Файл: Реферат по специальности 38. 02. 06 Финансы По дисциплине Физическая культура.docx
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Средства спортивной тренировки
Спортивная подготовка означает ответ на вопрос: с помощью чего можно повысить уровень физической, технической, тактической, психологической подготовленности спортсмена и обеспечить готовность к спортивным достижениям. Весь комплекс средств спортивной подготовки, используемых в процессе подготовки спортсменов, условно можно разделить на две группы. Собственно, тренировочные упражнения являются основным инструментом, поскольку их использование позволяет решать основные задачи спортивной тренировки.
В зависимости от сходства и различий со спортом, выбранным в качестве предмета специализации, все физические упражнения делятся на соревновательные и подготовительные, а последние, в свою очередь, на специальные подготовительные и обще подготовительные.
Соревновательные упражнения - это целостные действия или совокупность действий, служащих средством ведения соревновательной борьбы в том же составе, что и в условиях соревнований по выбранному виду спорта. Например, в легкой атлетике к ним относятся различные виды метания: копье, диск, молот; в гребле: гребля, гребля на байдарках и каноэ на определенные дистанции, гребной слалом; в тяжелой атлетике: отдельные упражнения биатлона штангиста - рывок, толчок. Понятие соревновательные упражнения в этом смысле идентично понятию спорт.
Методологически это: собственно, соревновательные упражнения, которые выполняются в реальных условиях спортивного соревнования, в полном соответствии с правилами соревнований, установленными для данного вида спорта; тренировочные формы соревновательных упражнений, совпадающие с соревновательными упражнениями по составу действий и общей направленности, но отличающиеся от них особенностями режима и формы действий. Это так называемые модельные формы соревновательных упражнений.
Специальные подготовительные упражнения - это такие действия, которые имеют значительное сходство с соревновательными упражнениями с точки зрения координационной структуры движений, пространственных, пространственно-временных, ритмических и энергетических характеристик, нервно-мышечного напряжения и преимущественного проявления физических способностей. Например, специальные подготовительные упражнения бегуна включают бег по отрезкам выбранной дистанции; для гимнасток - выполнение элементов и связок соревновательных комбинаций; для
штангистов такие упражнения, как становая тяга или приседания со штангой; для футболистов - индивидуальные, групповые и командные действия и комбинации с мячом и без мяча.
Выбор специальных подготовительных упражнений определяется спецификой выбранного вида спорта, поэтому набор этих упражнений обычно относительно ограничен. При этом необходимо учитывать, что специальные подготовительные упражнения не тождественны выбранному виду спорта - иначе в их использовании не было бы смысла. Их отбор проводится именно таким образом, чтобы оказывать направленное и дифференцированное воздействие на развитие особых физических способностей и техники движений, необходимых спортсмену.
Специальные подготовительные упражнения в зависимости от цели подразделяются на: вводные упражнения, направленные в основном на овладение техникой движений; развивающие - направленные преимущественно на развитие физических и умственных способностей; комбинированные - направленные на одновременное развитие качеств и техники движений. Такое подразделение, конечно, во многом условно, так как форма и содержание двигательных действий одинаковы. Но это не лишено смысла хотя бы потому, что подготовительные упражнения по форме ближе к технике выбранного вида спорта, а развивающие, как правило, связаны с более значительными тренировочными нагрузками.
Соревновательные и специальные подготовительные упражнения являются средствами специальной подготовки спортсмена. Общие подготовительные упражнения - это такие действия, которые оказывают разнонаправленное воздействие на спортсмена, способствуют развитию комплекса физических качеств, а также формированию различных навыков и умений. К ним относятся:
Упражнения своего вида спорта, но отличающиеся от него режимом функционирования организма, способом и условиями выполнения действий. Например, пловец - плавание вне соревнований и в не соревновательном режиме, прыгун - прыжки выполняются разными способами.
Общие и частные принципы спортивной тренировки
В педагогической литературе слово принцип встречается в общем значении основа, исходное положение, требование. Принцип спортивной подготовки - это отражение известных закономерностей в этой области практической деятельности, которые необходимо соблюдать и соблюдать тренеру при организации и проведении тренировок и спортивных соревнований. Эти знания используются в нормативной практике.
В теории спортивной подготовки используются разные принципы, которые имеют разные сферы влияния, более высокий и низкий уровень абстракции, отражают общие и частные закономерности подготовки спортсменов, т.е. находятся в иерархической взаимосвязи друг с другом. Существуют общепедагогические принципы, справедливые для любой образовательной деятельности, в том числе для спортивной тренировки как педагогически организованного процесса. Речь идет не только о дидактических принципах (сознательность и активность, ясность, системность и т. д., но и о принципах воспитания (принцип всестороннего развития личности, научность, принцип связи образования и жизни).
Однако они не исчерпывают всей системы принципов, которых следует придерживаться в коучинге. В принципах развития физических способностей являются также важными здесь - регулярностью педагогических воздействий, прогрессии и адаптационным адекватным предела в повышении эффекта педагогических воздействий и т.д.
Однако следует иметь в виду, что ни один из этих принципов не относится к спортивным тренировкам. Необходимость разработки системы особых принципов спортивной тренировки возникает постольку, поскольку тренировочный процесс в спорте объективно имеет не только общие, но и свои специфические закономерности. Они определяют внутренне необходимые существенные связи между тренировочными воздействиями и их воздействием, между различными компонентами содержания спортивной тренировки, между фазами тренировочного процесса и ходом развития физической подготовки спортсмена. К этим принципам относятся: единство углубленной специализации и ориентации на высшие достижения, единство общей и специальной подготовки спортсмена, непрерывность тренировочного процесса, единство постепенного увеличения нагрузки и стремление к максимальному. нагрузки, форма волны и вариативность динамики нагрузок, цикличность тренировочного процесса.
Единство глубокой специализации и ориентации на высшие достижения. В соответствии с этим принципом тренировка спортсмена должна строиться с учетом ближайшей и долгосрочной перспективы. В перспективе необходимо определить максимальный спортивный результат для каждого спортсмена или команды. На каждом этапе подготовки есть свой максимальный результат. Для начинающего спортсмена - эталон следующего спортивного разряда, для мастера спорта - эталон мастера спорта международного класса и т. д.
Принцип нацеленности на высшие достижения выражается во все возрастающих требованиях к подготовленности спортсмена на каждом этапе многолетних тренировок.
Формирование мировоззрения на достижение высоких спортивных результатов осуществляется под влиянием следующих факторов
-
социальная значимость высоких спортивных достижений в обществе; -
личные мотивы (внутренние мотивы, потребности) занятий спортом (выполнить норматив мастера спорта, стать чемпионом страны, мира, Олимпийских игр); -
творческая деятельность спортсмена и тренера на пути к новым достижениям (поиск новых приемов, тактики, эффективных средств и методов тренировки); -
уровень развития и организации спортивного движения в данной стране (система соревнований, награды за спортивные достижения - присвоение спортивных разрядов, чествование победителей крупных спортивных соревнований, награждение их орденами, медалями и т. д.).
Единство общей и специальной подготовки спортсмена. Этот принцип основан на идее тесной связи между спортивной специализацией и общим разносторонним развитием спортсмена. Зависимость спортивных достижений от разностороннего развития спортсмена объясняется двумя законами: единство организма, т.е. взаимосвязь всех его органов, систем и функций в процессе деятельности. Поскольку организм представляет собой единое целое, развитие одних способностей не может происходить изолированно от развития других. Каждое свойство, качество, способность развивается успешнее, если развитие других свойств, качеств и способностей происходит одновременно, но в определенном соотношении и на оптимальном уровне.
Взаимодействие различных двигательных навыков и способностей. Чем шире набор навыков и умений, сходных по структуре с соревновательными упражнениями, тем более благоприятны предпосылки для овладения новыми умениями и совершенствования ранее освоенных.
Понятия: спортивная деятельность, спортивная тренировка
Спортивная деятельность - это всегда специальная деятельность в определенном виде спорта. Спортивные качества, которые вырабатываются в ее процессе, зависят от особенностей данного вида спорта. Спортсмен в процессе своей тренировки старается, прежде всего, развить те качества, которые необходимы для данного вида спорта, а другие развивает только постольку, поскольку они являются основой для успешной работы его в своем виде спорта. Таким образом, определенная спортивная деятельность приводит, с одной стороны, к образованию специфических качеств и структур личности, а с другой - к достижению высоких спортивных результатов в данном виде спорта или спортивной дисциплине.
Структура спортивной тренировки состоит из различных видов подготовки: общей физической, специальной физической, технической, психической, тактической, теоретической, а также из вне тренировочных и вне соревновательных факторов, одним из которых является спортивный инвентарь. В зависимости от специфики вида спорта соотношение выше перечисленных видов подготовки может значительно изменяться. И для повышения эффективности тренировочного процесса необходимо четко определить наиболее важные виды подготовки. Спортивная тренировка сложный процесс, целью которого является достижение максимально возможного результата для каждого конкретного спортсмена.
Физическая подготовка - это процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. Психологическая подготовка в сложных условиях спортивной борьбы с очень высокой конкуренцией нередко решающую роль играет уровень развития моральных, волевых и специальных психических качеств. Психологическая подготовка направлена на максимально возможное использование потенциальных психических способностей спортсмена, всех его личностных резервов с целью достижения высоких спортивных результатов. Необходимо обеспечить точную дозировку средств и методов психологического воздействия, осуществляемого главным образом через тренировочные и соревновательные нагрузки, с учетом индивидуальных свойств личности, текущего состояния, конкретных задач подготовки.
Технико-тактическая подготовка технико-тактическое совершенствование - это процесс овладения комплексом взаимосвязанных элементов, каждый из которых должен быть доведен до высокой степени автоматизма. Чем большим числом этих элементов владеет спортсмен, тем выше его потенциальные возможности. При этом взаимосвязь элементов во всех случаях должна быть прочной, гибкой и надежной. Только тогда спортсмен сможет с легкостью переходить от одного варианта техник другому. своевременно реагируя на действия соперника. Теоретическая подготовка - это педагогический процесс повышения теоретического уровня спортсмена, вооружение его определенными знаниями и умениями использовать их в тренировочных занятиях и соревнованиях. Она осуществляется на всем протяжении подготовки спортсменов. Требования в спорте настолько выросли, что без глубоких знаний рассчитывать на высокие спортивные показатели нельзя.