Файл: Учебный курс для студентов очной и заочной форм обучения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 874

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Каримов И.Ш. Детали машин

Электронный учебный курс для студентов очной и заочной форм обучения

Составитель: к.т.н., доцент кафедры теоретической и прикладной механики Башкирского государственного аграрного университета Каримов Ильдар Шакирьянович

ОГЛАВЛЕНИЕ

Раздел 1. Введение.

 9

Основные понятия и определения курса.

 10

Механизмы и их классификация

 12

Классификация деталей машин

14

Основные  принципы и этапы разработки машин.

 15

Требования к машинам и критерии их качества.

 19

Силы, действующие в механизмах и машинах.

 22

Условия нормальной работы деталей и машин.

 23

Общие принципы прочностных расчётов.

 26

Выносливость деталей машин при переменных напряжениях.

 38

Усталость деталей машин.

 41

Местные напряжения в деталях машин.

 43

Режимы работы и расчетные нагрузки машин.

 48

Определение коэффициента внешней динамики КА

54

Трение и изнашивание в машинах.

 60

Мощность машин и ее преобразование.

 66

Краткие сведения о машиностроительных материалах и основах их выбора.

 68

Раздел 2. Сварные, паяные и клеевые соединения

 75

Применение различных видов сварки.

 75

Классификация и разновидности сварных соединений (швов)

 78

Расчет сварных соединений. Выбор допускаемых напряжений.

83

Паяные соединения, преимущества и недостатки, область применения, расчет.

 90

Клеевые соединения, преимущества и недостатки, область применения, расчет.

 93

Раздел 3. Разъемные соединения

 104

Резьбовые соединения.

 104

Сравнение крепежных и силовых резьб.

 115

Элементы крепежных соединений.

 117

Силовые зависимости в резьбовом соединении.

 118

Материал винтовых соединений.

120 

Расчет винтовых соединений.

 121

Резьбовые соединения, работающие при циклических нагрузках.

 131

Допускаемые напряжения в болтах и винтах.

132 

Передача "винт-гайка".

 133

Штифтовые соединения.

 136

Шпоночные соединения.

137 

Шлицевые соединения.

 140

Заклёпочные соединения.

 143

Раздел 4. Введение в передачи.

 156

Классификация механических передач.

 158

Основные кинематические и силовые отношения в передачах.

 162

Механизмы преобразования одного вида движения в другой (общие сведения).

 166

Раздел 5. Зубчатые передачи

 179

Критерии расчёта эвольвентных зубьев.

 180

Основные определения из теории зацепления шестерен.

 181

Конструктивные типы шестерен.

184 

Материал и термообработка шестерен.

 184

Расчетные геометрические зависимости.

 185

Силы, действующие в зацеплении шестерен.

 189

Расчет зубьев цилиндрических прямозубых шестерен.

 191

Особенности расчета косозубых цилиндрических шестерен.

 198

Особенности расчета конических прямозубых шестерен.

 199

Коррекция зубьев шестерен.

 200

КПД зубчатых передач.

 201

Планетарные  зубчатые  передачи.

 201

Волновые зубчатые передачи.

 202

Зацепления Новикова.

 204

Конические зубчатые передачи.

 206

Червячные передачи.

 207

Геометрическая форма червяков.

 209

Расчетные геометрические зависимости.

 209

КПД червячной передачи.

 211

Силы, действующие в зацеплении червячной передачи.

 212

Тепловой расчет червячной передачи.

 213

Раздел 6. Валы и оси

 216

Назначение, конструкция и материалы валов и осей.

 216

Классификация валов и осей.

 217

Материалы валов и осей.

 221

Критерии работоспособности и расчет валов и осей.

 222

Расчет осей на статическую прочность.

 225

Расчет валов на прочность.

 227

Предварительный расчет валов.

 227

Уточненный расчет валов.

 230

Расчет валов и осей на жесткость.

 235

Рекомендации по конструированию валов и осей.

 237

Раздел 7. Подшипники

 249

Подшипники скольжения.

 249

Основы гидродинамической теории смазки.

 250

Смазочные материалы.

 252

Антифрикционные материалы.

 253

Условный расчет подшипников скольжения.

 254

Подшипники качения.

 255

Точность изготовления и посадки подшипников качения.

 257

Система обозначения подшипников качения.

 258

Причины поломок и критерии расчёта подшипников. 

 259

Распределение нагрузки на теле качения подшипника.

 259

Особенности кинематики подшипников качения.

 260

Расчет (подбор) подшипников качения.

 261

Расчёт номинальной долговечности подшипника.

 262

Методика выбора подшипников качения.

 263

Схемы установки подшипников.

 264

Крепление подшипников на валу и в корпусе.

 265

Жёсткость подшипников и их предварительный натяг.

 266

Уплотняющие устройства.

 267

Посадки подшипников на вал и в корпус.

 267

Монтаж и демонтаж подшипников.

 269

Смазка подшипников качения.

 269

Раздел 8. Ременные передачи

 278

Классификация.

 279

Преимущества и недостатки.

 282

Плоскоременная передача. Конструкция, геометрия передачи, кинематические соотношения, КПД.

 282

Клиноременная передача. Конструкция, геометрия передачи.

 295

Основы теории расчета ременных передач. Силы и напряжения в ремнях, кривые скольжения и допускаемые полезные напряжения.

 302

Расчет плоскоременной передачи по тяговой силе. Долговечность передачи.

 315

Расчет клиноременной передачи на тяговую способность и долговечность.

 321

Устройства для натяжения ремня.

 329

Передачи зубчатым ремнем.

 331

Расчет передачи зубчатым ремнем.

 334

Шкивы передач зубчатым ремнем.

 337

Ременные вариаторы.

 342

Рекомендации по конструированию.

 344

Раздел 9. Фрикционные передачи.

 353

Классификация.

354 

Достоинства и недостатки.

 355

Применение.

 355

Материалы катков.

 356

Геометрические параметры, кинематические и силовые соотношения.

 357

Цилиндрическая фрикционная передача, устройство, основные соотношения, расчет на прочность.

 362

Коническая фрикционная передача, устройство, основные соотношения.

 367

Вариаторы.

 369

Рекомендации по конструированию фрикционных передач.

374

Раздел 10. Цепные передачи

 379

Классификация.

 381

Достоинства и недостатки.

 383

Область применения.

 386

Конструкции приводных цепей.

 386

Тяговые цепи.

 396

Цепные вариаторы.

 397

Основные геометрические и кинематические соотношения.

 398

Силы в ветвях цепи.

 401

Расчет (подбор) цепи с учетом долговечности.

404 

Критерии работоспособности.

 408

Материалы цепей.

 408

Натяжение, картеры, смазывание.

 410

Муфты приводов

418 

Классификация муфт.

 419

Жёсткие муфты.

 423

Компенсирующие  муфты.

 426

Подвижные муфты.

 428

Упругие муфты.

 430

Сцепные муфты.

 432

Самоуправляемые муфты.

 434

Фрикционные муфты.

 433

Предохранительные муфты.

 436

Краткие сведения о выборе и расчете муфт.

 437

Раздел 11. Упругие элементы в машинах

 448

Классификация.

 449

Конструирование и расчет цилиндрических витых пружин растяжения и сжатия.

453 

Раздел 12. Методы повышения конструкционной прочности деталей машин

 459

Эксплуатационные факторы.

 459

Технологические методы.

 459

Конструкционные методы.

 461

Список литературы

464


За полтора века преподавания курса "Детали машин" лучшие учёные, преподаватели и инженеры написали множество прекрасных учебников (см. Список литературы).

Чтобы не потеряться в океане учебной и научной информации, студенту необходим хотя бы простенький компас, которым, надеюсь, послужит предлагаемый конспект лекций.  Именно для этого он и создавался.

Учитывая же скромный объём, конспект является,  образно говоря, путеводителем по незнакомой стране, и не может заменить  само путешествие.

Для получения глубоких, прочных знаний (и, как результат, положительной оценки на экзамене), кроме чтения  этого конспекта  необходимо скрупулёзное изучение учебников, хранящихся в достаточном объёме в библиотеке нашего университета.

В разделе «Список литературы»  приводится список рекомендованной литературы, непосредственно использованной при составлении конспекта, однако этим не исчерпываются все возможности.

На тему проектирования и расчёта деталей машин написано множество книг и ни в одной из них не содержится вредных сведений.

Не стоит пренебрегать учебниками и справочниками для учащихся техникумов и ПТУ. В них многие сложные вопросы изложены ясным и лаконичным языком.

Любая поисковая система найдёт в интернете десятки и сотни сайтов по ключевым словам "Детали", "Машины", "Прочность", "Расчёт", "Проектирование" и т.п.

Кроме того, студентам было бы вдвойне полезно чтение новейшей научной периодики, в том числе и на иностранных языках.

Самостоятельный поиск  помогает студенту развить в себе важнейший и нужнейший навык – способность к добыванию и переработке информации.

Во всяком случае, в таком крупном университетском городе, как Уфа студенты  найдут любую литературу. Ищите и найдёте.



Раздел 1. Введение.

           

              Современное общество отличается от первобытного использованием машин.

              Применение  предметов, усиливающих возможности рук (палки, камни), и особенно освоение дополнительных источников энергии (костёр, лошадь) не только позволило человечеству выжить, но и обеспечило в дальнейшем победу над превосходящими силами природы. 

Жизнь людей, даже самых отсталых племён, теперь немыслима без различных механических устройств и приспособлений (греч. "механа" – хитрость).

История использования машин начинается с глубокой древности. Известно применение пружин в луках для метания стрел, катков для перемещения тяжестей.

                Такие простые детали машин, как металлические цапфы, примитивные зубчатые колеса, винты, кривошипы были известны до Архимеда (3-й век до новой эры). В эпоху возрождения Леонардо да Винчи (в 15 веке) создал новые механизмы: зубчатые колеса с перекрещивающимися осями, шарнирные цепи, подшипники качения. Уже тогда применялись канатные и ременные передачи, грузовые винты, шарнирные муфты.

Всерьёз говорить о применении машин можно лишь с эпохи промышленной революции XVIII века, когда изобретение паровой машины дало гигантский технологический рывок и сформировало современный мир в его нынешнем виде. Здесь важен энергетический аспект проблемы.

                С тех же пор наметились основные закономерности устройства и функционирования механизмов и машин, сложились наиболее рациональные и удобные формы их составных частей - деталей. В процессе механизации производства и транспорта, по мере увеличения нагрузок и сложности конструкций, возросла потребность не только в интуитивном, но и в научном подходе к созданию и эксплуатации машин. 

Развитие промышленности и, особенно, самой передовой техники того времени – железнодорожного транспорта, потребовало большого количества инженеров-механиков. Поэтому в ведущих университетах Запада уже с 30-х годов XIX века, а в Санкт-Петербургском университете с 1892 года читается самостоятельный курс "Детали Машин". Без этого курса теперь невозможна подготовка инженера-механика любой специальности.

Развитие теории и расчета деталей машин связаны с многими именами русских ученных. П.Л.Чебышев, математик и механик, изобретатель более 40 различных механизмов, в том числе и арифмометра. Н.Е. Жуковский, автор исследований по механике твердого тела, гидро- и аэродинамике. Л.В. Ассур, создатель рациональной классификации плоских шарнирных механизмов. В.Л. Кирпичев, автор первого учебника по деталям машин.


                Исторически сложившиеся в мире системы подготовки инженеров при всех национальных и отраслевых различиях имеют единую четырёхступенчатую структуру:

1.          На младших курсах изучаются ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ НАУКИ, которые представляют собой  системы знаний о наиболее общих законах и принципах нашего мира.  Это - Физика, Химия, Математика, Информатика, Теоретическая механика, Философия,  Политология, Психология, Экономика,  История  и т.п.

2.          Далее изучаются ПРИКЛАДНЫЕ НАУКИ, которые  изучают действие фундаментальных законов  природы в частных областях жизни,  таковыми являются Техническая термодинамика, Теория прочности, Материаловедение, Сопротивление материалов, Теория механизмов и машин, Прикладная механика, Вычислительная техника и т.п.

3.          На старших курсах (3-й и выше) студенты приступают к изучению ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН,  таких как НАШ КУРС, а также "Основы стандартизации", "Технология обработки материалов" и т.п.; отраслевые различия здесь ещё сравнительно невелики.

4.          Обучение завершается освоением СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН, таких как, например, "Расчет элементов сельскохозяйственных машин" и т.п., которые и составляют квалификацию инженера-механика соответствующей специальности.

При этом подлинно высококвалифицированным специалистом, способным  решать конкретные инженерно-технические проблемы становится лишь тот, кто усвоит взаимосвязь и преемственность  между фундаментальными, прикладными, общетехническими и специальными знаниями.

Курс "Детали машин" непосредственно опирается на курсы "Сопротивление материалов" и "Теория механизмов и машин", которыми, мы надеемся, студенты овладели в совершенстве. Кроме того,  для успешного выполнения расчётно-графических работ и курсового проекта необходимы хорошие знания правил  и приёмов курса "Инженерная графика".

               
Основные понятия и определения курса
Определим базовые понятия в самом начале работы для систематизации учебного материала и во избежание двусмысленного толкования.

Расположим понятия по степени сложности.

ДЕТАЛИ МАШИН– научная дисциплина, занимающаяся изучением, проектированием и расчетом деталей машин и узлов общего назначения. Механизмы и машины состоят из деталей. Встречающиеся почти во всех машинах болты, валы, зубчатые колеса, подшипники, муфты называют узлами и деталями общего назначения.


                ДЕТАЛЬ –  (франц. detail – кусочек) – изделие, изготовленное из однородного по наименованию и марке материала без применения  сборочных операций (ГОСТ 2.101-68).

                ЗВЕНО –  группа деталей, образующая подвижную или неподвижную относительно друг друга механическую систему тел.

                СБОРОЧНАЯ ЕДИНИЦА – изделие, составные части которого подлежат соединению на предприятии-изготовителе посредством сборочных операций (ГОСТ 2.101-68).

                УЗЕЛ – законченная сборочная единица, состоящая из деталей общего функционального назначения и выполняющая определенную функцию в изделиях одного назначения только совместно с другими составными частями изделия (муфты, подшипники качения и др.).

                КОМПЛЕКТ (ремкомплект) – это набор отдельных деталей, служащее для совершения таких операции как сборка, сверление, фрезерование или для ремонта определенных узлов машин. Например, набор накладных или торцевых ключей, отверток, сверл, фрез или ремкомплект карбюратора, топливного насоса и так далее.

               МЕХАНИЗМ – система подвижно соединенных деталей, предна значенная для преобразования движения одного или нескольких тел в це лесообразные движения других тел (например, кривошипно-ползунный механизм, механические передачи и т. п.).

               АППАРАТ – (лат. apparatus – часть)  прибор, техническое устройство, приспособление, обычно некая автономно-функциональная часть более сложной системы.

                АГРЕГАТ – (лат.  aggrego – присоединять) унифицированный функциональный узел, обладающий полной взаимозаменяемостью.

                МАШИНА – (греч. "махина" – огромная, грозная) система деталей, совершающая механическое движение для преобразования энергии, материалов или информации с целью облегчения труда. Машина характерна наличием источника энергии  и требует присутствия оператора для своего управления. Проницательный немецкий экономист К. Маркс заметил, что всякая машина состоит из двигательного, передаточного и исполнительного механизмов.

       По характеру рабочего процесса и назначению машины можно разде лить на три класса:

        I класс — машины-двигатели, преобразующие тот или иной вид энергии в механическую работу (двигатели внутреннего сгорания, турбины и др.);