ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: «Вода – это жизнь» (Слайд №1)
Интегрированный урок по химии и биологии в 8 классе
Цель урока:
Расширение представлений о воде как уникальном веществе на Земле
Задачи урока:
Образовательные: изучить состав, строение био- химические свойства, экологические проблемы связанные с водой.
Развивающие: расширить знания учащихся о нахождении воды в природе, обобщить знания о значении воды для живых организмов; развивать у учащихся навыки индивидуального выступления перед аудиторией;
Воспитательные: выделить экологические проблемы, связанные с загрязнением и очисткой воды, воспитывать бережное отношение к воде, продолжить формировать навыки совместной групповой деятельности.
Оборудование:
проектор, лаб. оборудование для опыта
Слайд №2.
Вступление:
Урок начинаем с музыки (журчание воды) какая тема урока?
Актуализация знаний о воде.
Учитель биологии:
Итак, ребята, открываем тетради, записываем число и тему урока. Теперь обратите внимание на слайд. Здесь вы видите схему ВОДА: тургор клетки, зарождение жизни, растворитель, проведение в-в, обязат. компонент клетки, терморегуляция, участвует в обмене веществ(выведение продуктов обмена(мочевина)), фотосинтез (С/заполн)
(слайд №3 ), перенесите её себе в тетрадь, а возле стрелочекподпишите , что вы знаете о воде до изучения новой темы. В конце урока мы проверим, появятся ли у вас новые знания о самом важном веществе на Земле.
Изучение нового материала
Учитель биологии. (Слайд № 4)
«Вода… Ты не имеешь ни вкуса, ни цвета, ни запаха,
Тебя невозможно описать – тобой наслаждаешься, не ведая, что ты такое.
Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь.
Ты божество, ты совершенство, ты самое большое богатство на свете »
Такие слова написал о воде французский писатель Антуан де Сент – Экзюпери.
И наш урок посвящается самому знакомому и в то же время самому загадочному веществу – воде.
Учитель биологии. Итак, мы с вами знаем, что две трети земной поверхности занято водой. А каким одним словом или понятием можно объединить всю воду на земле? «гидросфера».
(Слайд № 5)
(Гергиева Э.) По последним данным, около 97 % гидросферы составляют соленые воды морей и океанов, а также засоленные подземные воды. Остается около 3 % - это пресная вода. Так много или мало пресной воды на Земле? Очень мало! Человеку же с каждым годом требуется все больше пресной, чистой воды. Человечеству угрожает кризис из –за загрязнения воды. Некоторые страны уже испытывают нехватку чистой пресной воды и вынуждены ввозить ее из –за рубежа.
Учитель: Воду надо беречь.Вода входит в состав живых организмов. В жизни организмов вода выступает как важнейший экологический фактор. А как вы думаете, существуют ли на нашей планете организмы, которые не содержат воду? (ответы учеников)
Учитель: Живых организмов, не содержащих воду, на Земле не найдено. Она является основной частью клеток, тканей, растительных и животных соков. Все биохимические процессы, газообмен в организме осуществляются при наличии воды.
В растительных клетках вода и углекислый газ участвуют в сложной и важной реакции
6Н2О+6СО2=С6Н12О6 что это за процесс? (Слайд № 6,7,8)
Учитель химии
-
СЛАЙД- ОГЭ 1: ребята , перед нами химические реакции с участием воды. Дайте ответ на поставленный вопрос- р.Разложения
H2O + P2O5 = H3PO4
Ca + H2O = Ca(OH)2 + H2
H2O = H2 + O2
CO2 + H2O = C6H12O6 + O2
Три ученика у ДОСКИ уравнивают а-б-в
Басаева Дана: Ученик.Этот процесс происходит в растительных клетках и называется фотосинтезом. При фотосинтезе солнечная энергия запасается в органических веществах. Исходными соединениями для фотосинтеза служат углекислый газ и вода. В качестве побочного продукта фотосинтеза образуется молекулярный кислород.
Учитель биологии: Какие еще жизненно важные процессы, кроме фотосинтеза, происходят в растениях при участии воды?
Ученик. Багаева Эллина Растениям необходимо охлаждение. Поэтому им приходится постоянно испарять воду – в результате происходит выделение тепловой энергии.
Вода – хороший растворитель.В воде растворяются минеральные соли почвы. В поисках воды и минеральных солей корни растений проникают в толщу земли, на глубину до 15 м, достигая грунтовых вод.
А меж растениями царствует война.
Деревья, травы вверх растут задорно,
А корни их в земле, неся свой труд,
За почву и за влагу спор ведут.
Учитель биологии. А какое значение имеет вода в жизни животных организмов и соответственно человека?
Учитель: Вода составляет 60% и более от массы тела животных Цитоплазма клеток, кровь, слюна, желудочный сок содержат воду. Вода является средой обитания не только для растений, но и для животных. В воде живут рыбы, моллюски, раки и многие другие животные. (Слайд № 9)
Учитель биологии. Жизнь человека также зависит от воды. Вода составляет более половины массы тела человека (65%). Она входит в состав крови, пищеварительных соков, слез и других жидкостей. (Работа со схемой.)
Для обеспечения нормального существования человек должен потреблять воды примерно в 2 раза больше, чем питательных веществ. Потеря 12-20% воды приводит к нарушению обмена веществ, а потеря 25% воды – к гибели организма. (Слайд № 10)
(Слайд №11) И вот здесь, на слайде, вы можете увидеть что, содержание воды в живых организмах различно. Например: в корнях и луковицах растений содержится 70-95% воды, в животных – более 70%, в теле человека – около 70%.
.В молодых организмах ее значительно больше, чем в старых. Содержание воды изменяется в течение возраста.
Новорожденные- 90% воды содержат в организме;
У детей по старше – 80% содержание воды в организме;
У взрослых – 65 %;
У пожилых до 40 %. Уровень воды в организме человека может меняться из-за болезней.
Почему при активном потоотделении надо пить воду и какую? (cлегка подсоленную для поддержания водно-солевого баланса в организме) ответы учащихся
2. Вода в организме человека.
Учитель биологии.
Вода – растворитель и реагент в организме человека. Большинство реакций в живой и неживой природе протекает в водных растворах и при участии воды.
Учитель химии (Слайд №12)
Действительно, вода универсальный растворитель. Растворы щелочей, кислот и практических всех веществ готовят, как правило, на водной основе. И любой раствор имеет определенную среду.
- А какие среды растворов вам известны?
Перед вами три пробирки с щелочной, кислой и нейтральной средой. Кстати, какая среда у воды? Попробуйте найти пробирку с водой опираясь на то, что предложено в лабораторном лотке.
ПРОВЕРЬТЕ ( слайд — цвета индикаторов)
Щелочная среда — а , что мы называем щелочью; кислотой? (Слайд № 12)
(Слайд № 13)
Вопросы ГИА
Вода, играющая большую роль в поступлении веществ в клетку и удалении из нее отработанных продуктов, выполняет функцию
-
растворителя -
строительную
3)каталитическую
4)защитную
Значительную часть содержимого клетки составляет вода, которая
-
образует веретено деления -
образует глобулы белка -
растворяет жиры -
придает клетке упругость
Как вы думаете, много ли в вашем теле воды? Обратим внимание на Слайд № 14.
Мы знаем, что Вода входит в состав всех клеток и тканей тела; в ней протекают все биохимические процессы. Живая клетка без воды — это уже не живая клетка. Вода служит основой крови и лимфы (содержание воды 92%)
Мышцы -755
Жировая ткань – 25%
Костной ткани - 10-15%
Мозг -70%
Сердце и легкие – 79%
В печени - 70%
В коже - 75%
Учитель химии (Слайд № 15)
Если вода составляет 65% массы тела человека, давайте рассчитаем массу воды в теле,
если средняя масса вашего ровесника составляет 56кг
Дано: Решение
m = 56кг W(H2O) = m( H2O) / m след-но
W(H2O) -65% m(H2O) = W(H2O) x m = 0,65 x 56 = 36,4кг
(Слайд № 16) ОГЭ по Химии
Вычислите в процентах массовую долю элементов в молекуле воды. Ответ дайте с точностью до целых.
Слайд №17.. Вода является той средой, где совершаются процессы пищеварения. Без воды пища не может ни проходить по желудочно-кишечному тракту, ни усваиваться организмом. На процессы пищеварения и выделения у человека расходуется около 6 кг воды в виде желудочного сока, слюны, мочи, пота и др. Скажите, а может ли вода регулировать температуру тела? Каким образом? Через систему потоотделения отрегулирует температуру тела.
(Слайд № 18) Вопрос ГИА
Вода играет большую роль в жизни клетки, так как она
-
Участвует во многих химических реакциях -
Обеспечивает нормальную кислотность среды -
Ускоряет химические реакции
4. Входит в состав мембран
3. Круговорот воды в природе. Слайд №19.
Учитель биологии. Вы познакомились сосвойствами воды.
Вода – самое распространенное вещество на поверхности нашей планеты. Она играет определяющую роль в формировании климата Земли благодаря своему круговороту в природе. А что такое круговорот воды?
Ученик (Газзати Алина) Круговорот воды в природе – это непрерывное перемещение ее под воздействием солнечной энергии и силы тяжести. Он обеспечивает сушу пресной водой. В общем виде круговорот воды можно описать так. Под воздействием солнечных лучей вода испаряется с поверхности Мирового океана и суши и поступает в атмосферу. Часть этой испарившейся воды сразу возвращается с дождем обратно в океан, а другая переносится ветрами на сушу, где выпадает в виде дождя или снега. Вода впитывается почвой – так пополняются запасы почвенной влаги и подземных вод и – стекает в реки и водоемы. Почвенная влага частью всасывается растениями, которые испаряют ее в атмосферу. Реки, питающиеся водой из поверхностных ручьев и подземных вод, несут влагу в Мировой океан. Вода, испаряясь с его поверхности, снова оказывается в атмосфере. Так кольцо круговорота «океан – атмосфера – суша» замыкается.
(Слайд № 20) Вопрос ГИА
Круговорот воды в природе наблюдается на уровне организации жизни
-
Популяционно-видовом -
Биосферном -
Экосистемном -
Организменном
4. Загрязнение воды и ее очистка.
Учитель БИОЛОГИИ. В последние десятилетия чистой воды на Земле становится все меньше. Что же является основными источниками ее загрязнения? (Слайд № 15)
Загрязнение воды. Просмотр видеоклипа.
Учитель биологии:
Земля находится на грани водного кризиса. Как угрожает водный кризис человечеству?
Слайд № 21Сообщение ученика.(Макиев Вадим)
Водный кризис угрожает обществу не потому, что на Земле не хватает воды, а потому, что своей деятельностью человек при современной организации промышленного производства вынужден загрязнять и портить огромные количества природной чистой воды. Большая часть пресной воды используется для бытовых нужд и питья.
Законодательно определено, что питьевая вода, поступающая к потребителю, должна быть приятной в органолептическом отношении и безопасной для здоровья;
Содержание примесей в воде не должно превышать предельно допустимых концентраций.
Чтобы очистить воду от примесей ее пропускают через решетки, направляют в отстойник, фильтруют.
Фильтром для очистки служит слой песка и гравия.
Для обеззараживания питьевой воды применяют хлорирование или озонирование.
Метод озонирования применяется и в нашем РЕГИОНЕ , он более современный, чем хлорирование и экологически безопасен для здоровья.