Файл: Методические рекомендации по изучению дисциплины 2 возрастная психология.docx
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дополнительная профессиональная программа
(профессиональная переподготовка)
«Профессиональная деятельность учителя начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
МОДУЛЬ 2
Психолого-педагогический
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ 2
«ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Рабочая программа дисциплины: «Возрастная психология»………………………………………………………… | 3 |
Тема 1. Возрастная психология: предмет, цель, задачи, периодизация…..…………………………………………………….. | 4 |
Содержание радела…………………………………………………. | 4 |
Задание для самоконтроля…………………………………………. | 7 |
Тема 2. Факторы психологического развития личности………….. | 7 |
Содержание раздела………………………………………………… | 7 |
Задание для самоконтроля………………………………………….. | 9 |
Тема 3. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста……………………….………………………… | 9 |
Содержание раздела………………………………………………… | 9 |
Задание для самоконтроля………………………………………….. | 11 |
Литература…………………………………………………………... | 12 |
Формы аттестации и оценочные материалы по дисциплине…….. | 13 |
Рабочая программа дисциплины:
«Возрастная психология»
Целью освоения учебной дисциплины «Возрастная психология» является овладение базовыми понятиями и категориями возрастной психологии.
Задачи дисциплины:
-
Заложить методологическую базу для освоения основных понятий курса. -
Сформировать представления слушателей об основных законах, закономерностях и механизмах, источниках, условиях и движущих силах психического развития человека в онтогенезе. -
Познакомить слушателей с психолого-педагогическими особенностями младших школьников.
В результате освоения данной дисциплины студент должен:
Знать:
-
законы, закономерности и механизмы, источники, условия и движущие силы психического развития человека; -
характерные особенности общего психического, личностного, интеллектуального, эмоционально-волевого и социального развития человека и ведущие новообразования на каждом возрастном этапе онтогенеза.
Уметь:
-
ориентироваться в методологической базе дисциплины «Возрастная психология»; -
оценивать индивидуально своеобразное и типическое в развитии человека на каждом возрастном этапе; -
компетентно организовать психолого-педагогическую диагностику развития субъекта.
Владеть:
-
основами технологий управления, развития, формирования, влияния на личностное и общее психическое становление младшего школьника.
Тема1. Возрастная психология: предмет, цель, задачи, периодизация.
Лекция
Возрастная психология– это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.
Предмет возрастной психологии - это возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности развивающегося человека, закономерности развития психических процессов.
Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности, возрастные изменения и т. д.
Ученые - психологи все возрастные изменения в человеке подразделяют на:
- эволюционные;
- революционные;
- ситуационные.
Рассмотрим данные изменения.
К первой группе (эволюционным) относятся изменения, которые происходят с возрастом человека. Эти изменения происходят плавно в период от нескольких месяцев до нескольких лет. Детерминантами данных изменений являются: психофизиологическое созревание организма, уровень развития интеллекта и личности в целом, занимаемым местом в социальной среде.
Ко второй группе (революционным) относятся изменения, которые происходят быстрее, чем эволюционные. Как правило, такими скачками развития характеризуются кризисы возрастного развития.
К третьей группе(ситуационным) относятся изменения, связанные с протеканием определенной социальной ситуацией (обучение и воспитание).
Задачами возрастной психологии являются:
- изучение закономерностей развития человека в онтогенезе;
- установление периодов развития и причин перехода от одного периода к другому;
- определение возможностей развития, а также возрастных особенностей психических процессов, возрастных возможностей усвоения знаний, ведущих факторов развития личности и т. д.
Объект возрастной психологии - изучение возрастных изменений человека.
Периодизация в возрастной психологии.
Периодизация – разграничение возрастных групп по определенным критериям.
В возрастной психологии в зависимости от выбранных критериев существует несколько периодизаций.
Рассмотрим периодизацию Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина (Таблица 1.)
Критериями для данного возрастного распределения по группам стали:
- социальная ситуация развития (своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой);
- ведущая деятельность (деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики);
-возрастное новообразование (качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период).
Таблица 1.
Периодизация по Л.С. Выготскому и Д.Б. Эльконину
Период | Годы | Ведущая деятельность | Новообразование | Социальная ситуация развития |
Младенчество | 0-1 | эмоциональное общение ребенка со взрослым | ходьба, первое слово | Освоение норм отношений между людьми |
Ранний возраст | 1-3 | предметная деятельность | "внешнее Я сам" по Выготскому | Усвоение способов деятельности с предметами |
Дошкольный возраст | 3-6(7) | ролевая игра | произвольность поведения | Освоение социальных норм, взаимоотношений между людьми |
Младший школьный возраст | 6(7)-10(11) | учебная деятелльность | произвольность всех психических процессов, кроме интеллекта | Освоение знаний, развитие интелектуально-познавательной деятельности. |
Средний школьный возраст, подросток | 10(11) - 14(15) | интимно-личностное общение в учебной и других видах деятельности | чувство "взрослости", возникновение представление о себе "не как о ребенке" | Освоение норм и отношений между людьми |
Старший школьник (ранняя юность) | 14(15) - 16(17) | учебно-профессиональная деятельность | профессиональное и личностное самоопределение | Освоение профес-сиональных знаний, умений |
Поздняя юность или ранняя зрелость | 18-25 | Трудовая деятельность, профес-сиональная учеба. | | Освоение профес- сионально-трудовых умений |
Зрелость | после 25 | 20-50 лет - зрелость, 50-75 - поздняя зрелость, 75- .. - старость | | |
Таким образом, возрастная психология это раздел психологии, который помогает разобраться в особенностях качественного и количественного развития личности в разные возрастные периоды, ориентирует педагогов по ведущему виду деятельности и новообразованиям ученика, что повышает качество обучения и воспитания.
Задания для самоконтроля.
(Выполняются в свободной форме, самостоятельно, не высылаются для проверки на сайт)
-
Дайте характеристику возрастной психологии как науки. -
Что является предметом изучения возрастной психологии? -
На какие группы психологи подразделяют все возрастные изменения в человеке? -
В чем отличие эволюционных изменений от революционных? -
Дайте характеристику ситуационным изменениям. -
По каким критериям построена периодизация по Л.С. Выготскому и Д.Б. Эльконину? -
Что такое «новообразование», «ведущий вид деятельности»? -
Порассуждайте на тему: «Какова цель изучения возрастной психологии учителями начальных классов?». Сформулируйте выводы.
Тема 2. Факторы психического развития личности
Лекция
Возрастная психология отмечает количественные и качественные изменения, которые происходят в психике детей при их переходе из одной возрастной группы в другую. Обычно эти изменения охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев для младенцев до ряда лет для детей более старшего возраста. Эти изменения зависят от так называемых «постоянно действующих» факторов: биологического созревания и психофизиологического состояния организма ребенка (достигнутого уровня интеллектуального и личностного развития). Факторы психического развития являются составляющей предмета возрастной психологии.
Развитие отдельных сторон психики ребенка важно рассматривать в совокупности развития ее отдельных сторон.
Рассмотрим факторы, детерминирующие психическое развитие.
К таким факторам исследователи относят:
1. Движущие силы и условия психического развития.
2. Факторы педагогического влияния.
3. Законы психического развития человека.
К первой группе факторов относятся те, которые определяют эволюционное развитие ребенка/человека. Это потребности, внешняя мотивация, которую ставят социальное окружение (родители, учителя, значимые люди). При этом важно, чтобы потребности ребенка лежали в плоскости его мотивов.
Условия развития - это те внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые влияют на развитие, формируя его динамику и определяя конечные результаты. От данных условий психологического развития ребенка зависят его индивидуальные психологические особенности (талант, успешность и пр.). При этом при равных движущих силах, но разных условиях дети могут развиваться по-разному.
Ко второй группе относятся факторы, оказывающие влияние на развитие ученика в процессе его обучения и воспитания. К факторам данной группы можно отнести: готовность к школьному обучению, темперамент ученика, скорость протекания его психических процессов, самооценка, стиль педагогической деятельности педагога.
К третьей группе факторов относятся законы психического развития человека, сформулированные Л.С. Выготским:
1. Закон временной структуры развития, при котором ритмы развития ребенка в разные временные периоды не совпадают друг с другом.
2. Закон метаморфозы в детском развитии, при котором развитие это последовательность взаимосвязанных изменений, и психика ребенка и взрослого разнится.
3. Закон неравномерности детского развития.
Каждая составляющая в психике ребенка имеет свой сензитивный период развития.
4. Закон развития высших психических функций, при этом индивидуальные формы поведения ребенка берут свое начало в коллективном сотрудничестве.
Таким образом, психологическое развитие личности определяется рядом детерминирующих факторов. При этом совокупность факторов может как ускорять, так и замедлять психическое развитие ребенка.
Задания для самоконтроля.
(Выполняются в свободной форме, самостоятельно, не высылаются для проверки на сайт)
-
Какой временной период жизни охватывают значительные изменения в структуре психического развития человека? -
Составьте таблицу «Факторы психологического развития личности» -
Какие факторы вы отнесете к первой группе? Почему? -
Какие факторы вы отнесете ко второй группе? Почему? -
Какие факторы вы отнесете к третьей группе? Почему? -
Как Вы понимаете законы психического развития человека, сформулированные Л.С. Выготским? -
Что такое «Закон метаморфозы в детском развитии»? -
Порассуждайте, почему индивидуальные формы поведения ребенка берут свое начало в коллективном сотрудничестве?