Файл: Методические рекомендации по изучению дисциплины 2 возрастная психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

Дополнительная профессиональная программа

(профессиональная переподготовка)

 

 

«Профессиональная деятельность учителя начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»

 

 

МОДУЛЬ 2

Психолого-педагогический

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ 2

 

«ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Рабочая программа дисциплины: «Возрастная психология»…………………………………………………………

 

3

Тема 1. Возрастная  психология: предмет, цель, задачи, периодизация…..……………………………………………………..

 

4

Содержание радела………………………………………………….

4

Задание для самоконтроля………………………………………….

7

 

Тема 2. Факторы психологического развития личности…………..

 

7

Содержание раздела…………………………………………………

7

Задание для самоконтроля…………………………………………..

9

 

Тема 3. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста……………………….…………………………

 

9

Содержание раздела…………………………………………………

9

Задание для самоконтроля…………………………………………..

11

 

Литература…………………………………………………………...

 

12

 

Формы аттестации и оценочные материалы по дисциплине……..

 

13

 

Рабочая программа дисциплины:


«Возрастная психология»

Целью освоения учебной дисциплины «Возрастная психология» является овладение базовыми понятиями и категориями возрастной психологии.

Задачи дисциплины:

  • Заложить методологическую базу для освоения основных понятий курса.

  • Сформировать представления слушателей об основных законах, закономерностях и механизмах, источниках, условиях и движущих силах психического развития человека в онтогенезе.

  • Познакомить слушателей с психолого-педагогическими особенностями младших школьников.

В результате освоения данной дисциплины студент должен:

Знать:

  • законы, закономерности и механизмы, источники, условия и движущие силы психического развития человека;

  • характерные особенности общего психического, личностного, интеллектуального, эмоционально-волевого и социального развития человека и ведущие новообразования на каждом возрастном этапе онтогенеза.

Уметь:

  • ориентироваться в методологической базе дисциплины «Возрастная психология»;

  • оценивать индивидуально своеобразное и типическое в развитии человека на каждом возрастном этапе;

  • компетентно организовать психолого-педагогическую диагностику развития субъекта.

Владеть:

  • основами технологий управления, развития, формирования, влияния на личностное и общее психическое становление младшего школьника.

Тема1. Возрастная психология: предмет, цель, задачи, периодизация.

Лекция

Возрастная психология– это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.

Предмет возрастной психологии - это возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности развивающегося человека, закономерности развития психических процессов.

Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности, возрастные изменения и т. д.

Ученые - психологи все возрастные изменения в человеке подразделяют на:

- эволюционные;

- революционные;

- ситуационные.


Рассмотрим данные изменения.

К первой группе (эволюционным) относятся изменения, которые происходят с возрастом человека. Эти изменения происходят плавно в период от нескольких месяцев до нескольких лет. Детерминантами данных изменений являются: психофизиологическое созревание организма, уровень развития интеллекта и личности в целом, занимаемым местом в социальной среде.

Ко второй группе (революционным) относятся изменения, которые происходят быстрее, чем эволюционные. Как правило, такими скачками развития характеризуются кризисы возрастного развития.

К третьей группе(ситуационным) относятся изменения, связанные с протеканием определенной социальной ситуацией (обучение и воспитание).

Задачами возрастной психологии являются:

- изучение закономерностей развития человека в онтогенезе;

-  установление периодов развития и причин перехода от одного периода к другому;

- определение возможностей развития, а также возрастных особенностей психических процессов, возрастных возможностей усвоения знаний, ведущих факторов развития личности и т. д.

Объект возрастной психологии - изучение возрастных изменений человека.

Периодизация в возрастной психологии.

Периодизация – разграничение возрастных групп по определенным критериям.

В возрастной психологии в зависимости от выбранных критериев существует несколько периодизаций.

Рассмотрим периодизацию Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина (Таблица 1.)

Критериями для данного возрастного распределения по группам стали:

- социальная ситуация развития (своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой);

- ведущая деятельность (деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики);

-возрастное новообразование (качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период).

Таблица 1.

Периодизация по Л.С. Выготскому и Д.Б. Эльконину

Период

Годы

Ведущая деятельность

Новообразование

Социальная ситуация 
развития

Младенчество

0-1

эмоциональное общение ребенка со взрослым

ходьба, первое слово

Освоение норм отношений между людьми

Ранний возраст

1-3

предметная деятельность

"внешнее Я сам" по Выготскому

Усвоение способов деятельности с предметами

Дошкольный возраст

3-6(7)

ролевая игра

произвольность поведения

Освоение социальных норм, взаимоотношений между людьми

Младший школьный возраст

6(7)-10(11)

учебная деятелльность

произвольность всех психических процессов, кроме интеллекта

Освоение знаний, развитие интелектуально-познавательной деятельности.

Средний школьный возраст, подросток

10(11) - 
14(15)

интимно-личностное общение в учебной и других видах деятельности

чувство "взрослости", возникновение представление о себе "не как о ребенке"

Освоение норм и отношений между людьми

Старший школьник (ранняя юность)

14(15) - 
16(17)

учебно-профессиональная деятельность

профессиональное и личностное самоопределение

Освоение профес-сиональных знаний, умений

Поздняя юность или ранняя зрелость

18-25

Трудовая деятельность, профес-сиональная учеба.

 

Освоение профес-
сионально-трудовых умений

Зрелость

после 25

20-50 лет - зрелость,
50-75 -
поздняя 
зрелость,
75- .. -
старость

 

 


 

Таким образом, возрастная психология это раздел психологии, который помогает разобраться в особенностях качественного и количественного развития личности в разные возрастные периоды, ориентирует педагогов по ведущему виду деятельности и новообразованиям ученика, что повышает качество обучения и воспитания.

Задания для самоконтроля.

(Выполняются в свободной форме, самостоятельно, не высылаются для проверки на сайт)

  1. Дайте характеристику возрастной психологии как науки.

  2. Что является предметом изучения возрастной психологии?

  3. На какие группы психологи подразделяют все возрастные изменения в человеке?

  4. В чем отличие эволюционных изменений от революционных?

  5. Дайте характеристику ситуационным изменениям.

  6. По каким критериям построена периодизация по Л.С. Выготскому и Д.Б. Эльконину?

  7. Что такое «новообразование», «ведущий вид деятельности»?

  8. Порассуждайте на тему: «Какова цель изучения возрастной психологии учителями начальных классов?». Сформулируйте выводы.

Тема 2. Факторы психического развития личности

Лекция

Возрастная психология отмечает количественные и качественные изменения, которые происходят в психике детей при их переходе из одной возрастной группы в другую. Обычно эти изменения охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев для младенцев до ряда лет для детей более старшего возраста. Эти изменения зависят от так называемых «постоянно действующих» факторов: биологического созревания и психофизиологического состояния организма ребенка (достигнутого уровня интеллектуального и личностного развития). Факторы психического развития являются составляющей предмета возрастной психологии.

Развитие отдельных сторон психики ребенка важно рассматривать в совокупности развития ее отдельных сторон.

Рассмотрим факторы, детерминирующие психическое развитие.

К таким факторам исследователи относят:

1. Движущие силы и условия психического развития.

2. Факторы педагогического влияния.

3. Законы психического развития человека.

К первой группе факторов относятся те, которые определяют эволюционное развитие ребенка/человека. Это потребности, внешняя мотивация, которую ставят социальное окружение (родители, учителя, значимые люди). При этом важно, чтобы потребности ребенка лежали в плоскости его мотивов.


Условия развития - это те внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые влияют на развитие, формируя его динамику и определяя конечные результаты. От данных условий психологического развития ребенка зависят его индивидуальные психологические особенности (талант, успешность и пр.). При этом при равных движущих силах, но разных условиях дети могут развиваться по-разному.

Ко второй группе относятся факторы, оказывающие влияние на развитие ученика в процессе его обучения и воспитания. К факторам данной группы можно отнести: готовность к школьному обучению, темперамент ученика, скорость протекания его психических процессов, самооценка, стиль педагогической деятельности педагога.

К третьей группе факторов относятся законы психического развития человека, сформулированные Л.С. Выготским:

1. Закон временной структуры развития, при котором ритмы развития ребенка в разные временные периоды не совпадают друг с другом.

2. Закон метаморфозы в детском развитии, при котором развитие это последовательность взаимосвязанных изменений, и психика ребенка и взрослого разнится.

3. Закон неравномерности детского развития.

Каждая составляющая в психике ребенка имеет свой сензитивный период развития.

4. Закон развития высших психических функций, при этом индивидуальные формы поведения ребенка берут свое начало в коллективном сотрудничестве.

Таким образом, психологическое развитие личности определяется рядом детерминирующих факторов. При этом совокупность факторов может как ускорять, так и замедлять психическое развитие ребенка.

Задания для самоконтроля.

(Выполняются в свободной форме, самостоятельно, не высылаются для проверки на сайт)

  1. Какой временной период жизни охватывают значительные изменения в структуре психического развития человека?

  2. Составьте таблицу «Факторы психологического развития личности»

  3. Какие факторы вы отнесете к первой группе? Почему?

  4. Какие факторы вы отнесете ко второй группе? Почему?

  5. Какие факторы вы отнесете к третьей группе? Почему?

  6. Как Вы понимаете законы психического развития человека, сформулированные Л.С. Выготским?

  7. Что такое «Закон метаморфозы в детском развитии»?

  8. Порассуждайте, почему индивидуальные формы поведения ребенка берут свое начало в коллективном сотрудничестве?