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове.
2. Многократное чтение
Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать! Избегайте утомления. Закрепите ситуацию успеха. Похвалите ребенка.
3. Чтение в темпе скороговорки
Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны “проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.
4. Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста
Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: “Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.
5. “Бросок – засечка”
Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте. Заключается оно в следующем:
Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда “Засечка” читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.
Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости чтения применяется упражнение.
6. “Молния”
Его смысл - в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/. Тренировки могут проводиться по несколько раз на каждом занятии чтением, при этом в качестве дополнительного стимулятора можно использовать метроном.
Детям всегда хочется посоревноваться – кто быстрее читает. В этом случае полезно упражнение.