ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема: «Вода – это жизнь» (Слайд №1)

Интегрированный урок по химии и биологии в 8 классе

Цель урока:

Расширение представлений о воде как уникальном веществе на Земле

Задачи урока: 

Образовательные: изучить состав, строение био- химические свойства, экологические проблемы связанные с водой.

Развивающие: расширить знания учащихся о нахождении воды в природе, обобщить знания о значении воды для живых организмов; развивать у учащихся навыки индивидуального выступления перед аудиторией;

Воспитательные: выделить экологические проблемы, связанные с загрязнением и очисткой воды, воспитывать бережное отношение к воде, продолжить формировать навыки совместной групповой деятельности.

Оборудование:

проектор, лаб. оборудование для опыта

Слайд №2.

Вступление:

Урок начинаем с музыки (журчание воды) какая тема урока?

Актуализация знаний о воде.

Учитель биологии:

Итак, ребята, открываем тетради, записываем число и тему урока. Теперь обратите внимание на слайд. Здесь вы видите схему ВОДА: тургор клетки, зарождение жизни, растворитель, проведение в-в, обязат. компонент клетки, терморегуляция, участвует в обмене веществ(выведение продуктов обмена(мочевина)), фотосинтез (С/заполн)

(слайд №3 ), перенесите её себе в тетрадь, а возле стрелочекподпишите , что вы знаете о воде до изучения новой темы. В конце урока мы проверим, появятся ли у вас новые знания о самом важном веществе на Земле.

Изучение нового материала

Учитель биологии. (Слайд № 4)

«Вода… Ты не имеешь ни вкуса, ни цвета, ни запаха,

Тебя невозможно описать – тобой наслаждаешься, не ведая, что ты такое.

Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь.

Ты божество, ты совершенство, ты  самое большое богатство на свете »

Такие слова написал о воде французский писатель   Антуан де Сент – Экзюпери.

И наш урок посвящается самому знакомому и в то же время самому загадочному   веществу – воде.

Учитель биологии. Итак, мы с вами знаем, что две трети земной поверхности занято водой. А каким одним словом или понятием можно объединить всю воду на земле? «гидросфера».

(Слайд № 5)
(Гергиева Э.) По последним данным, около 97 % гидросферы составляют соленые воды морей и океанов, а также засоленные подземные воды. Остается около 3 % - это пресная вода. Так много или мало пресной воды на Земле? Очень мало! Человеку же с каждым годом требуется все больше пресной, чистой воды. Человечеству угрожает кризис из –за загрязнения воды. Некоторые страны уже испытывают нехватку чистой пресной воды и вынуждены ввозить ее из –за рубежа.

Учитель: Воду надо беречь.Вода входит в состав живых организмов. В жизни организмов вода выступает как важнейший экологический фактор. А как вы думаете, существуют ли на нашей планете организмы, которые не содержат воду? (ответы учеников)

Учитель: Живых организмов, не содержащих воду, на Земле не найдено. Она является основной частью клеток, тканей, растительных и животных соков. Все биохимические процессы, газообмен в организме осуществляются при наличии воды.

В растительных клетках вода и углекислый газ участвуют в сложной и важной реакции

6Н2О+6СО2=С6Н12О6 что это за процесс? (Слайд № 6,7,8)

Учитель химии

СЛАЙД- ОГЭ 1: ребята , перед нами химические реакции с участием воды. Дайте ответ на поставленный вопрос- р.Разложения

H2O + P2O5 = H3PO4

Ca + H2O = Ca(OH)2 + H2

H2O = H2 + O2

CO2 + H2O = C6H12O6 + O2

Три ученика у ДОСКИ уравнивают а-б-в

Басаева Дана: Ученик.Этот процесс происходит в растительных клетках и называется фотосинтезом. При фотосинтезе солнечная энергия запасается в органических веществах. Исходными соединениями для фотосинтеза служат углекислый газ и вода. В качестве побочного продукта фотосинтеза образуется молекулярный кислород.
Учитель биологии:   Какие еще жизненно важные процессы, кроме фотосинтеза, происходят в растениях при участии воды?

Ученик. Багаева Эллина Растениям необходимо охлаждение. Поэтому им приходится постоянно испарять воду – в результате происходит выделение тепловой энергии.
Вода – хороший растворитель.В воде растворяются минеральные соли почвы. В поисках воды и минеральных солей корни растений проникают в толщу земли, на глубину до 15 м, достигая грунтовых вод.

А меж растениями царствует война.
Деревья, травы вверх растут задорно,
А корни их в земле, неся свой труд,
За почву и за влагу спор ведут.



Учитель биологии. А какое значение имеет вода в жизни животных организмов и соответственно человека?

Учитель: Вода составляет 60% и более от массы тела животных Цитоплазма клеток, кровь, слюна, желудочный сок содержат воду. Вода является средой обитания не только для растений, но и для животных. В воде живут рыбы, моллюски, раки и многие другие животные. (Слайд № 9)

Учитель биологии. Жизнь человека также зависит от воды. Вода составляет более половины массы тела человека (65%). Она входит в состав крови, пищеварительных соков, слез и других жидкостей. (Работа со схемой.)
Для обеспечения нормального существования человек должен потреблять воды примерно в 2 раза больше, чем питательных веществ. Потеря 12-20% воды приводит к нарушению обмена веществ, а потеря 25% воды – к гибели организма. (Слайд № 10)

(Слайд №11) И вот здесь, на слайде, вы можете увидеть что, содержание воды в живых организмах различно. Например: в корнях и луковицах растений содержится 70-95% воды, в животных – более 70%, в теле человека – около 70%.

.В молодых организмах ее значительно больше, чем в старых. Содержание воды изменяется в течение возраста.

Новорожденные- 90% воды содержат в организме;

У детей по старше – 80% содержание воды в организме;

У взрослых – 65 %;

У пожилых до 40 %. Уровень воды в организме человека может меняться из-за болезней.

Почему при активном потоотделении надо пить воду и какую? (cлегка подсоленную для поддержания водно-солевого баланса в организме) ответы учащихся

2. Вода в организме человека.

Учитель биологии.

Вода – растворитель и реагент в организме человека. Большинство реакций в живой и неживой природе протекает в водных растворах и при участии воды.

Учитель химии (Слайд №12)

Действительно, вода универсальный растворитель. Растворы щелочей, кислот и практических всех веществ готовят, как правило, на водной основе. И любой раствор имеет определенную среду.

- А какие среды растворов вам известны?

Перед вами три пробирки с щелочной, кислой и нейтральной средой. Кстати, какая среда у воды? Попробуйте найти пробирку с водой опираясь на то, что предложено в лабораторном лотке.

ПРОВЕРЬТЕ ( слайд — цвета индикаторов)

Щелочная среда — а , что мы называем щелочью; кислотой? (Слайд № 12)

(Слайд № 13)
Вопросы ГИА

Вода, играющая большую роль в поступлении веществ в клетку и удалении из нее отработанных продуктов, выполняет функцию

  1. растворителя

  2. строительную

3)каталитическую

4)защитную

Значительную часть содержимого клетки составляет вода, которая

  1. образует веретено деления

  2. образует глобулы белка

  3. растворяет жиры

  4. придает клетке упругость

Как вы думаете, много ли в вашем теле воды? Обратим внимание на Слайд № 14.

Мы знаем, что Вода входит в состав всех клеток и тканей тела; в ней протекают все биохимические процессы. Живая клетка без воды — это уже не живая клетка. Вода служит основой крови и лимфы (содержание воды 92%)

Мышцы -755

Жировая ткань – 25%

Костной ткани - 10-15%

Мозг -70%

Сердце и легкие – 79%

В печени - 70%

В коже - 75%

Учитель химии (Слайд № 15)

Если вода составляет 65% массы тела человека, давайте рассчитаем массу воды в теле,

если средняя масса вашего ровесника составляет 56кг

Дано: Решение

m = 56кг W(H2O) = m( H2O) / m след-но

W(H2O) -65% m(H2O) = W(H2O) x m = 0,65 x 56 = 36,4кг

(Слайд № 16) ОГЭ по Химии

Вычислите в процентах массовую долю элементов в молекуле воды. Ответ дайте с точностью до целых.

Слайд №17.. Вода является той средой, где совершаются процессы пищеварения. Без воды пища не может ни проходить по желудочно-кишечному тракту, ни усваиваться организмом. На процессы пищеварения и выделения у человека расходуется около 6 кг воды в виде желудочного сока, слюны, мочи, пота и др. Скажите, а может ли вода регулировать температуру тела? Каким образом? Через систему потоотделения отрегулирует температуру тела.

(Слайд № 18) Вопрос ГИА

Вода играет большую роль в жизни клетки, так как она

  1. Участвует во многих химических реакциях

  2. Обеспечивает нормальную кислотность среды

  3. Ускоряет химические реакции

4. Входит в состав мембран

3. Круговорот воды в природе. Слайд №19.

Учитель биологии.  Вы познакомились сосвойствами воды.

Вода – самое распространенное вещество на поверхности нашей планеты. Она играет определяющую роль в формировании климата Земли благодаря своему круговороту в природе. А что такое круговорот воды?


Ученик (Газзати Алина) Круговорот воды в природе – это непрерывное перемещение ее под воздействием солнечной энергии и силы тяжести. Он обеспечивает сушу пресной водой. В общем виде круговорот воды можно описать так. Под воздействием солнечных лучей вода испаряется с поверхности Мирового океана и суши и поступает в атмосферу. Часть этой испарившейся воды сразу возвращается с дождем обратно в океан, а другая переносится ветрами на сушу, где выпадает в виде дождя или снега. Вода впитывается почвой – так пополняются запасы почвенной влаги и подземных вод и – стекает в реки и водоемы. Почвенная влага частью всасывается растениями, которые испаряют ее в атмосферу. Реки, питающиеся водой из поверхностных ручьев и подземных вод, несут влагу в Мировой океан. Вода, испаряясь с его поверхности, снова оказывается в атмосфере. Так кольцо круговорота «океан – атмосфера – суша» замыкается.

(Слайд № 20) Вопрос ГИА

Круговорот воды в природе наблюдается на уровне организации жизни

  1. Популяционно-видовом

  2. Биосферном

  3. Экосистемном

  4. Организменном

4. Загрязнение воды и ее очистка.

Учитель БИОЛОГИИ. В последние десятилетия чистой воды на Земле становится все меньше. Что же является основными источниками ее загрязнения? (Слайд № 15)

Загрязнение воды. Просмотр видеоклипа.

Учитель биологии:

Земля находится на грани водного кризиса. Как угрожает водный кризис человечеству?

Слайд № 21Сообщение ученика.(Макиев Вадим)

Водный кризис угрожает обществу не потому, что на Земле не хватает воды, а потому, что своей деятельностью человек при современной организации промыш­ленного производства вынужден загрязнять и портить огромные количества природной чистой воды. Большая часть пресной воды используется для бытовых нужд и питья.

Законодательно определено, что питьевая вода, поступающая к потребителю, должна быть приятной в органолептическом отношении и безопасной для здоровья;

Содержание примесей в воде не должно превышать предельно допустимых концентраций.

Чтобы очистить воду от примесей ее пропускают через решетки, направляют в отстойник, фильтруют. 

Фильтром для очистки служит слой песка и гравия.

Для обеззараживания питьевой воды применяют хлорирование или озонирование.

Метод озонирования применяется и в нашем РЕГИОНЕ , он более современный, чем хлорирование и экологически безопасен для здоровья.