ВУЗ: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации
Категория: Методичка
Дисциплина: Педагогика
Добавлен: 06.02.2019
Просмотров: 2170
Скачиваний: 3
Созревание физических и духовных сил ребенка осуществляется на разных этапах становления личности неравномерно. И вместе с тем лишь своевременное и гармоничное развитие сущностных сил: интеллектуальных, эмоциональных, физических, волевых создает реальную основу для всестороннего развития. Ребенок как субъект воспитательного процесса представляет собой активную саморазвивающуюся индивидуальность и личность, стремящуюся к удовлетворению своих потребностей в деятельности и общении, усваивающую, аккумулирующую, перерабатывающую в определенных условиях воспитательные воздействия, принимающую их или сопротивляющуюся им.
2) Ведущим участником воспитательного процесса являются взрослые, оказывающие своею деятельностью, личностью, отношениями постоянное воспитательное воздействие на детей, и сами являющиеся объектом воспитания. Взрослые люди становятся субъектом воспитательного процесса, когда осознают смысл и цель своей жизни, долг, ответственность за свое влияние на подрастающее поколение, осуществляют более или менее целенаправленно свое физическое и духовно-нравственное совершенствование.
3) Третьим участником объективного воспитательного процесса является коллектив. Дети не только постоянно соприкасаются с коллективами взрослых, но и сами по собственной инициативе и взрослыми объединяются в коллективы – учебные, трудовые и самодеятельные объединения, общественные организации, игровые группы, спортивные команды. Детский воспитательный коллектив способствует осознанию детьми социально-ценных целей и перспектив развития коллективной жизни, внесению элемента социального порядка, политических, нравственных, эстетических и иных общественных требований. Все это углубляет воспитательную значимость детского коллектива и делает его одновременно объектом воспитания.
4) Четвертым участником воспитательного процесса является социально-культурная среда, сила воспитательного воздействия которой зависит от степени ее реальной включенности в воспитательные отношения, взаимодействия, деятельность и общение детей и взрослых людей.
Принципы воспитания – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. В то же время они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя. Хотя требования принципов одинаковы для всех, их практическая реализация личностно обусловлена.
Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Существует и существовало много систем воспитания. Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами: а) общественная направленность воспитания; б) связь воспитания с жизнью, трудом; в) опора на положительное в воспитании; г) гуманизация воспитания; д) личностный подход; е) единство воспитательных воздействий.
Основу гуманистического отношения к воспитанию ребенка составляют следующие тезисы гуманистической психологии:
1) человек должен изучаться в его целостности;
2) каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;
3) человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью;
4) человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и развития человека;
5) человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которая является частью его природы;
6) человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;
7) человек – это активное, творческое существо.
Итогом воспитательного воздействия является «воспитанность» человека, о которой можно говорить, основываясь на различных показателях, например, облик, речь, манера поведения, ценностные ориентации отношение к деятельности и стилю общения. Направление воспитания определяется единством целей и содержания. На основании сказанного принято выделять умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. Кроме того, формируются новые виды воспитательного воздействия – гражданское, правовое, экологическое.
Вопросы для самопроверки:
1) Чем воспитание отличается от социализации, обучения и образования?
2) Каковы закономерности воспитательной деятельности?
3) Что такое принципы воспитания? Какие принципы лежат в основе современной воспитательной деятельности?
4) Как различаются между собой средства, формы, методы и приемы воспитания?
5) Назовите компоненты воспитательного процесса? Как они взаимосвязаны?
6) Что такое воспитательная система? Какие воспитательные системы Вы можете назвать?
7) Почему мы говорим о единстве обучающей, воспитательной и развивающей функций образования?
8) Назовите основные противоречия учебно-воспитательно-го процесса.
9) Может ли воспитание быть не гуманистическим? Правомерно ли противопоставление современной педагогики как гуманистической, классической модели воспитания как авторитарной?
ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ «ПЕДАГОГИКА»
Основная литература
1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика. – Ростов-на-Дону, 1999.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб., 2000.
3. История педагогики/ Под ред. Н.Д. Никандрова. – М., 2007.
4. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. – М., 2002.
5. Педагогические технологии/ Под общ. ред. В.С. Кукушкина. – Ростов-на-Дону. 2002.
6. Педагогика: педагогические теории системы, технологии/ Под редакцией С. А. Смирнова. – М., 1998.
7. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996.
8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
9. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 2006.
10. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 2002.
11. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб., 2001.
Дополнительная литература
1. Ангеловский К. Учителя и инновации. – М., 1991.
2. Гессен С.И. Основы педагогики: введение в прикладную философию. – М., 1995.
3. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. – М., 1999.
4. Детский сад в Японии. – М., 1995.
5. Кузьмина И.В. Методы системного педагогического исследования. – М., 2002.
6. Мудрик А.В. Психология и воспитание. – М., 2006.
7. Непрерывное образование/ Под ред. Б.С. Гершунского.- М., 1990.
8. Онушкин В.Г., Огарев В.И. Образование взрослых. – СПб., 1995.
9. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. – М., 1986.
10. Понятийный аппарат педагогики и образования. Екатеринбург, 1995.
11. Профессиональное образование: словарь. – М., 2000.
12. Социальная педагогика. Курс лекций/ Под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000.
13. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. – М., 2002.
14. Якиманская Н.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996.
ТЕМАТИКА СЕМИНАРОВ
по курсу «Психология и педагогика»
Тема. ЛИЧНОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБЩЕНИИ, ГРУППЕ
1. Самосознание личности и Я-концепция.
2. Виды общения. Вербальная и невербальная коммуникации.
3. Особенности межличностных отношений в группах.
4. Профессиональное развитие личности.
Темы докладов
1) Современные теории личности.
2) Общественно-историческая сущность развития сознания и самосознания человека.
3) Потребностно-мотивационная структура и направленность личности.
4) Особенности общения и межличностных отношений в малой группе.
5) Учет основных характеристик личности в учебной и профессиональной деятельности.
Литература
1. Акопов Г.В. Проблема сознания в российской психологии. – М., 2004.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.
3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб., 2001.
4. Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М., 1998.
5. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М., 2000.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1975.
7. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 2008.
8. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. – М., 1998.
9. Морозов А.В. Деловая психология: курс лекций. – СПб., 2000.
10. Психология и педагогика /под ред. К.А. Абульхановой. – М., 1998.
11. Психология профессиональной деятельности/ Под общ. ред. А.А. Деркача. – М., 2004.
12. Рысь Ю.И. Психология и педагогика. – М., 1999.
13. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. – СПб., 2003.
14. Сухов А.Н. Реальная социальная психология. – М., 2004.
15. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, 1999.
16. Хвелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1997.
Тема. ОБРАЗОВАНИЕ В ОБНОВЛЯЮЩЕМСЯ
ОБЩЕСТВЕ
1. Образование в условиях информационно-технологичес-кой цивилизации.
2. Тенденции развития мирового образовательного процесса и проблема реформирования отечественной средней и высшей школы.
3. Педагогический менеджмент: задачи, функции, методы.
Темы докладов
1) Компьютерная революция и образование
2) Образование в условиях массового общества
3) Образование перед лицом глобализационных процессов
4) Непрерывное образование: цели, структура, модели
5) Инновационное образование
6) Настоящее и будущее российского образования
7) Образование в системе национальных приоритетов
Литература
1. Ангеловский К. Учителя и инновации. – М., 1991.
2. Вульфсон Б.Л., Малькова З.А. Сравнительная педагогика. – М., 1996.
3. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. – М., 1999.
4. Непрерывное образование /Под ред. Гершунского. – М., 1990.
5. Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986.
6. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. – Екатеринбург, 2000.
7. Онушкин В.Г., Огарев В.И. Образование взрослых.. – СПб., 1995.
8. Педагогика народов мира. История и современность/ Под ред. Н. Салимовой, Н. Додде. – М., 2001.
9. Саймон Б. Общество и образование. – М., 1989.
10. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. – М., 1999.
ТЕСТЫ по дисциплине «Психология и педагогика»
Часть 1 – ПСИХОЛОГИЯ
1. Психология – это наука, которая изучает:
1. внутренние проблемы человека и его жизнедеятельность в обществе;
2. закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности;
3. взаимодействие человека и общества;
4. прошлое, настоящее и будущее человека и общества.
2. Предметом психологии является:
1. душа;
2. явления сознания;
3. поведение;
4. основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.
3. К основным методам исследования в психологии относятся:
1. эксперимент, беседа, тестирование, анкетирование, наблюдение;
2. метод проб и ошибок; метод семантического дифференциала и радикала, социометрия;
3. биографический метод, генетический метод, естественный эксперимент; формирующий эксперимент;
4. лабораторный эксперимент, обучающий эксперимент, самонаблюдение, анализ продуктов деятельности.
4. Сознание в психологии определяется как:
1. высшая форма психического отражения действительности, использующая системы понятий, категорий;
2. высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-истори-ческому существу;
3. человеческая психика, в отличие от психики животных;
4. интуитивно известная каждому область наиболее отчетливого и контролируемого субъектом отображения «в голове» той или иной объектной ситуации (сознавать – значит отдавать себе отчет в чем-то).
5. Личность в психологии понимается как:
1. особая неизменная духовная сущность, как «целиком психическое существо»;
2. активный индивид, взрослый, психически здоровый человек;
3. субъект социальных отношений и сознательной деятельности;
4. определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.
6. Структура личности – это:
1. относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования, а именно: направленность, знания, умения, навыки и индивидуально-типологические особенности;
2. взаимосвязь трех подструктур: «Я»-сознания, «ОНО» – подсознания и «СВЕРХ-Я» – влияния общества, его моральных чувств и требований к поведению личности;
3. взаимодействие социального опыта человека и его биологической обусловленности;
4. сплав направленности, возможностей и характера человека.
7. Особенностями потребностей личности являются:
1. независимость от субъекта;
2. биологическая направленность;
3. предметность, личностный смысл, воспроизводство и развитие;
4. потребности не развиваются.
8. Мотив в психологии понимается как:
1. причина, лежащая в основе деятельности и поведения человека;
2. побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо неосознаваемое им вообще;
3. сплав стремлений и желаний личности;
4. совокупность внешних и внутренних условий реализации деятельности человека.
9. Самосознание личности является:
1. самосознание означает самопознание;
2. самосознание – это осмысление процесса ее нравственно-религиозного самоопределения; необходимую предпосылку нравственности и моральной ответственности;
3. самосознание – осознание человеком самого (себя как члена общества, своих взаимоотношений с окружающим миром, другими людьми, своих действий и поступков, мыслей и чувств, всего многообразия качеств личности;
4. самосознание в психической деятельности личности выступает как особо сложный процесс опосредствованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных ситуативных образов через интеграцию подобных многочисленных образов и целостное образование – в понятие своего собственного Я как субъекта, отличного от других субъектов.
10. Деятельность в психологии понимается как:
1. форма активности животного и человека, направленная на удовлетворение своих потребностей;
2. цель, мотив, способы, условия и результат поведения;
3. активность человека, регулируемая сознательной целью, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека;
4. функциональное системное образование, включающее совокупности процессов и действий, направленных на приспособление к среде организма.
11. Характер в психологии понимается как:
1. индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обеспечивающий типичный для данного человека способ поведения;
2. набор определенных черт и особенностей личности;
3. сплав результатов воспитания и индивидуального своеобразия личности;
4. комплекс врожденных «сценариев» способов поведения личности в деятельности и общении.