Файл: Рабочая программа по физике с использованием оборудования Точки роста 7 класс Учебник А. В. Перышкин. Дрофа. 2019г.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.

Демонстрации и опыты:

  • Равновесие тела, имеющего ось вращения.

  • Определение момента силы.

  • Нахождение центра тяжести плоского тела

Фронтальная лабораторная работа:

10. Выяснение условия равновесия рычага.

11. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Обобщающее повторение (3 ч.)
Тематическое планирование

Название разделов, тем

Кол-во

часов

Планируемые результаты

Контроль

личностные

предметные

метапредметные

Введение

5

  • сформировать познавательный интерес к предмету, уверенность в возможности познания природы, необходимости разумного использования достижений науки и техники, уважение к творцам науки, чувство патриотизма;

  • сформировать самостоятельность в приобретении знаний о физических явлениях: механических, электрических, магнитных, тепловых, звуковых, световых;

  • сформировать познавательные интересы и творческие способности при изучении физических приборов и способов измерения физических величин (СИ, старинные меры длины, веса, объема);

  • научиться самостоятельно приобретать знания о способах измерения физических величин и практической значимости изученного материала;

  • использовать экспериментальный метод исследования;

  • уважительно относиться друг к другу и к учителю.

Ученик научится:

  • соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;

  • понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;

  • понимать роль эксперимента в получении научной информации;

  • проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, температура; при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.

  • использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.


Ученик получит возможность научиться:

  • осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;

  • сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;

  • воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

  • использовать полученные навыки измерений в быту;

  • понимать роли ученых нашей страны в развитии современной физики и влиянии на технический и социальный прогресс.

Регулятивные:

  • овладеть навыками постановки целей, планирования;

  • научиться понимать различия между теоретическими моделями и реальными объектами, овладеть регулятивными универсальными действиями для объяснения явлений природы (радуга, затмение, расширение тел при нагревании);

  • овладеть эвристическими методами при решении проблем (переход жидкости в пар или в твердое состояние и переход вещества из твердого состояния в газообразное, минуя жидкое);

  • овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о длине, объеме, времени, температуре;

  • овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний при определении цены деления и объема, постановки цели, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности; о создателях современных технологических приборов и устройств;


Познавательные:

  • формировать умения воспринимать и перерабатывать информацию в символической форме при переводе физических величин;

  • формировать умения воспринимать, перерабатывать и воспроизводить информацию в словесной и образной форме;

  • формировать навыки самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием Интернета, справочной литературы для подготовки презентаций;


Коммуникативные:

  • развивать монологическую и диалогическую речь;

  • уметь выражать свои мысли, слушать собеседника, понимать его точку зрения, отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию;

  • научиться работать в паре при измерении длины, высоты, частоты пульса;

  • уметь работать в группе.




Проверка выполнения домашних заданий, лабораторная работа №1, опыты, презентации и доклады, контрольная работа № 1.

Первоначальные сведения о строении вещества

5

  • сформировать познавательный интерес к предмету, убежденность в познаваемости природы, самостоятельность в приобретении практических умений;

  • сформировать интеллектуальные и творческие способности, развивать инициативу;

  • сформировать способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

  • сформировать ценностные отношения друг к другу, к учителю, к результатам обучения;

  • научиться пользоваться экспериментальным методом исследования при измерении размеров малых тел;

  • принимать и обосновывать решения, самостоятельно оценивать результаты своих действий;

  • сформировать убежденность в необходимости разумного использования достижений науки и технологий.

Ученик научится:

  • понимать природу физических явлений: расширение тел при нагревании, диффузия в газах, жидкостях и твердых телах, смачивание и несмачивание тел большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;

  • ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел при изучении скорости протекания диффузии от температуры, исследования зависимости смачивания и несмачивания тел от строения вещества, выявления степени сжимаемости жидкости и газа; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; проводить опыт и формулировать выводы.

  • понимать роль эксперимента в получении научной информации;

  • проводить прямые измерения физических величин: расстояние, объем, при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.

  • проводить косвенные измерения физических величин: вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений при измерении размеров малых тел, объема;

  • применять знания о строении вещества и молекулы на практике;


Ученик получит возможность научиться:

  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;

  • самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;

  • воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

  • использовать полученные знания о способах измерения физических величин, о диффузии и скорости ее протекания, о взаимодействии молекул, свойств веществ в различных агрегатных состояниях в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды), приводить примеры.

Регулятивные:

  • овладеть навыками самостоятельной постановки цели, планирования хода эксперимента, самоконтроля и оценки результатов измерения размеров малых тел;

  • овладеть эвристическими методами решения проблем, навыками объяснения явления диффузии;

  • овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о взаимодействии молекул на примере изменения формы тела при растяжении и сжатии упругого тела, об агрегатном состоянии вещества на Земле и планетах Солнечной системы;


Познавательные:

  • овладеть познавательными универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения строения вещества и молекулы, явления диффузии в газах, жидкостях и твердых телах, взаимодействия молекул и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез с помощью опытов;

  • уметь предвидеть возможные результаты, понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, между моделями (модель броуновского движения, молекулы воды, кислорода) и реальными объектами;

  • уметь предвидеть возможные результаты своих действий при изменении формы жидкости, обнаружении воздуха в окружающем пространстве;

  • овладеть познавательными универсальными учебными действиями при составлении сравнительных таблиц;


Коммуникативные:

  • развивать монологическую и диалогическую речь;

  • уметь воспринимать перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной формах, выражать свои мысли, слушать собеседника, принимать его точку зрения, отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию;

  • уметь работать в группе

Проверка выполнения домашних заданий, самостоятельные работы, лабораторная работа № 2, опыты, презентации и доклады, зачет № 1.

Взаимодействие тел

22

  • сформировать познавательный интерес и творческую инициативу, самостоятельность в приобретении знаний о механическом движении, о взаимодействии тел, практические умения;

  • сформировать ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения;

  • стимулировать использование экспериментального метода использования при изучении равномерного и неравномерного движения, скорости движения тел;

  • уметь принимать самостоятельные решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий, проявлять инициативу при изучении механического движения, взаимодействия тел;

Ученик научится:

  • распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: механическое движение, равномерное и неравномерное движение, относительность механического движения, инерция, взаимодействие тел, всемирное тяготение;

  • описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения); при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

  • анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон всемирного тяготения, закон Гука; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

  • различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка;

  • решать задачи, используя физические законы (закон Гука) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, время, масса тела, плотность вещества, объем тела, сила упругости, равнодействующая двух сил, направленных по одной прямой): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины;

  • распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;

  • понимать роль эксперимента в получении научной информации;

  • проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, сила, вес, сила трения скольжения, сила трения качения, объем, при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.

  • проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от его массы, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы, прижимающей тело к поверхности (нормального давления); при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;

  • проводить косвенные измерения физических величин: скорость, плотность тела, равнодействующая двух сил, действующих на тело и направленных в одну и противоположные стороны, при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;

  • ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы;

  • анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения; находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела;

  • понимать принципы действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;

  • переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот;

  • использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.


Ученик получит возможность научиться:

  • осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;

  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • сравнивать точность измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, сила, вес, объем, по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;

  • самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин: скорость, плотность тела, равнодействующая двух сил, действующих на тело и направленных в одну и противоположные стороны; выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;

  • воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

  • использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука и др.);

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.




Регулятивные:

  • овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о движении тел на основании личных наблюдений, практического опыта, понимания различий между теоретической моделью «равномерное движение» и реальным движением тел в окружающем мире;

  • овладеть навыками самостоятельной постановки цели, планирования хода эксперимента, самоконтроля и оценки результатов измерения при выполнении домашних экспериментальных заданий, лабораторных работ;

  • научиться самостоятельно искать, отбирать и анализировать информацию в сети Интернет, справочной литературе;

  • овладеть эвристическими методами решения проблем;


Познавательные:

  • воспринимать и переводить условия задач в символическую форму;

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • отбирать и анализировать информацию о взаимодействии тел с помощью Интернета;

  • уметь предвидеть возможные результаты, понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, между теоретической моделью и реальным объектом;

  • уметь проводить экспериментальную проверку выдвинутых гипотез;

  • овладеть познавательными универсальными учебными действиями при составлении сравнительных таблиц;



Коммуникативные:

  • развивать монологическую и диалогическую речь;

  • уметь воспринимать перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной формах, выражать свои мысли, слушать собеседника, принимать его точку зрения, отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию;

  • уметь работать в группе.

Проверка выполнения домашних заданий, самостоятельные работы, лабораторные работы № 3,4,5,6,7, опыты, презентации и доклады, контрольная работа № 2, зачет № 2.

Давление твердых тел, жидкостей и газов

20

  • сформировать познавательный интерес и творческую инициативу, самостоятельность в приобретении знаний о давлении твердых тел, жидкостей и газов, практические умения;

  • сформировать ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения;

  • использовать экспериментальный метод исследования при изучении давления;

  • уметь принимать самостоятельные решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий, проявлять инициативу при изучении давления твердых тел, жидкостей и газов;

Ученик научится:

  • распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: атмосферное давление, передача давления твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Земли, способы увеличения и уменьшения давления;

  • описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: давление, температура, площадь опоры, объем, сила, плотность; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

  • анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

  • решать задачи, используя физические законы (закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (масса тела, плотность вещества, сила, давление, давление на дно и стенки сосуда): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

  • распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;

  • понимать роль эксперимента в получении научной информации;

  • проводить прямые измерения физических величин: объем, атмосферное давление; при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений;

  • проводить косвенные измерения физических величин: давление жидкости на дно и стенки сосуда, сила Архимеда; при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;

  • проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: сила Архимеда от объема вытесненной телом воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда; при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;

  • ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы;

  • анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;

  • понимать принципы действия барометра-анероида, манометра, поршневого жидкостного насоса, гидравлического пресса, условия их безопасного использования в повседневной жизни;

  • использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.


Ученик получит возможность научиться:

  • осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;

  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;

  • воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

  • использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии;

  • различать границы применимости физических законов, понимать ограниченность использования частных законов (закон Архимеда и др.);

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Регулятивные:

  • овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о давлении твердых тел, жидкостей, газов на основании личных наблюдений;

  • овладеть навыками самостоятельной постановки цели, планирования хода эксперимента, самоконтроля и оценки результатов измерения при выполнении домашних экспериментальных заданий, лабораторных работ;

  • научиться самостоятельно искать, отбирать и анализировать информацию в сети Интернет, справочной литературе;


Познавательные:

  • воспринимать и переводить условия задач в символическую форму;

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • отбирать и анализировать информацию о давлении твердых тел, жидкостей, газов с помощью Интернета;

  • научиться оценивать результаты своей деятельности;

  • уметь предвидеть возможные результаты, понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, между теоретической моделью и реальным объектом;

  • уметь проводить экспериментальную проверку выдвинутых гипотез;


Коммуникативные:

  • развивать монологическую и диалогическую речь;

  • уметь воспринимать перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной формах, выражать свои мысли, слушать собеседника, принимать его точку зрения, отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию;

  • уметь работать в группе.

Проверка выполнения домашних заданий, самостоятельные работы, лабораторные работы № 8,9, опыты, презентации и доклады, зачет № 3.

Работа и мощность. Энергия

13

  • сформировать познавательный интерес и творческую инициативу, самостоятельность в приобретении знаний, практические умения;

  • сформировать ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения;

  • стимулировать использование экспериментального метода использования при изучении простых механизмов;

  • уметь принимать самостоятельные решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий, проявлять инициативу при изучении работы, мощности, энергии;

Ученик научится:

  • распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равновесие твердых тел, имеющих закрепленную ось вращения, превращение одного вида кинетической энергии в другой;

  • описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: сила, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД при совершении работы с использованием простого механизма; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

  • анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения энергии; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

  • решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии) и формулы, связывающие физические величины (кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, условие равновесия сил на рычаге, момент силы): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины;

  • распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;

  • ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы;

  • понимать роль эксперимента в получении научной информации;

  • проводить прямые измерения физических величин: расстояние, сила); при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.

  • проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;

  • проводить косвенные измерения физических величин: определение соотношения сил и плеч для равновесия рычага; при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;

  • анализировать ситуации практико-ориентирован-ного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;

  • понимать принципы действия рычага, блока, наклонной плоскости, условия их безопасного использования в повседневной жизни;

  • использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.


Ученик получит возможность научиться:

  • осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;

  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;

  • самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;

  • воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

  • использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии);

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки

Регулятивные:

  • овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний на основании личных наблюдений, практического опыта;

  • овладеть навыками самостоятельной постановки цели, планирования хода эксперимента, самоконтроля и оценки результатов измерения при выполнении домашних экспериментальных заданий, лабораторных работ;

  • научиться самостоятельно искать, отбирать и анализировать информацию в сети Интернет, справочной литературе;


Познавательные:

  • воспринимать и переводить условия задач в символическую форму;

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • отбирать и анализировать информацию о скорости движения тел с помощью Интернета;

  • уметь предвидеть возможные результаты, понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, между теоретической моделью и реальным объектом;

  • уметь проводить экспериментальную проверку выдвинутых гипотез;


Коммуникативные:

  • развивать монологическую и диалогическую речь;

  • уметь воспринимать перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной формах, выражать свои мысли, слушать собеседника, принимать его точку зрения, отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию;

  • уметь работать в группе.

Проверка выполнения домашних заданий, самостоятельные работы, лабораторные работы № 10,11, опыты, презентации и доклады, зачет № 4.

Обобщающее повторение

3

  • сформировать ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения;

  • уметь принимать самостоятельные решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий, проявлять инициативу при изучении работы, мощности, энергии;




Регулятивные:

  • научиться самостоятельно искать, отбирать и анализировать информацию в сети Интернет, справочной литературе;


Познавательные:

  • воспринимать и переводить условия задач в символическую форму;

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • отбирать и анализировать информацию о скорости движения тел с помощью Интернета;

Коммуникативные:

  • развивать монологическую и диалогическую речь;

  • уметь воспринимать перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной формах, выражать свои мысли, слушать собеседника, принимать его точку зрения, отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию;

  • уметь работать в группе.

Итоговая контрольная работа, презентации и доклады




Поурочное планирование


, п/п

дата

Тема урока

Основное содержание темы,

термины и понятия.

Демонстрации.

Лабораторный опыт (эксперимент).

Лабораторные, практические работы

Характеристика основных видов

деятельности (предметный результат)

Виды

контроля

Использование ПО, ЦОР,

учебного оборудования

1. Физика и физические методы изучения природы (5 ч.)

1/1




§ 1-2. Что изучает физика.

Некоторые физические термины.



Роль науки в жизни человека. Предмет физики. Физическое тело. Вещество. Материя. Физические явления: механические, электрические, магнитные, тепловые, звуковые, световые.

Демонстрации:

  • Правила техники безопасности.

  • Движение шарика по наклонной плоскости.

  • Звучание камертона.

  • Колебания математического маятника.

  • Нагревание спирали электрическим током.

  • Свечение нити электрической лампы.

  • Показ наборов тел и веществ.

  • Объяснять, описывать физические явления, отличать физические явления от химических;

  • проводить наблюдения физических явлений, анализировать и классифицировать их;

  • соблюдать правила техники безопасности при работе в кабинете физики.

Беседа по изученному материалу

Что изучает физика?

Некоторые физические термины.

Оборудование: коробок спичек, свеча, весы, барометр, секундомер, термометр, шарик, желоб, электрическая спираль, маятник, линза, экран, компас, набор магнитов, компьютер, проектор.

2/2




§ 3-4. Наблюдения и опыты.

Физические величины. Измерение физических величин

Основные методы изучения физики1 (наблюдения, опыты, измерения, гипотеза, вывод), их различие. Понятие о физической величине. Международная система единиц СИ. Простейшие измерительные приборы.

Демонстрации:

  • Измерительные приборы: линейка, мензурка, измерительный цилиндр, термометр, секундомер, вольтметр и др.

Опыты:

  • Измерение размеров тел

  • Измерение расстояний.

  • Измерение объема жидкости.

  • Измерение времени между ударами пульса.

  • Различать методы изучения физики;

  • проводить наблюдения и опыты;

  • измерять расстояние, промежутки времени, обрабатывать результаты измерений;

  • определять цену деления шкалы измерительного цилиндра;

  • определять объем жидкости с помощью измерительного цилиндра;

  • обрабатывать результаты измерений, представлять их в виде таблиц;

  • обобщать и делать выводы;

  • переводить значения физических величин в СИ.

Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы

Наблюдение и опыт

Физические величины и действия над ними

Мир, в котором мы живем

Оборудование: измерительная линейка, секундомер демонстрационный, термометр, амперметр демонстрационный и лабораторный, транспортир. линейка, мензурка, секундомер, термометр, другие измерительные приборы, компьютер, проектор.

3/3




§ 5. Точность и погрешность измерений. Лабораторная работа № 1. «Определение цены деления измерительного прибора»

Цена деления шкалы прибора. Нахождение погрешности измерения.

Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора»

  • Определять цену деления любого измерительного прибора, представлять результаты измерений в виде таблиц;

  • определять погрешность измерения, записывать результат измерения с учетом погрешности;

  • анализировать результаты по определению цены деления измерительного прибора, делать выводы;

  • работать в группе.

Лабораторная работа: наличие правильной записи результатов прямых измерений, ответа в единицах СИ, вывода.

Измерение и точность измерения

Оборудование: измерительный цилиндр, стакан с водой, небольшая колба и другие сосуды, компьютер, проектор.

4/4




§ 6. Физика и техника

Современные достижения науки. Роль физики и ученых нашей страны в развитии технического прогресса. Влияние технологических процессов на окружающую среду.

Демонстрации:

  • Современные технические и бытовые приборы.

  • Комплект портретов.




  • Выделять основные этапы развития физической науки и называть выдающихся ученых;

  • определять место физики, делать выводы о развитии физической науки и ее достижениях;

  • составлять план презентации;

  • участвовать в дискуссии, кратко и четко отвечать на вопросы;

  • понимать влияние технологических процессов на окружающую среду;

  • использовать справочную литературу и технологические ресурсы.

Фронтальный опрос. Беседа. Презентации учащихся.

Тематическая таблица «Космический корабль «Восток»

Комплект портретов.

Оборудование: компьютер, проектор.


5/5




Обобщающий урок по теме «Физика и физические методы изучения природы». Контрольная работа № 1 по теме «Физика и физические методы изучения природы»

Физика и физические методы изучения природы.

Контрольная работа № 1 по теме «Физика и физические методы изучения природы»

  • применять полученные знания для решения физических задач.

Контрольная работа № 1




2. Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч.)

6/1




§7-9. Строение вещества.

Молекулы.

Броуновское движение

Представления о строении вещества. Опыты, подтверждающие, что все вещества состоят из отдельных частиц. Молекула – мельчайшая частица вещества. Размеры молекул.

Демонстрации:

  • Модели молекул воды и кислорода.

  • Модель хаотического движения молекул в газе.

  • Изменение объема твердого тела и жидкости при нагревании.

  • Смешивание спирта и воды.

  • Смешивание гороха и манной крупы.

  • Растворение кристалликов марганцовки в воде.

  • Сцепление твердых тел.

  • Объяснять опыты, подтверждающие молекулярное строение вещества, броуновское движение;

  • схематически изображать молекулы воды и кислорода;

  • определять размер малых тел;

  • сравнивать размеры молекул разных веществ: воды, воздуха;

  • объяснять: основные свойства молекул, физические явления на основе знаний о строении вещества.

Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы

Строение вещества

Молекулы и атомы

Броуновское движение

Таблица Менделеева

Модели молекул воды и кислорода.

Модель хаотического движения молекул в газе.

Образцы кристаллических тел.

Модель строения кристаллических тел

Оборудование: модели молекул воды и кислорода, модель хаотического движения молекул в газе, воздушный шарик, мензурки, вода, марганец., горох, манная крупа, компьютер, проектор.

7/2




Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел»

Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел»

  • Измерять размеры малых тел методом рядов, различать способы измерения размеров малых тел;

  • представлять результаты измерений в виде таблиц;

  • выполнять исследовательский эксперимент по определению размеров малых тел, делать выводы;

  • оценивать границы погрешностей результатов измерений;

  • использовать полученные знания о способах измерения физических величин в быту;

  • работать в группе.

Лабораторная работа: наличие правильной записи результатов прямых измерений, ответа в единицах СИ, вывода.

Оборудование: линейка, горох, иголка.

8/3




§ 10-11. Движение молекул.

Взаимодействие молекул.

Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах. Связь скорости диффузии и температуры тела. Физический смысл взаимодействия молекул. Существование сил взаимного притяжения и отталкивания молекул. Явление смачивания и несмачивания тел.

Демонстрации:

  • Распространение запаха духов.

  • Диффузия в жидкостях и газах.

  • Модели строения кристаллических тел, образцы кристаллических тел.

  • Разламывание хрупкого тела и соединение его частей.

  • Сжатие и выпрямление упругого тела, сцепление твердых тел.

  • Смачивание стеклянной пластинки.

  • Несмачивание птичьего пера.

Опыты:

  • Обнаружение действия сил молекулярного.притяжения

  • Объяснять явление диффузии и зависимость скорости ее протекания от температуры тела;

  • приводить примеры диффузии в окружающем мире;

  • анализировать результаты опытов по движению молекул и диффузии;

  • проводить и объяснять опыты по обнаружению сил взаимного притяжения и отталкивания молекул;

  • наблюдать и исследовать явление смачивания и несмачивания тел, объяснять данные явления на основе знаний о взаимодействии молекул;

  • проводить эксперимент по обнаружению действия сил молекулярного притяжения, делать выводы

Физический диктант. Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы.

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах

Взаимное притяжение и отталкивание молекул

Взаимодействие молекул (электронное приложение)

Таблица «Поверхностное натяжение»

Видеофильм «Диффузия в газах».

Видеофильм «Молекулярное притяжение».

Оборудование: образцы кристаллических тел, духи, аромалампа, модель строения кристаллических тел, емкость с водой, стеклянные пластинки, динамометр, птичье перо, компьютер, проектор.


9/4




§ 12-13. Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел.

Агрегатные состояния вещества. Особенности трех агрегатных состояний вещества. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярного строения.

Демонстрации.

  • Сохранение жидкостью объема.

  • Изменение формы жидкости.

  • Заполнение газом всего предоставленного ему объема.

  • Обнаружение воздуха в пространстве.

  • Сохранение твердым телом формы.

  • Доказывать наличие различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;

  • приводить примеры практического использования свойств веществ в различных агрегатных состояниях;

  • выполнять исследовательский эксперимент по изменению агрегатного состояния воды, анализировать его и делать выводы.

Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Задания на соответствие.

Агрегатные состояния вещества

Оборудование: модель кристаллической решетки, стакан с водой, сосуды различной формы, полиэтиленовый мешок, компьютер, проектор.


10/5




Зачет № 1 по теме «Первоначальные

сведения о строении вещества»

Зачет № 1 по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»

Применять полученные знания при решении физических задач, исследовательском эксперименте и на практике.

Зачет № 1: теоретический, практический, экспериментальный этапы.




3. Взаимодействие тел (22 ч.)

11/1




§ 14-15. Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

Механическое движение - самый простой вид движения. Траектория движения тела, путь. Основные единицы пути в СИ. Равномерное и неравномерное движение. Относительность движения.

Демонстрации:

  • Равномерное движение поплавка в трубке с водой.

  • Равномерное и неравномерное движение шарика по желобу.

  • Относительность движения с использованием заводного автомобиля.

  • Траектория движения мела по доске.

  • Движение шарика, подвешенного на нитке.

  • определять траекторию движения тела;

  • переводить основную единицу пути в км, мм, см, дм;

  • различать равномерное и неравномерное движение;

  • доказывать относительность движения;

  • определять тело, относительно которого происходит движение;

  • проводить эксперимент по изучению механического движения, сравнивать опытные данные, делать выводы.

Фронтальный опрос. Задания на соответствие.

Механическое движение,

Равномерное и неравномерное движение,

Равномерное движение поплавка в трубке с водой (электронное приложение)

Видеофильм «Скатывание тележки»

Оборудование: лабораторный комплект по механике, заводной автомобиль, компьютер, проектор.


12/2




§ 16. Скорость.

Единицы скорости.

Скорость равномерного и неравномерного движения. Векторные и скалярные физические величины. Единицы измерения скорости. Определение скорости. Решение задач.

Демонстрации:

  • Движение заводного автомобиля по горизонтальной поверхности.

Опыты:

  • Измерение скорости равномерного прямолинейного движения.

  • рассчитывать скорость тела при равномерном и среднюю скорость при неравномерном движении;

  • выражать скорость в км/ч, м/с;

  • анализировать таблицу скоростей движения некоторых тел;

  • определять среднюю скорость движения заводного автомобиля;

  • графически изображают скорость, описывать равномерное движение;

  • применять знания из курса географии, математики.

Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы.

Скорость равномерного прямолинейного движения

Скорость неравномерного прямолинейного движения

Видеофильм «Средняя скорость тела»

Оборудование: лабораторный комплект по механике, заводной автомобиль, компьютер, проектор.


§ 32-33. Сила трения. Трение покоя.

§ 51. Закон Архимеда.

Закон Архимеда. Плавание тел. Решение задач.

Демонстрации:

  • Опыт с ведерком Архимеда.

Опыты:

  • Зависимость силы, выталкивающей тело из жидкости, от плотности жидкости и объема погруженного тела

  • Выводить формулу для определения выталкивающей силы;

  • рассчитывать силу Архимеда;

  • указывать причины, от которых зависит сила Архимеда;

  • работать с текстом учебника, анализировать формулы, обобщать и делать выводы;

  • анализировать опыт с ведерком Архимеда.

Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Презентации учащихся

Закон Архимеда

История открытия закона Архимеда

Оборудование: сосуд с водой, набор «Ведерко Архимеда», стаканы с водой и насыщенным раствором соли в воде, лабораторный комплект по механике, компьютер, проектор.

46/14




Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

  • Опытным путем обнаруживать выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее тело;

  • рассчитывать выталкивающую силу по данным эксперимента;

  • работать в группе.

Лабораторная работа: наличие правильной записи результатов прямых измерений, ответа в единицах СИ, вывода.

Оборудование: лабораторный комплект по механике, стаканы с водой и насыщенным раствором соли в воде, компьютер, проектор.

47/15




§ 52. Плавание тел.

Условия плавания тел. Зависимость глубины погружения тела в жидкость от его плотности. Решение задач

Демонстрации:

  • Плавание в жидкости тел различных плотностей.

  • Объяснять причины плавания тел;

  • приводить примеры плавания различных тел и живых организмов;

  • конструировать прибор для демонстрации гидростатического давления;

  • применять знания из курса биологии, географии, природоведения при объяснении плавания тел.

Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Решение задач

Плавание тел

Принцип плавания судов (электронное приложение)

Оборудование: тела различной плотности, сосуды с водой, компьютер, проектор.

48/16




Решение задач по темам «Архимедова сила», «Условия плавания тел».

Решение задач по темам «Архимедова сила», «Условия плавания тел».

  • Рассчитывать силу Архимеда;

  • анализировать результаты, полученные при решении задач.

Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Решение задач различного типа и уровня сложности




49/17




Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

  • На опыте выяснить условия, при которых тело плавает, всплывает, тонет в жидкости;

  • работать в группе.

Лабораторная работа: наличие правильной записи результатов прямых измерений, ответа в единицах СИ, вывода.

Оборудование: весы с разновесами, измерительный цилиндр, пробирка-поплавок с пробкой, сухой песок.

50/18




§ 53-54. Плавание судов. Воздухоплавание.

Физические основы плавания судов и воздухоплавания. Водный и воздушный транспорт. Решение задач.

Демонстрации:

  • Плавание кораблика из фольги.

  • Изменение осадки кораблика при увеличении массы груза в нем.

  • Объяснять условия плавания судов;

  • приводить примеры плавания и воздухоплавания;

  • объяснять изменение осадки судна;

  • применять на практике знания условий плавания судов и воздухоплавания.

Работа с текстом и оформление конспекта. Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Решение задач

Плавание тел

Видеофильм «Воздухоплавание»

Оборудование: сосуд с водой, кораблик из фольги, мелкие грузы, компьютер, проектор.

51/19




Решение задач по темам «Архимедова сила», «Плавание тел», «Плавание судов.

Воздухоплавание».

Решение задач по темам «Архимедова сила», «Плавание тел», «Плавание судов. Воздухоплавание».

  • Применять знания из курса математики, географии при решении задач.

Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Решение задач различного типа и уровня сложности

Путешествие на воздушном шаре

Оборудование: компьютер, проектор.

52/20




Зачет № 3 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

Зачет № 3 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

  • Применять знания к решению физических задач в исследовательском эксперименте и на практике.

Зачет № 3: теоретический, практический, экспериментальный этапы.




5. Работа и мощность. Энергия (13 ч.)

53/1




§ 55. Механическая работа. Единицы работы.

Механическая работа, ее физический смысл. Единица работы. Решение задач.

Демонстрации:

  • Равномерное движение бруска по горизонтальной поверхности, движение бруска в вертикальном положении на одинаковые расстояния.

  • Вычислять механическую работу;

  • определять условия, необходимые для совершения механической работы;

  • устанавливать зависимость между механической работой, силой и пройденным путем.

Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Решение задач

Механическая работа. Единицы работы

Оборудование: лабораторный комплект по механике, компьютер, проектор.

54/2




§ 56. Мощность. Единицы мощности.

Мощность - характеристика скорости выполнения работы. Единицы мощности. Анализ табличных данных. Решение задач.

Демонстрации:

  • Определение мощности, развиваемой учеником при ходьбе.

  • Вычислять мощность по известной работе;

  • приводить примеры единиц мощности различных приборов и технических устройств;

  • анализировать мощности различных приборов;

  • выражать мощность в различных единицах;

  • проводить исследования мощности технических устройств, делать выводы.

Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Решение задач

Мощность. Единицы мощности

Оборудование: компьютер, проектор.

55/3




§ 57-58. Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

Простые механизмы. Рычаг. Основные понятия рычага: точка опоры, точка приложения сил, плечо силы. Условия равновесия рычага. Решение задач.

Демонстрации:

  • Равновесие тела, имеющего ось вращения

  • Применять условия равновесия рычага в практических целях: подъем и перемещение груза;

  • определять плечо силы;

  • решать графические задачи.

Работа с текстом и оформление конспекта. Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Решение задач

Простые механизмы. Наклонная плоскость

Рычаг. Момент силы

Оборудование: рычаг, лабораторный комплект по механике, компьютер, проектор.

56/4




§ 59. Момент силы.

Момент силы - физическая величина, характеризующая действие силы. Правило моментов. Единица момента силы. Решение качественных задач.

Демонстрации:

  • Условия равновесия рычага.

  • Определение момента силы.

  • Приводить примеры, иллюстрирующие, как момент силы характеризует действие силы, зависящее и от модуля силы, и от ее плеча;

  • работать с текстом учебника, обобщать и делать выводы об условиях равновесия рычага.

Работа с текстом и оформление конспекта. Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Решение задач

Рычаг. Момент силы

Применение правила моментов к рычагу (электронное приложение)

Оборудование: рычаг, лабораторный комплект по механике, компьютер, проектор.

57/5




§ 60. Рычаги в технике, быту и природе. Лабораторная работа № 10 «Выяснение условия равновесия рычага».

Демонстрации:

Устройство и действие рычажных весов.

Лабораторная работа № 10 «Выяснение условия равновесия рычага».

  • Проверять опытным путем, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии;

  • проверять на опыте правило моментов;

  • применять знания из курса биологии, математики, технологии;

  • работать в группе.

Презентации учащихся.

Лабораторная работа: наличие рисунка, правильной записи результатов прямых измерений, ответа в единицах СИ, вывода.

Видеофильм «Момент силы. Рычаги в природе, технике, быту»

Оборудование: рычаг, лабораторный комплект по механике, компьютер, проектор.

58/6




§ 61-62. Блоки. «Золотое правило» механики.

Подвижный и неподвижный блоки - простые механизмы. Равенство работ при использовании простых механизмов. Суть «золотого правила» механики. Решение задач.

Демонстрации:

  • Подвижный и неподвижный блоки.

  • Приводить примеры применения неподвижного и подвижного блоков на практике;

  • сравнивать действие подвижного и неподвижного блоков;

  • работать с текстом учебника;

  • анализировать опыты с подвижным и неподвижным блоками и делать выводы.

Работа с текстом и оформление конспекта. Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Решение задач

Блок и система блоков

«Золотое правило» механики

Оборудование: лабораторный комплект по механике, компьютер, проектор.

59/7




Решение задач по теме «Условия равновесия рычага».

Решение задач по теме «Условия равновесия рычага».

  • Применять знания из курса физики, математики, биологии;

  • анализировать результаты, полученные при решении задач.

Решение задач




60/8




§ 63. Центр тяжести тела.

Центр тяжести тела. Центр тяжести различных твердых тел. Решение задач.

Опыты:

  • Нахождение центра тяжести плоского тела.

  • Находить центр тяжести плоского тела;

  • работать с текстом учебника;

  • анализировать результаты опытов по нахождению центра тяжести плоского тела и делать выводы;

  • применять знания к решению физических задач.

Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы.

Видеофильм «Центр тяжести тела. Условия равновесия тел»

Оборудование: картон, иголка, отвес, компьютер, проектор

61/9




§ 64. Условия равновесия тел.

Статика - раздел механики, изучающий условия равновесия тел.

Демонстрации:

  • Устойчивое, неустойчивое и безразличное равновесия тел.

  • Устанавливать вид равновесия по изменению положения центра тяжести тела;

  • приводить примеры различных видов равновесия, встречающихся в быту;

  • работать с текстом учебника;

  • применять на практике знания об условии равновесия тел.

Работа с текстом и оформление конспекта. Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Решение задач

Видеофильм «Центр тяжести тела. Условия равновесия тел»

Оборудование: призма наклоняющаяся с отвесом, компьютер, проектор.

62/10




§ 65. Коэффициент полезного действия механизмов. Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».

Понятие о полезной и полной работе. КПД механизма. Наклонная плоскость. Определение ее КПД.

Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».

  • Опытным путем устанавливать, что полезная работа, выполняемая с помощью простого механизма, меньше полной;

  • анализировать КПД различных механизмов;

  • работать в группе.

Лабораторная работа: наличие рисунка, правильной записи результатов прямых измерений, ответа в единицах СИ, вывода.

Коэффициент полезного действия механизма

Оборудование: лабораторный комплект по механике, трибометр, компьютер, проектор.

63/11




§ 66-67. Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия.

Понятие энергии. Потенциальная энергия. Зависимость потенциальной энергии тела, поднятого над землей, от его массы и высоты подъема. Кинетическая энергия. Зависимость кинетической энергии от массы тела и его скорости. Решение задач.

Демонстрации:

  • Совершение работы сжатой пружиной.

Опыты:

  • Изучение кинетической энергии.

  • Изучение потенциальной энергии.

  • Приводить примеры тел, обладающих потенциальной, кинетической энергией;

  • работать с текстом учебника;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • устанавливать зависимость между работой и энергией.

Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Решение задач

Энергия

Потенциальная энергия

Кинетическая энергия

Оборудование: лабораторный комплект по механике, компьютер, проектор.

64/12




§ 68. Превращение одного вида механической энергии в другой.

Переход одного вида механической энергии в другой. Переход энергии от одного тела к другому. Решение задач.

Демонстрации:

  • Падение шарика на металлическую плиту.

  • Маятник Максвелла.

  • Исследование превращения механической энергии.

  • Приводить примеры: превращения энергии из одного вида в другой; тел, обладающих одновременно и кинетической и потенциальной энергией;

  • работать с текстом учебника.

Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Презентации учащихся. Решение задач

Закон сохранения механической энергии

Источники энергии. Вечные двигатели

Демонстрация закона сохранения энергии на примере пружинного маятника (электронное приложение)

Демонстрация закона сохранения энергии на примере движения мяча в поле тяжести (электронное приложение)

Оборудование: лабораторный комплект по механике, компьютер, проектор.

65/13




Зачет № 4 по теме «Работа и мощность. Энергия».

Зачет № 4 по теме «Работа и мощность. Энергия».

  • Применять знания к решению физических задач в исследовательском эксперименте и на практике.

Зачет № 4: теоретический, практический, экспериментальный этапы.




6. Обобщающее повторение (3 ч.)

66/1




Повторение пройденного материала

Обобщение курса физики 7 класса.

  • Применение знаний к решению задач.

Решение задач различного типа и уровня сложности.




67/2




Итоговая контрольная работа

Итоговая контрольная работа

  • Применение знаний к решению задач.

Итоговая контрольная работа.




68/3




Подведение итогов учебного года

Подведение итогов учебного года.

  • Демонстрировать презентации;

  • выступать с докладами;

  • участвовать в обсуждении докладов и презентаций.

Презентации учащихся, беседа.