ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обращаясь к вопросу влияния употребляемых понятий на общественное восприятие и мышление, отметим что «сущность сознания — отражение действительности. Действительность осознана человеком постольку, поскольку она отражена через посредство языковых значений, следовательно, язык есть действительное сознание»[11].
«Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни» (ака демик Д. С. Лихачев).
Термин «лица с особенными потребностями» впервые прозвучал в названии Саламанкской конференции и Рамок действий «по принципам, политики и практической деятельности в сфере образования лиц с особенными потребностями» в 1994 г. Похожий термин и концепция «специальные образовательные потребности» были впервые использованы в Великобритании в докладе Уорнокского комитета (1978), где прописано следующее: «Ребенок имеет “специальные образовательные потребности”, если он или она имеют такие существенные трудности в обучение, что для него/нее должны быть созданы специальные образовательные условия. Считается, что ребенок имеет сложности в образовании, если он/она: а) значительно труднее поддаются обучению, чем большинство детей такого же возраста; б) имеют инвалидность, которая препятствует или затрудняет получение образования в общеобразовательных учреждениях, доступных для других детей того же возраста и реализующих свои услуги в рамках одинаковых законов».
В Саламанкских рамках действий был сделан переход от термина «специальные образовательные потребности» к понятию «инклюзивное образование». Вот как это записано: «Согласно материалам саламанкской конференции рамки действий, термин “специальные образовательные потребности” относится ко всем детям и подросткам, имеющим инвалидность и трудности в обучении... Достигнуто соглашение, что для детей и подростков со специальными образовательными потребностями применяются такие же образовательные меры, как и для большинства детей. Это обусловило появление новой концепции инклюзивной школы».
Рассмотрим употребление терминологии инклюзивного образования в работах зарубежных ученых.
Питер Миттлер (профессор Манчестерского университета) пишет: «Я считаю, что понятие “специальные образовательные потребности” выступает существенным барьером на нуги развития инклюзивного образования, что видно из примера этой страны (Великобритании). Я не думаю, что включать в повестку дня инклюзивное образование сейчас будет объективно. Во всяком случае, это явится препятствием для движения вперед».
Дэвид Митчелл (профессор кафедры педагогики Университета Кэнтер- бери) отмечает, что использует в своих работах понятие «учащиеся, имеющие барьеры к обучению» и «лица с ограниченными возможностями». Однако он отдает предпочтение термину «лицо с особыми образовательными потребностями» (person with special educational needs), так как это наиболее полно отражает объект инклюзивного образования.
Сью Стаббс (советник по вопросам инвалидности фонда «Спасите детей — Великобритания») пишет в своей книге, что не согласна с употреблением термина «инвалид» (person with disabilities). Однако ее редакция, следуя терминологии Конвенции ООН «О правах инвалидов», требует использования этого термина. Автор отмечает, что вопрос терминологии инклюзивного образования в настоящее время является дискуссионным.
Анализ зарубежной литературы по инклюзивному образованию показывает, что авторы чаще употребляют термин «лицо с особыми образовательными потребностями», что подчеркивает социальное восприятие инвалидности, снижает дискриминацию и моделирует позитивное общественное восприятия дайной категории граждан.
В российской литературе по педагогике, психологии, социологии и юриспруденции пока нет единой терминологии в отношении лиц с ОВЗ и инвалидностью, используемые понятия часто взаимозаменяются, придают негативную окраску текстам и сообщениям. В настоящее время появляются отдельные пособия и словари, включающие понятия и термины инклюзивного образования, например учебно-методическое пособие «Инклюзивное образование» Т. В. Кожекиной и другие, где приведен словарь психолого-педагогических терминов. Терминология инклюзивного образования в настоящее период развивается и обосабливается, ее изучение представляет научный интерес.