Файл: Протокол 1 от 31. 08. 2020 Заместитель директора по увр с. Н. Валеева утверждена приказом мбоу ксош.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
стие в проектной деятельности.

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Выбор и использование средств коммуникации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чер­теж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей.

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с дру­гими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

Ожидаемые результаты обучения по данной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о со­ставляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оп­лате труда, спросе на рынке труда; трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимы­ми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функцио­нальными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жиз­ненные и профессиональные планы: формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределе­нию; развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для по­следующего профессионального образования и трудовой деятельности.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 класс (34 ч)
Производство, труд и технологии (14 ч)

Технологии и труд как части общечеловеческой культуры Влияние технологий на общественное развитие (11 ч)

Основные теоретические сведения.

Технология как часть общечеловеческой культуры, оказывающая влияние на развитие науки, техники, культуры и общественные отношения. Понятие о технологической культуре. Взаимообусловлен­
ность технологий, организации производства и характера труда в различные исторические периоды. Взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда для организаций раз­личных сфер хозяйственной деятельности.

Практические работы Ознакомление с деятельностью производственного предприятия. Анализ технологий, структуры и организации производства.

Варианты объектов труда Промышленные предприятия, предприятия сферы обслуживания, информационные материалы.

Современные технологии материального производства, сервиса и социальной сферы (3 ч)

Основные теоретические сведения.

Взаимовлияние уровня развития науки, техники и технологии и рынка товаров и услуг. Научные открытия, оказавшие значительное влияние на развитие технологий. Современные технологии маши­ностроения, обработки конструкционных материалов, пластмасс. Современные технологии электротех­нического и радиоэлектронного производства. Современные технологии строительства. Современные технологии легкой промышленности и пищевых производств. Современные технологии производства сельскохозяйственной продукции. Автоматизация и роботизация производственных процессов.

Современные технологии сферы бытового обслуживания. Характеристика технологий в здраво­охранении, образовании и массовом искусстве и культуре. Сущность социальных и политических тех­нологий.

Возрастание роли информационных технологий.

Практические работы Ознакомление с современными технологиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере об­служивания. Подготовка рекомендаций по внедрению новых технологий и оборудования в домашнем хо­зяйстве, на конкретном рабочем месте или производственном участке.

Варианты объектов труда Описания новых технологий, оборудования, материалов, процессов.

Технологическая культура и культура труда (2 час)

Основные теоретические сведения.

Технологическая культура в структуре общей культуры. Технологическая культура общества и технологическая культура производства. Формы проявления технологической культуры в обществе и на производстве.

Основные составляющие культуры труда работника. Научная организация как основа культуры труда. Основные направления научной организации труда: разделение и кооперация труда, нормирова­

ние туда, совершенствование методов и приемов труда, обеспечение условий труда, рациональная орга­низация рабочего места. Эстетика труда.

Практические работы. Характеристика основных составляющих научной организации труда учащегося.

Варианты объектов труда Деятельность на рабочем месте представителей различных профессий. Рабочее место учащегося.

Производство и окружающая среда (4 час)

Основные теоретические сведения.

Хозяйственная деятельность человека как основная причина загрязнения окружающей среды. Основные источники загрязнения атмосферы, почвы и воды. Рациональное размещение производства для снижения экологических последствий хозяйственной деятельности.

Методы и средства оценки экологического состояния окружающей среды.

Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: применение эко­логически чистых и безотходных технологий, утилизация отходов.

Практические работы. Выявление источников экологического загрязнения окружающей среды. Оценка радиоактивного загрязнения местности и продуктов. Изучение вопросов утилизации отходов.

Варианты объектов труда Окружающая среда в классе, школе, поселке. Измерительные приборы и лабораторное оборудо­вание.

Рынок потребительских товаров и услуг

Основные теоретические сведения

Особенности рынка потребительских товаров и услуг. Субъекты рынка товаров и услуг. Законода­тельные и нормативные акты, регулирующие отношения продавца и покупателя. Основные положения законодательства о правах потребителя и производителя.

Сертификация изделий и услуг. Маркировка продовольственных и промышленных товаров. По­требительские качества продовольственных и промышленных товаров. Методы оценки потребительских качеств товаров и услуг. Правила приобретения и возврата товаров.

Электронная коммерция в системе Интернет.

Значение страхования в современном обществе. Виды страхования. Обязательное страхование. Л Развитие системы страхования в России. Страхование при выезде за пределы России.
Страхование жиз- С ни и имущества. Выбор страховой компании.

Практические работы: Ознакомление с основными положениями закона об охране прав потребителей. Чтение маркиров­ки различных товаров. Изучение рынка товаров и услуг в Интернет.

Варианты объектов труда Этикетки различных товаров. Информация в сети Интернет.

Технологии проектирования и создания материальных объектов или услуг (20 ч)

Проектирование в профессиональной деятельности (4 ч)

Основные теоретические сведения

Значение инновационной деятельности предприятия в условиях конкуренции. Инновационные продукты и технологии. Основные стадии проектирования технических объектов: техническое задание, техническое предложение, эскизный проект, технический проект, рабочая документация. Роль экспери­ментальных исследований в проектировании.

Практические работы Определение возможных направлений инновационной деятельности в рамках образовательного учреждения или для удовлетворения собственных потребностей.

Варианты объектов труда Объекты инновационной деятельности: оборудование, инструменты, интерьер, одежда и др.

Информационное обеспечение процесса проектирования. Определение потребительских качеств объекта труда (4 ч)

Основные теоретические сведения

Определение цели проектирования. Источники информации для разработки: специальная и учебная ли­тература, электронные источники информации, экспериментальные данные, результаты моделирования. Методы сбора и систематизации информации. Источники научной и технической информации. Оценка достоверности информации. Эксперимент как способ получения новой информации. Способы хранения информации. Проблемы хранения информации на электронных носителях.

Использование опросов для определения потребительских качеств инновационных продуктов. Бизнес-план как способ экономического обоснования проекта.

Технические требования и экономические показатели. Стадии и этапы разработки. Порядок кон­троля и приемки.

Практические работы Проведение опросов и анкетирования. Моделирование объектов. Определение требований и огра­ничений к объекту проектирования.

Варианты объектов труда Объекты проектной деятельности школьников, отвечающие профилю обучения.


Нормативные документы и их роль в проектировании. Проектная документация (4 ч)

Основные теоретические сведения

Виды нормативной документации, используемой при проектировании. Унификация и стандарти­зация как средство снижения затрат на проектирование и производство. Учет требований безопасности при проектировании. Состав проектной документации , Согласование проектной документации (на при­мере перепланировки квартиры).

Практические работыОпределение ограничений, накладываемых на предлагаемое решение нормативными документа­ми.

Варианты объектов труда Эскизные проекты школьников в рамках выполняемого проекта и отвечающие профилю обуче­ния. Учебные задачи.

Введение в психологию творческой деятельности (2 ч)

Основные теоретические сведения

Виды творческой деятельности. Влияние творческой деятельности на развитие качеств личности. Понятие о психологии творческой деятельности. Роль подсознания. «Психолого-познавательный барь­ер». Пути преодоления психолого-познавательного барьера. Раскрепощение мышления. Этапы решения творческой задачи. Виды упражнений для развития творческих способностей и повышения эффективно­сти творческой деятельности.

Практические работы Выполнение упражнений на развитие ассоциативного мышления, поиск аналогий.

Варианты объектов трудаТворческие задания, связанные с проектной деятельностью школьников. Сборники учебных заданий и упражнений.

Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений (4 ч)

Основные теоретические сведения

Выбор целей в поисковой деятельности. Значение этапа постановки задачи. Метод «Букета про­блем». Способы повышения творческой активности личности. Преодоление стереотипов. Ассоциативное мышление. Цели и правила проведения мозгового штурма (атаки). Эвристические приемы решения прак­тических задач. Метод фокальных объектов. Алгоритмические методы поиска решений. Морфологиче­ский анализ.

Практические работы Применение интуитивных и алгоритмических методов поиска решений для нахождения различ­ных вариантов выполняемых школьниками проектов.

Варианты объектов труда Проектные задания школьников. Сборники учебных заданий и упражнений.

Творческая и проектная деятельность