Файл: Психология и педагогика.doc

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и рассматриваются в его контексте.  Межличностные отношения – это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. В отличие от деловых отношений межличностные связи иногда называют экспрессивными, эмоциональными. Развитие межличностных отношений обусловливается полом, возрастом, национальностью и многими другими факторами.

Психологическое воздействие сводится к взаимному обмену информацией и взаимодействию. С содержательной стороны психологическое воздействие может быть педагогическим, управленческим, идеологическим и т. д. и осуществляться на разных уровнях психики: на осознаваемом и неосознаваемом.

 Субъект психологического воздействия может выступать в роли организатора; исполнителя (коммуникатора); исследователя своего процесса воздействия.

К методам воздействия относятся: убеждение; принуждение (на уровне сознания); внушение; заражение; подражание (на неосознаваемом уровне психики).


Вопросы для самопроверки:

1. Каково соотношение понятий «человек», «индивид», «личность»?

2. Раскройте понятие психологической структуры личности.

3. Чем обусловливается и как осуществляется формирование и развитие личности?

4. С чем можно согла­ситься и что вызывает возражение в учении Фрейда о личности?

5. Что такое потребность и какова ее роль в деятельности человека? В чем отличие потребностей человека от потребностей животных?

6. Виды темперамента и присущие им особенности психической деятельности. Влияние особенностей темперамента на поведение человека.

7. Общие, элементарные и специальные способности. Способность, одаренность, талант, гениальность.

8. Понятие о характере. Типы характеров.

9. Что такое «социальная роль»?

10. Что такое социально-психологический климат коллектива и каковы условия его формирования?


ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ»


Основная литература

1. Большой психологический словарь/ Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб., 2003.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в психологию. – М., 1989.

3. Гришпун И.Б. Введение в психологию. – М., 1997.

4. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях. – СПб., 2006.

5. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2003.

6. Психология и педагогика. Учебное пособие /Под ред. А.А. Бодалева и др. – М., 2002.

7. Психология и педагогика/ Под общ. ред. А.А. Радугина. – М., 1999.

8. Столяренко Л.А., Самытин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. – Ростов-на-Дону. 1999.


Дополнительная литература

1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. – М., 1980.

2. Андреева Г. М. Социальная психология. – М., 1994.

3. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.


4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – Л., 1980.

5. Бодалев А.А. Психология о личности. – М., 1988.

6. Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1983.

7. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций.- М., 1960.

8. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М., 1999.

9. Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2-х т. – М., 1996.

10. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., 2000.

11. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М., 1999.

12.Колесов Д.В. Поведение: физиология, психология, этика. – М.-Воронеж, 2006.

13. Кон И.С. Открытие Я. – М., 1978.

14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982.

15. Москаленко О.В. Введение в психологию. – Астрахань, 1997.

16. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. – М., 1994.

17. Психология внимания /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и др. – М., 2001.

18. Психология индивидуальных различий /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. – М., 2001.

19. Психология личности/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2001.

20. Психология личности. Хрестоматия. В 2-т. – Самара, 1999.

21. Психология ощущений и восприятия/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. – М., 1999.

22. Психология памяти/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М., 2001.

23. Психология эмоций/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. – М., 2001.

24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. – М., 1989.

25. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. – М., 1992.

26. Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1984.

27. Сухов А.Н. Реальная социальная психология. – М., 2004.

37. Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов-на-Дону, 2002.


4. ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ.

СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Предметом педагогики является образовательный процесс, представленный педагогической системой, ее исследование, проектирование и разработка. Элементы педагогической системы (цель обучения, содержание обучения, обучаемые, обучающие, методы, средства и формы обучения) фактически охватывают все проблемы педагогической науки. Выделяются пять структурных элементов педагогической деятельности: проектировочный (цель), конструктивный (содержание), коммуникативный (обучающий-обучающийся), организационный (процесс и формы), гностический (преподаватель). Иначе говоря, педагог в своей профессиональной деятельности ставит цели, разрабатывает содержание, отбирает средства, организует процесс обучения и взаимодействия его участников.

Педагогика в системе научного знания. Развитие комплексного изучения педагогических явлений объективно требуют органической связи педагогики с другими науками. Педагогика развивается, укрепляя и совершенствуя свои связи с философией, социологией, этикой, эстетикой, психологией, анатомией и физиологией человека, гигиеной, этнографией, математикой, кибернетикой и др. В тесных взаимоотношениях педагогика находится с общей, возрастной и педагогической психологией. Психология вскрывает закономерности психического развития людей в разные возрастные периоды, механизм изменений психики под влиянием обучения и воспитания. Идеи ее широко используются при разработке организации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Развита связь педагогики с социальной психологией, которая изучает взаимоотношения, чувства, настроения, мнения, оценки, черты характера и особенности психического склада людей, находящихся в разных социальных условиях. Исключительно ценны знания о природе физического развития человека. Ими педагогику вооружает общая и возрастная физиология, составляющая естественнонаучную основу обучения и воспитания. Новые, дополнительные возможности для исследования процессов обучения и воспитания перед педагогикой открывает быстро развивающаяся область знания, которая получила название теории управления.


Педагогическая наука – это отражение многовекового опыта обучения и воспитания подрастающих поколений. Педагогическое знание помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.

Предмет и объект педагогики. Предмет педагогики трактуется по-разному: 1) воспитание человека как особая функция общества; 2) исследование тех закономерных связей, которые существуют между развитием человеческой личности и воспитанием и разработка на этой основе теоретических и методических проблем воспитательной деятельности; 3) закономерности, принципы, методы и формы обучения и воспитания человека. Данные определения предмета педагогики позволяют выделить содержащееся в них общее – категорию образовательного процесса, в котором происходит передача человеческого опыта и подготовка подрастающего поколения к жизни и деятельности.

Основные компоненты образовательного процесса. Образовательный процесс выходит за стены учебных заведений, за рамки традиционного формирования, понимаемого как обучение и воспитание в специально организованных условиях. Этапы образовательного процесса охватывают всю жизнь человека, вырабатывают способы жизнедеятельности в изменяющейся информационной среде, в которой знания о мире, получаемые в школе, приходят в противоречие с поступающими из других источников. Образовательный процесс состоит из трех элементов: учебно-воспитательной, учебно-познавательной и самообразовательной деятельности.

Специфика педагогической деятельности. Педагогическая деятельность – особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовки к выполнению социальных ролей в обществе. К особенностям педагогической деятельности относятся: 1) отсроченность результата; 2) его положительный характер; 3) творчество педагога – это всегда взаимотворчество, сотворчество; предметом творчества является личность, и личность – инструмент творчества; 4) сложность протекания в условиях публичной обстановки; 5) опора на педагогические законы и закономерности.

Педагогическое взаимодействие – особая форма связей между участниками образовательного процесса. Предусматривает взаимообогащение интеллектуальной, эмоциональной деятельности участников образовательного процесса, их координацию.

В концепции гуманистической педагогики, разных ее течений и направлений постепенно оформилась и в современных условиях прочно утвердилась мысль о том, что ребенок, будучи субъектом многообразных отношений с окружающей действительностью, является и субъектом разносторонней деятельности в образовательном процессе. И, следовательно, при таком подходе педагогическое воздействие педагога должно рассматриваться как взаимодействие. Это основное условие успешности обучения и воспитания.


Педагогическая технология – продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогическая технология выступает как условие, обеспечивающее инструментарий, посредством которого и осуществляется воздействие. Общение с воспитанниками и организация их деятельности являются ключевыми элементами педагогической технологии. В ее содержание входит научно обоснованная система умений, связанных с такими функциями педагога, как предъявление социализированного требования, передача социального опыта через словесную информацию, социализированная оценка ученика, постановка цели воздействия и анализ сложившейся ситуации, разрешение конфликта в складывающихся обстоятельствах. Реализация всего комплекса умений возможна при способности педагога к саморегуляции собственного психического состояния. Таким образом, педагогическая техника и психологическое саморегулирование являются в структуре педагогической технологии условиями актуализации некоторой совокупности умений.

Вопросы для самопроверки:

1. Назовите теории, представляющие основу педагогики как науки.

2) Что является предметом педагогики?

3) В чем специфика объекта педагогики?

4) Что такое педагогическая система и какова ее структура?

5) Назовите основные задачи педагогики как науки.

6) Каковы функции педагогики?

7) Назовите эмпирические методы педагогических исследований.

8) Каковы основные компоненты образовательного процесса?

9) Какова роль среды в процессе образования личности?

10) В чем состоит социокультурная сущность образования?

11) Какова структура педагогической деятельности?

12) Назовите основные функции педагогической деятельности.

13) Какой стиль преподавания представляется Вам оптимальным?

14) В чем состоит специфика педагогической деятельности?

15) Дайте определение педагогической технологии, наиболее полно отражающее ее функции.

16) Приведите примеры педагогических технологий.


5. СУЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воспитание как общественное явление. Под воспитанием понимается целенаправленное развитие человека как неповторимой индивидуальности, рост и совершенствование нравственных и творческих сил этого человека. «Воспитывать» – это значит направлять развитие субъективного мира человека в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, и, вместе с тем, способствовать максимальному развитию индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Основные черты воспитания:

1) возникло из потребности приобщения подрастающих поколений к условиям общественной жизни и производства;


2) появляется вместе с возникновением человеческого общества и существует, пока живет само общество;

3) на каждом этапе общественно-исторического развития по своему назначению, содержанию и формам носит конкретно исторический характер, обусловлено характером и организацией жизни общества;

4) осуществляется за счет освоения основных элементов социального опыта, в процессе и результате вовлечения новых поколений в общественные отношения, общественно-необходи-мую деятельность.

Закономерности воспитания:

1) зависимость воспитания от совокупности объективных и субъективных факторов общественной среды;

2) единство и взаимосвязь воспитания и развития личности;

3) целесообразность организованной деятельности как основы эффективности воспитания;

4) взаимосвязь между воспитательным воздействием, взаимодействием и активной деятельностью воспитанников.

Принципы воспитания:

  1. направленности;

  2. связи с жизнью;

  3. научности;

  4. учета возрастных и индивидуальных особенностей;

  5. наглядности;

  6. преемственности;

  7. активности учащихся;

  8. воспитания в коллективе и через коллектив;

  9. уважения в сочетании с разумной требовательностью;

10) воспитания в труде;

11) прочности воспитательного результата.

Методы воспитания. Воспитательные задачи решаются при помощи применения различных средств и приемов. Выделяются методы: 1) ориентированные на формирование положительного поведения воспитанников в общении и деятельности; 2) направленные на достижение единства сознания и поведения воспитанников; 3) использующие поощрения и наказания.

Средства воспитания представляют набор «инструментов», который используется для решения воспитательных задач. К ним относятся: знаковые символы, материальные средства, способы коммуникации, технические средства, культурные ценности. Средства воспитания отличаются от форм воспитания тем, что последние представляют собой варианты организации конкретного воспитательного процесса. Процедуру использования комплекса методов и приемов по достижению воспитательной цели называют методикой.

Что касается технологии воспитания, то она представляет собой систему методов, приемов и средств, применяемую в соответствии с конкретной логикой достижения целей и принципами действия воспитателя.

В период становления личности воспитанника необходимо сочетать развивающие методы и средства воспитания с целью стимулирования способности к восприятию воспитательного воздействия.

Компоненты воспитательного процесса: ребенок, взрослый, коллектив (группа), социально-культурная среда.

1) Ребенок как субъект воспитательного процесса является индивидуальностью, развивающейся на основе природных сил и задатков, обладающей исходными потребностями, возникающими мотивами и интересами. Формирование и развитие задатков, способностей и потребностей каждого ребенка обусловлены возможностями социальной среды и воспитания.