Файл: Реферат по дисциплине Микроэкономика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования
«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»


Высшая школа экономики и бизнеса
Кафедра политической экономии и истории экономической науки

Реферат

по дисциплине «Микроэкономика»
на тему: «Теория потребностей Маслоу».
Выполнила:

студентка группы 15.24Д-УП02/22б

Высшей школы экономики и бизнеса

Голова Мария Сергеевна

Проверила:

Хасанова А.Ш.
Москва

2022

Оглавление


Введение 3

Теория мотивации а. Маслоу 3

Иерархия потребностей 5

Динамика потребностей 9

Плюсы и минусы теории 10

Заключение 11

Список используемой литературы 12



Введение


Абрахам Маслоу (1 апреля1908, Нью-Йорк—8 июня1970, Мeнлo-Парк, Калифорния) — основатель и лидер гуманистического течения в послевоенной западной психологии. Он считается одной из самых интересных и крупных фигур в психологии XX столетия.

Маслоу – один из основателей гуманистической психологии. Всю свою психологическую работу Маслоу связывал с проблематикой личного роста и развития, рассматривая психологию, как одно из средств способствующих социальному и психологическому комфорту.

На сегодняшний день хорошо известна так называемая «Пирамида Маслоу» - диаграмма, в которой человеческие потребности размещены иерархически. Однако он считал, что иерархия потребностей не является фиксированной и в наибольшей степени зависит от индивидуальных потребностей каждого человека. Его модель иерархии потребностей нашла широкое применение в экономике, занимая важное место в построении теорий мотивации и поведения потребителей.

Целью данного реферата является изучение теории потребностей А. Маслоу.


Задачей работы является изучение понятий: «мотив», «потребность», рассмотрение иерархии потребностей, а также выявление её достоинств и недостатков.

Теория мотивации а. Маслоу


Абрахам Маслоу разработал теорию мотивации, в основу которой он поставил пирамиду потребностей. Эта теория объясняет как возникают те или иные мотивы, как и какими способами мотивы приводятся в действие, как осуществляется мотивация.

Несмотря на то, что, говоря о трудах психолога, мы часто используем слово «пирамида», ни в одной его публикации такой схемы нет. «Пирамида потребностей» была выведена позже для лучшего понимания задумки Маслоу. Впервые она встречается в немецкоязычной литературе 1070-х годов, например, в первом издании учебника У.Стоппа 1975 года.

Мотивация человека напрямую зависит от набора его потребностей. При их отсутствии не будет и деятельности, направленной на их удовлетворение. Для определения целей индивида также стоит учитывать потребности, побуждающие его к тем или иным действиям. Ниже рассмотрим виды потребностей, выделяемые Маслоу:

- Физиологические потребности

- Потребность в безопасности

- Потребность в любви

- Потребность в уважении

- Потребность в самоактуализации

- Потребность в познании

- Эстетические потребности

Согласно Маслоу появление новой потребности, объясняется удовлетворением другой, более насущной. «Удовлетворив потребность, особенно нижнюю, акцент внимания человека смещается к желанию удовлетворить более высокую потребность, при этом к недавно удовлетворенной потребности сам человек может уже испытывать от апатии (равнодушия) до брезгливого отношения (отвращения).» -из книги А. Маслоу «Мотивация и личность»

Однако нижние потребности являются для человека более насущными и, если они не удовлетворены, то другие потребности в данный момент для него просто не существуют. Вся деятельность человека будет направлена на удовлетворение нижних потребностей. Когда физиологические потребности удовлетворены, они становятся для человека менее насущными, наступает очередь потребности в безопасности и т. д.

Итак, мы выяснили, что мотивацией для человека служат не экономические блага, а именно потребности, которые далеко не всегда могут быть удовлетворены с помощью денег. Отсюда Маслоу сделал вывод о том, что по мере удовлетворения потребностей работников будет возрастать и результативность их деятельности.



Так же Маслоу разделял иерархию потребностей еще на две группы: базовые и метапотребности (эстетические, потребность в самореализации и т. д.). Он утверждал, что потребность можно считать базовой при соблюдении следующих условий:

1. Её отсутствие ведет к заболеванию.

2. Её наличие предотвращает заболевание.

3. В ситуации свободного выбора субъект предпочитает удовлетворение в первую очередь именно этой потребности

4. У здорового человека она может быть пассивна (функционировать на низком уровне)

Люди могут даже не подозревать о своих базовых потребностях. «У среднего человека, они на много чаще не осознаются, чем осознаются …хотя подходящие методики и искушенные люди могут помочь осознать их.»- пишет Маслоу.

Иерархия потребностей


Теперь рассмотрим иерархию потребностей более подробно.

1. Физиологические потребности.

Самыми базовыми, самыми обязательными из всех человеческих потребностей являются те, которые связаны с физическим состоянием: потребности в пище, воде, укрытии, половом удовлетворении, сне и кислороде. При недостатке пищи, самооценки и любви, субъект прежде всего потребует пищи и, пока эта потребность не удовлетворена, будет отодвигать на задний план или вовсе игнорировать все другие потребности. Маслоу пишет: «Физиологические потребности непосредственно касаются биологического выживания человека и должны быть удовлетворены на каком-то минимальном уровне прежде, чем любые потребности более высокого уровня станут актуальными, т.е. человек, которому не удается удовлетворить эти основные потребности, достаточно долго не будет заинтересован в потребностях, занимающих высшие уровни иерархии, поскольку она очень быстро становится настолько доминирующей, что все другие потребности исчезают или отходят на задний план. Для человека, который сильно и опасно голоден, не существует других интересов, кроме еды. Она ему снится, он ее вспоминает, о ней думает, ей посвящены его чувства: только ее он воспринимает и только ее хочет...»

2. Потребность в безопасности и защите.

Маслоу трактует безопасность в данном случае как осознание человеком стабильности, защищенности, уверенности в завтрашнем дне. Эти потребности выражают заинтересованность в долговременном выживании. Эта потребность часто не осознаваема человеком, однако она обязательно присуща каждому. Например, при выборе работы человек опирается на условия
, которые в последующем могут обеспечить ему необходимые условия для комфортной и безопасной жизни (заработная плата, страхование, льготы).

Таким образом под потребностью в безопасности необходимо понимать заинтересованность человека в продлении своего существования на максимальный срок. Иначе говоря, если человек в настоящий момент сыт и одет, но он осознает, что не имеет пропитания на завтра, то прежде всего он подумает о том, чем будет обеспечен завтра.

Многие детские психологи и учителя утверждают, что детям необходимо осознавать стабильность, уверенность в завтрашнем дне. В противном случае они ощущают тревогу и страх. Неуверенные или невротичные взрослые ведут себя во многом подобно неуверенным детям. Однако психологически здоровые люди так же ищут порядок и стабильность, но вместе с тем готовы открыться новому, неизвестному, возможно даже таинственному.

По мнению многих ученых, в значительной степени именно потребностями в безопасности объясняется наличие системы философских и религиозных убеждений. Иногда человеку необходима вера в высшие силы, к которым можно обращаться за помощью.

3. Потребность в принадлежности и любви.

Когда физиологические потребности и потребности в безопасности наконец удовлетворены наступает момент, когда человек будет нуждаться в эмоциональной связи с людьми.

Любовь, как понимает её Маслоу, не должна смешиваться с сексуальным влечением (т. к. оно является физиологической потребностью). Так же он обнаружил, что психология удивительно мало способна рассказать о любви. «Можно было бы ожидать, — отмечает он, — что авторы серьезных трудов по проблемам семьи, брака и секса рассмотрят любовь как один из существенных и даже основных предметов изучения. Но я должен доложить, что ни в одном из посвященных этим проблемам томов, имеющихся в библиотеке, где я работаю, этот предмет серьезно не затрагивается. Чаще всего термин "любовь" пока отсутствует в предметном указателе».

А между тем отсутствие любви подавляет личностный рост и развитие индивида. Дети, которые растут в условиях отсутствия любви, зачастую замкнутые и плохо приспособлены к окружающему миру.

Согласно Маслоу любовь предполагает отношения людей, основанные на взаимном доверии. Он выделяет два вида любви у взрослых дефицитарную Д-любовь и бытийную Б-любовь. Первая основана на стремлении получить то, чего нам не хватает (уважение, заботу, секс и т. д.). Это эгоистичная любовь, т. к. она настроена принимать, а не отдавать. Отсюда и постоянные ссоры, ревность, желание подчинить себе партнера. Вторая же наоборот основана на осознании человеческой ценности другого, без желания его изменить или использовать. Такая любовь, по мнению Маслоу, дает возможность человеку расти. Конечно бытийная любовь тоже удовлетворяет некоторые наши потребности, но в ней нет компонента собственничества.


Особенно ярко проявляются потребности в принадлежности и любви в подростковом возрасте. В данном возрасте люди подсознательно желают «быть как все», хотя под всеми каждый подразумевает нечто свое. Отсюда и такая распространенность различных субкультур среди подростков. Если ребенок увлекается каким-то музыкальным направлением, то мотивом такой любви зачастую является не любовь к музыке, а принадлежность к фанатам, осознание того, что он является частью какой-то группы. Если же ребенок занимается каким-то видом спорта, то опять же в центре интересов не сами занятия как таковые, а процесс общения со сверстниками.

Взрослея, человек уже начинает фокусироваться на более глубоких отношениях с людьми, это подталкивает его к созданию семьи. Более важным становится не количество связей, а их глубина. Этим и объясняется то, что у взрослых людей друзей гораздо меньше, чем у подростков.

Человеческая потребность в принадлежности очень активно используется создателями рекламы. Человек с перхотью, не свежим дыханием и прыщами, является отвергнут обществом, но стоит ему использовать некое средство для избавления от данных недостатков, как люди сразу же начинают к нему тянуться. Не даром многие рекламные слоганы звучат, как «вливайся», «присоединяйся». Так они зарабатывают на человеческой потребности в принадлежности и любви.

4. Потребность в уважении.

Когда наша потребность любить других и быть ими любимыми достаточно удовлетворена, степень ее влияния на поведение уменьшается, открывая дорогу потребностям в уважении. Маслоу выделил две категории имеющихся у человека потребностей в оценке: потребность в самоуважении и в оценке со стороны других. Субъект с адекватной самооценкой более уверен в себе и благодаря этому у него все удается лучше, когда наша потребность любить других и быть ими любимыми достаточно удовлетворена, степень ее влияния на поведение уменьшается, открывая дорогу потребностям в уважении. Маслоу выделил две категории имеющихся у человека потребностей в оценке: потребность в самоуважении и в оценке со стороны других. Первая категория охватывает такие потребности, как желание уверенности в себе, компетентности, мастерства, адекватности, достижений, независимости и свободы. Уважение со стороны других включает такие понятия, как престиж, признание, принятие, проявление внимания, статус, репутация и собственно оценка. Субъект с адекватной самооценкой более уверен в себе и благодаря этому более производителен. При заниженной самооценке индивид