ВУЗ: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации
Категория: Методичка
Дисциплина: Педагогика
Добавлен: 06.02.2019
Просмотров: 2169
Скачиваний: 3
Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и рассматриваются в его контексте. Межличностные отношения – это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. В отличие от деловых отношений межличностные связи иногда называют экспрессивными, эмоциональными. Развитие межличностных отношений обусловливается полом, возрастом, национальностью и многими другими факторами.
Психологическое воздействие сводится к взаимному обмену информацией и взаимодействию. С содержательной стороны психологическое воздействие может быть педагогическим, управленческим, идеологическим и т. д. и осуществляться на разных уровнях психики: на осознаваемом и неосознаваемом.
Субъект психологического воздействия может выступать в роли организатора; исполнителя (коммуникатора); исследователя своего процесса воздействия.
К методам воздействия относятся: убеждение; принуждение (на уровне сознания); внушение; заражение; подражание (на неосознаваемом уровне психики).
Вопросы для самопроверки:
1. Каково соотношение понятий «человек», «индивид», «личность»?
2. Раскройте понятие психологической структуры личности.
3. Чем обусловливается и как осуществляется формирование и развитие личности?
4. С чем можно согласиться и что вызывает возражение в учении Фрейда о личности?
5. Что такое потребность и какова ее роль в деятельности человека? В чем отличие потребностей человека от потребностей животных?
6. Виды темперамента и присущие им особенности психической деятельности. Влияние особенностей темперамента на поведение человека.
7. Общие, элементарные и специальные способности. Способность, одаренность, талант, гениальность.
8. Понятие о характере. Типы характеров.
9. Что такое «социальная роль»?
10. Что такое социально-психологический климат коллектива и каковы условия его формирования?
ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ»
Основная литература
1. Большой психологический словарь/ Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб., 2003.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в психологию. – М., 1989.
3. Гришпун И.Б. Введение в психологию. – М., 1997.
4. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях. – СПб., 2006.
5. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2003.
6. Психология и педагогика. Учебное пособие /Под ред. А.А. Бодалева и др. – М., 2002.
7. Психология и педагогика/ Под общ. ред. А.А. Радугина. – М., 1999.
8. Столяренко Л.А., Самытин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. – Ростов-на-Дону. 1999.
Дополнительная литература
1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. – М., 1980.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. – М., 1994.
3. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.
4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – Л., 1980.
5. Бодалев А.А. Психология о личности. – М., 1988.
6. Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1983.
7. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций.- М., 1960.
8. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М., 1999.
9. Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2-х т. – М., 1996.
10. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., 2000.
11. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М., 1999.
12.Колесов Д.В. Поведение: физиология, психология, этика. – М.-Воронеж, 2006.
13. Кон И.С. Открытие Я. – М., 1978.
14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982.
15. Москаленко О.В. Введение в психологию. – Астрахань, 1997.
16. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. – М., 1994.
17. Психология внимания /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и др. – М., 2001.
18. Психология индивидуальных различий /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. – М., 2001.
19. Психология личности/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2001.
20. Психология личности. Хрестоматия. В 2-т. – Самара, 1999.
21. Психология ощущений и восприятия/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. – М., 1999.
22. Психология памяти/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М., 2001.
23. Психология эмоций/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. – М., 2001.
24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. – М., 1989.
25. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. – М., 1992.
26. Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1984.
27. Сухов А.Н. Реальная социальная психология. – М., 2004.
37. Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов-на-Дону, 2002.
4. ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ.
СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Предметом педагогики является образовательный процесс, представленный педагогической системой, ее исследование, проектирование и разработка. Элементы педагогической системы (цель обучения, содержание обучения, обучаемые, обучающие, методы, средства и формы обучения) фактически охватывают все проблемы педагогической науки. Выделяются пять структурных элементов педагогической деятельности: проектировочный (цель), конструктивный (содержание), коммуникативный (обучающий-обучающийся), организационный (процесс и формы), гностический (преподаватель). Иначе говоря, педагог в своей профессиональной деятельности ставит цели, разрабатывает содержание, отбирает средства, организует процесс обучения и взаимодействия его участников.
Педагогика в системе научного знания. Развитие комплексного изучения педагогических явлений объективно требуют органической связи педагогики с другими науками. Педагогика развивается, укрепляя и совершенствуя свои связи с философией, социологией, этикой, эстетикой, психологией, анатомией и физиологией человека, гигиеной, этнографией, математикой, кибернетикой и др. В тесных взаимоотношениях педагогика находится с общей, возрастной и педагогической психологией. Психология вскрывает закономерности психического развития людей в разные возрастные периоды, механизм изменений психики под влиянием обучения и воспитания. Идеи ее широко используются при разработке организации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Развита связь педагогики с социальной психологией, которая изучает взаимоотношения, чувства, настроения, мнения, оценки, черты характера и особенности психического склада людей, находящихся в разных социальных условиях. Исключительно ценны знания о природе физического развития человека. Ими педагогику вооружает общая и возрастная физиология, составляющая естественнонаучную основу обучения и воспитания. Новые, дополнительные возможности для исследования процессов обучения и воспитания перед педагогикой открывает быстро развивающаяся область знания, которая получила название теории управления.
Педагогическая наука – это отражение многовекового опыта обучения и воспитания подрастающих поколений. Педагогическое знание помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.
Предмет и объект педагогики. Предмет педагогики трактуется по-разному: 1) воспитание человека как особая функция общества; 2) исследование тех закономерных связей, которые существуют между развитием человеческой личности и воспитанием и разработка на этой основе теоретических и методических проблем воспитательной деятельности; 3) закономерности, принципы, методы и формы обучения и воспитания человека. Данные определения предмета педагогики позволяют выделить содержащееся в них общее – категорию образовательного процесса, в котором происходит передача человеческого опыта и подготовка подрастающего поколения к жизни и деятельности.
Основные компоненты образовательного процесса. Образовательный процесс выходит за стены учебных заведений, за рамки традиционного формирования, понимаемого как обучение и воспитание в специально организованных условиях. Этапы образовательного процесса охватывают всю жизнь человека, вырабатывают способы жизнедеятельности в изменяющейся информационной среде, в которой знания о мире, получаемые в школе, приходят в противоречие с поступающими из других источников. Образовательный процесс состоит из трех элементов: учебно-воспитательной, учебно-познавательной и самообразовательной деятельности.
Специфика педагогической деятельности. Педагогическая деятельность – особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовки к выполнению социальных ролей в обществе. К особенностям педагогической деятельности относятся: 1) отсроченность результата; 2) его положительный характер; 3) творчество педагога – это всегда взаимотворчество, сотворчество; предметом творчества является личность, и личность – инструмент творчества; 4) сложность протекания в условиях публичной обстановки; 5) опора на педагогические законы и закономерности.
Педагогическое взаимодействие – особая форма связей между участниками образовательного процесса. Предусматривает взаимообогащение интеллектуальной, эмоциональной деятельности участников образовательного процесса, их координацию.
В концепции гуманистической педагогики, разных ее течений и направлений постепенно оформилась и в современных условиях прочно утвердилась мысль о том, что ребенок, будучи субъектом многообразных отношений с окружающей действительностью, является и субъектом разносторонней деятельности в образовательном процессе. И, следовательно, при таком подходе педагогическое воздействие педагога должно рассматриваться как взаимодействие. Это основное условие успешности обучения и воспитания.
Педагогическая технология – продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогическая технология выступает как условие, обеспечивающее инструментарий, посредством которого и осуществляется воздействие. Общение с воспитанниками и организация их деятельности являются ключевыми элементами педагогической технологии. В ее содержание входит научно обоснованная система умений, связанных с такими функциями педагога, как предъявление социализированного требования, передача социального опыта через словесную информацию, социализированная оценка ученика, постановка цели воздействия и анализ сложившейся ситуации, разрешение конфликта в складывающихся обстоятельствах. Реализация всего комплекса умений возможна при способности педагога к саморегуляции собственного психического состояния. Таким образом, педагогическая техника и психологическое саморегулирование являются в структуре педагогической технологии условиями актуализации некоторой совокупности умений.
Вопросы для самопроверки:
1. Назовите теории, представляющие основу педагогики как науки.
2) Что является предметом педагогики?
3) В чем специфика объекта педагогики?
4) Что такое педагогическая система и какова ее структура?
5) Назовите основные задачи педагогики как науки.
6) Каковы функции педагогики?
7) Назовите эмпирические методы педагогических исследований.
8) Каковы основные компоненты образовательного процесса?
9) Какова роль среды в процессе образования личности?
10) В чем состоит социокультурная сущность образования?
11) Какова структура педагогической деятельности?
12) Назовите основные функции педагогической деятельности.
13) Какой стиль преподавания представляется Вам оптимальным?
14) В чем состоит специфика педагогической деятельности?
15) Дайте определение педагогической технологии, наиболее полно отражающее ее функции.
16) Приведите примеры педагогических технологий.
5. СУЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитание как общественное явление. Под воспитанием понимается целенаправленное развитие человека как неповторимой индивидуальности, рост и совершенствование нравственных и творческих сил этого человека. «Воспитывать» – это значит направлять развитие субъективного мира человека в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, и, вместе с тем, способствовать максимальному развитию индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Основные черты воспитания:
1) возникло из потребности приобщения подрастающих поколений к условиям общественной жизни и производства;
2) появляется вместе с возникновением человеческого общества и существует, пока живет само общество;
3) на каждом этапе общественно-исторического развития по своему назначению, содержанию и формам носит конкретно исторический характер, обусловлено характером и организацией жизни общества;
4) осуществляется за счет освоения основных элементов социального опыта, в процессе и результате вовлечения новых поколений в общественные отношения, общественно-необходи-мую деятельность.
Закономерности воспитания:
1) зависимость воспитания от совокупности объективных и субъективных факторов общественной среды;
2) единство и взаимосвязь воспитания и развития личности;
3) целесообразность организованной деятельности как основы эффективности воспитания;
4) взаимосвязь между воспитательным воздействием, взаимодействием и активной деятельностью воспитанников.
Принципы воспитания:
-
направленности;
-
связи с жизнью;
-
научности;
-
учета возрастных и индивидуальных особенностей;
-
наглядности;
-
преемственности;
-
активности учащихся;
-
воспитания в коллективе и через коллектив;
-
уважения в сочетании с разумной требовательностью;
10) воспитания в труде;
11) прочности воспитательного результата.
Методы воспитания. Воспитательные задачи решаются при помощи применения различных средств и приемов. Выделяются методы: 1) ориентированные на формирование положительного поведения воспитанников в общении и деятельности; 2) направленные на достижение единства сознания и поведения воспитанников; 3) использующие поощрения и наказания.
Средства воспитания представляют набор «инструментов», который используется для решения воспитательных задач. К ним относятся: знаковые символы, материальные средства, способы коммуникации, технические средства, культурные ценности. Средства воспитания отличаются от форм воспитания тем, что последние представляют собой варианты организации конкретного воспитательного процесса. Процедуру использования комплекса методов и приемов по достижению воспитательной цели называют методикой.
Что касается технологии воспитания, то она представляет собой систему методов, приемов и средств, применяемую в соответствии с конкретной логикой достижения целей и принципами действия воспитателя.
В период становления личности воспитанника необходимо сочетать развивающие методы и средства воспитания с целью стимулирования способности к восприятию воспитательного воздействия.
Компоненты воспитательного процесса: ребенок, взрослый, коллектив (группа), социально-культурная среда.
1) Ребенок как субъект воспитательного процесса является индивидуальностью, развивающейся на основе природных сил и задатков, обладающей исходными потребностями, возникающими мотивами и интересами. Формирование и развитие задатков, способностей и потребностей каждого ребенка обусловлены возможностями социальной среды и воспитания.