Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.
10. Выяснение условия равновесия рычага.
11. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Название разделов, тем
| Кол-во
часов
| Планируемые результаты
| Контроль
|
личностные
| предметные
| метапредметные
|
Введение
| 5
| -
сформировать познавательный интерес к предмету, уверенность в возможности познания природы, необходимости разумного использования достижений науки и техники, уважение к творцам науки, чувство патриотизма;
-
сформировать самостоятельность в приобретении знаний о физических явлениях: механических, электрических, магнитных, тепловых, звуковых, световых;
-
сформировать познавательные интересы и творческие способности при изучении физических приборов и способов измерения физических величин (СИ, старинные меры длины, веса, объема);
-
научиться самостоятельно приобретать знания о способах измерения физических величин и практической значимости изученного материала;
-
использовать экспериментальный метод исследования;
-
уважительно относиться друг к другу и к учителю.
| Ученик научится:
-
соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
-
понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;
-
понимать роль эксперимента в получении научной информации;
-
проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, температура; при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.
-
использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.
Ученик получит возможность научиться:
-
осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
-
сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;
-
воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
-
создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
-
использовать полученные навыки измерений в быту;
-
понимать роли ученых нашей страны в развитии современной физики и влиянии на технический и социальный прогресс.
| Регулятивные:
-
овладеть навыками постановки целей, планирования;
-
научиться понимать различия между теоретическими моделями и реальными объектами, овладеть регулятивными универсальными действиями для объяснения явлений природы (радуга, затмение, расширение тел при нагревании);
-
овладеть эвристическими методами при решении проблем (переход жидкости в пар или в твердое состояние и переход вещества из твердого состояния в газообразное, минуя жидкое);
-
овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о длине, объеме, времени, температуре;
-
овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний при определении цены деления и объема, постановки цели, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности; о создателях современных технологических приборов и устройств;
Познавательные:
-
формировать умения воспринимать и перерабатывать информацию в символической форме при переводе физических величин;
-
формировать умения воспринимать, перерабатывать и воспроизводить информацию в словесной и образной форме;
-
формировать навыки самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием Интернета, справочной литературы для подготовки презентаций;
Коммуникативные:
-
развивать монологическую и диалогическую речь;
-
уметь выражать свои мысли, слушать собеседника, понимать его точку зрения, отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию;
-
научиться работать в паре при измерении длины, высоты, частоты пульса;
-
уметь работать в группе.
| Проверка выполнения домашних заданий, лабораторная работа №1, опыты, презентации и доклады, контрольная работа № 1.
|
Первоначальные сведения о строении вещества
| 5
| -
сформировать познавательный интерес к предмету, убежденность в познаваемости природы, самостоятельность в приобретении практических умений;
-
сформировать интеллектуальные и творческие способности, развивать инициативу;
-
сформировать способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
-
сформировать ценностные отношения друг к другу, к учителю, к результатам обучения;
-
научиться пользоваться экспериментальным методом исследования при измерении размеров малых тел;
-
принимать и обосновывать решения, самостоятельно оценивать результаты своих действий;
-
сформировать убежденность в необходимости разумного использования достижений науки и технологий.
| Ученик научится:
-
понимать природу физических явлений: расширение тел при нагревании, диффузия в газах, жидкостях и твердых телах, смачивание и несмачивание тел большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;
-
ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел при изучении скорости протекания диффузии от температуры, исследования зависимости смачивания и несмачивания тел от строения вещества, выявления степени сжимаемости жидкости и газа; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; проводить опыт и формулировать выводы.
-
понимать роль эксперимента в получении научной информации;
-
проводить прямые измерения физических величин: расстояние, объем, при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.
-
проводить косвенные измерения физических величин: вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений при измерении размеров малых тел, объема;
-
применять знания о строении вещества и молекулы на практике;
Ученик получит возможность научиться:
-
использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
-
сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;
-
самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;
-
воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
-
использовать полученные знания о способах измерения физических величин, о диффузии и скорости ее протекания, о взаимодействии молекул, свойств веществ в различных агрегатных состояниях в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды), приводить примеры.
| Регулятивные:
-
овладеть навыками самостоятельной постановки цели, планирования хода эксперимента, самоконтроля и оценки результатов измерения размеров малых тел;
-
овладеть эвристическими методами решения проблем, навыками объяснения явления диффузии;
-
овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о взаимодействии молекул на примере изменения формы тела при растяжении и сжатии упругого тела, об агрегатном состоянии вещества на Земле и планетах Солнечной системы;
Познавательные:
-
овладеть познавательными универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения строения вещества и молекулы, явления диффузии в газах, жидкостях и твердых телах, взаимодействия молекул и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез с помощью опытов;
-
уметь предвидеть возможные результаты, понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, между моделями (модель броуновского движения, молекулы воды, кислорода) и реальными объектами;
-
уметь предвидеть возможные результаты своих действий при изменении формы жидкости, обнаружении воздуха в окружающем пространстве;
-
овладеть познавательными универсальными учебными действиями при составлении сравнительных таблиц;
Коммуникативные:
-
развивать монологическую и диалогическую речь;
-
уметь воспринимать перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной формах, выражать свои мысли, слушать собеседника, принимать его точку зрения, отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию;
-
уметь работать в группе
| Проверка выполнения домашних заданий, самостоятельные работы, лабораторная работа № 2, опыты, презентации и доклады, зачет № 1.
|
Взаимодействие тел
| 22
| -
сформировать познавательный интерес и творческую инициативу, самостоятельность в приобретении знаний о механическом движении, о взаимодействии тел, практические умения;
-
сформировать ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения;
-
стимулировать использование экспериментального метода использования при изучении равномерного и неравномерного движения, скорости движения тел;
-
уметь принимать самостоятельные решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий, проявлять инициативу при изучении механического движения, взаимодействия тел;
| Ученик научится:
-
распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: механическое движение, равномерное и неравномерное движение, относительность механического движения, инерция, взаимодействие тел, всемирное тяготение;
-
описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения); при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
-
анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон всемирного тяготения, закон Гука; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
-
различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка;
-
решать задачи, используя физические законы (закон Гука) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, время, масса тела, плотность вещества, объем тела, сила упругости, равнодействующая двух сил, направленных по одной прямой): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины;
-
распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
-
понимать роль эксперимента в получении научной информации;
-
проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, сила, вес, сила трения скольжения, сила трения качения, объем, при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.
-
проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от его массы, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы, прижимающей тело к поверхности (нормального давления); при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
-
проводить косвенные измерения физических величин: скорость, плотность тела, равнодействующая двух сил, действующих на тело и направленных в одну и противоположные стороны, при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;
-
ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы;
-
анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения; находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела;
-
понимать принципы действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
-
переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот;
-
использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.
Ученик получит возможность научиться:
-
осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
-
использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
-
сравнивать точность измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, сила, вес, объем, по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;
-
самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин: скорость, плотность тела, равнодействующая двух сил, действующих на тело и направленных в одну и противоположные стороны; выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;
-
воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
-
создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
-
использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах;
-
различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука и др.);
-
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
| Регулятивные:
-
овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о движении тел на основании личных наблюдений, практического опыта, понимания различий между теоретической моделью «равномерное движение» и реальным движением тел в окружающем мире;
-
овладеть навыками самостоятельной постановки цели, планирования хода эксперимента, самоконтроля и оценки результатов измерения при выполнении домашних экспериментальных заданий, лабораторных работ;
-
научиться самостоятельно искать, отбирать и анализировать информацию в сети Интернет, справочной литературе;
-
овладеть эвристическими методами решения проблем;
Познавательные:
-
воспринимать и переводить условия задач в символическую форму;
-
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
-
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
-
отбирать и анализировать информацию о взаимодействии тел с помощью Интернета;
-
уметь предвидеть возможные результаты, понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, между теоретической моделью и реальным объектом;
-
уметь проводить экспериментальную проверку выдвинутых гипотез;
-
овладеть познавательными универсальными учебными действиями при составлении сравнительных таблиц;
Коммуникативные:
-
развивать монологическую и диалогическую речь;
-
уметь воспринимать перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной формах, выражать свои мысли, слушать собеседника, принимать его точку зрения, отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию;
-
уметь работать в группе.
| Проверка выполнения домашних заданий, самостоятельные работы, лабораторные работы № 3,4,5,6,7, опыты, презентации и доклады, контрольная работа № 2, зачет № 2.
|
Давление твердых тел, жидкостей и газов
| 20
| -
сформировать познавательный интерес и творческую инициативу, самостоятельность в приобретении знаний о давлении твердых тел, жидкостей и газов, практические умения;
-
сформировать ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения;
-
использовать экспериментальный метод исследования при изучении давления;
-
уметь принимать самостоятельные решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий, проявлять инициативу при изучении давления твердых тел, жидкостей и газов;
| Ученик научится:
-
распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: атмосферное давление, передача давления твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Земли, способы увеличения и уменьшения давления;
-
описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: давление, температура, площадь опоры, объем, сила, плотность; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
-
анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
-
решать задачи, используя физические законы (закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (масса тела, плотность вещества, сила, давление, давление на дно и стенки сосуда): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
-
распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
-
понимать роль эксперимента в получении научной информации;
-
проводить прямые измерения физических величин: объем, атмосферное давление; при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений;
-
проводить косвенные измерения физических величин: давление жидкости на дно и стенки сосуда, сила Архимеда; при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;
-
проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: сила Архимеда от объема вытесненной телом воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда; при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
-
ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы;
-
анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
-
понимать принципы действия барометра-анероида, манометра, поршневого жидкостного насоса, гидравлического пресса, условия их безопасного использования в повседневной жизни;
-
использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.
Ученик получит возможность научиться:
-
осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
-
использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
-
самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;
-
воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
-
создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
-
использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии;
-
различать границы применимости физических законов, понимать ограниченность использования частных законов (закон Архимеда и др.);
-
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
| Регулятивные:
-
овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о давлении твердых тел, жидкостей, газов на основании личных наблюдений;
-
овладеть навыками самостоятельной постановки цели, планирования хода эксперимента, самоконтроля и оценки результатов измерения при выполнении домашних экспериментальных заданий, лабораторных работ;
-
научиться самостоятельно искать, отбирать и анализировать информацию в сети Интернет, справочной литературе;
Познавательные:
-
воспринимать и переводить условия задач в символическую форму;
-
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
-
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
-
отбирать и анализировать информацию о давлении твердых тел, жидкостей, газов с помощью Интернета;
-
научиться оценивать результаты своей деятельности;
-
уметь предвидеть возможные результаты, понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, между теоретической моделью и реальным объектом;
-
уметь проводить экспериментальную проверку выдвинутых гипотез;
Коммуникативные:
-
развивать монологическую и диалогическую речь;
-
уметь воспринимать перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной формах, выражать свои мысли, слушать собеседника, принимать его точку зрения, отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию;
-
уметь работать в группе.
| Проверка выполнения домашних заданий, самостоятельные работы, лабораторные работы № 8,9, опыты, презентации и доклады, зачет № 3.
|
Работа и мощность. Энергия
| 13
| -
сформировать познавательный интерес и творческую инициативу, самостоятельность в приобретении знаний, практические умения;
-
сформировать ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения;
-
стимулировать использование экспериментального метода использования при изучении простых механизмов;
-
уметь принимать самостоятельные решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий, проявлять инициативу при изучении работы, мощности, энергии;
| Ученик научится:
-
распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равновесие твердых тел, имеющих закрепленную ось вращения, превращение одного вида кинетической энергии в другой;
-
описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: сила, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД при совершении работы с использованием простого механизма; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
-
анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения энергии; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
-
решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии) и формулы, связывающие физические величины (кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, условие равновесия сил на рычаге, момент силы): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины;
-
распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
-
ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы;
-
понимать роль эксперимента в получении научной информации;
-
проводить прямые измерения физических величин: расстояние, сила); при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.
-
проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
-
проводить косвенные измерения физических величин: определение соотношения сил и плеч для равновесия рычага; при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;
-
анализировать ситуации практико-ориентирован-ного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
-
понимать принципы действия рычага, блока, наклонной плоскости, условия их безопасного использования в повседневной жизни;
-
использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.
Ученик получит возможность научиться:
-
осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
-
использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
-
сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;
-
самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;
-
воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
-
создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
-
использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах;
-
различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии);
-
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки
| Регулятивные:
-
овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний на основании личных наблюдений, практического опыта;
-
овладеть навыками самостоятельной постановки цели, планирования хода эксперимента, самоконтроля и оценки результатов измерения при выполнении домашних экспериментальных заданий, лабораторных работ;
-
научиться самостоятельно искать, отбирать и анализировать информацию в сети Интернет, справочной литературе;
Познавательные:
-
воспринимать и переводить условия задач в символическую форму;
-
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
-
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
-
отбирать и анализировать информацию о скорости движения тел с помощью Интернета;
-
уметь предвидеть возможные результаты, понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, между теоретической моделью и реальным объектом;
-
уметь проводить экспериментальную проверку выдвинутых гипотез;
Коммуникативные:
-
развивать монологическую и диалогическую речь;
-
уметь воспринимать перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной формах, выражать свои мысли, слушать собеседника, принимать его точку зрения, отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию;
-
уметь работать в группе.
| Проверка выполнения домашних заданий, самостоятельные работы, лабораторные работы № 10,11, опыты, презентации и доклады, зачет № 4.
|
Обобщающее повторение
| 3
| -
сформировать ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения;
-
уметь принимать самостоятельные решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий, проявлять инициативу при изучении работы, мощности, энергии;
|
| Регулятивные:
-
научиться самостоятельно искать, отбирать и анализировать информацию в сети Интернет, справочной литературе;
Познавательные:
-
воспринимать и переводить условия задач в символическую форму;
-
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
-
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
-
отбирать и анализировать информацию о скорости движения тел с помощью Интернета;
Коммуникативные:
-
развивать монологическую и диалогическую речь;
-
уметь воспринимать перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной формах, выражать свои мысли, слушать собеседника, принимать его точку зрения, отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию;
| Итоговая контрольная работа, презентации и доклады
|
№, п/п
| дата
| Тема урока
| Основное содержание темы,
термины и понятия.
Демонстрации.
Лабораторный опыт (эксперимент).
Лабораторные, практические работы
| Характеристика основных видов
деятельности (предметный результат)
| Виды
контроля
| Использование ПО, ЦОР,
учебного оборудования
|
1. Физика и физические методы изучения природы (5 ч.)
|
1/1
|
| § 1-2. Что изучает физика.
Некоторые физические термины.
| Роль науки в жизни человека. Предмет физики. Физическое тело. Вещество. Материя. Физические явления: механические, электрические, магнитные, тепловые, звуковые, световые.
Демонстрации:
-
Правила техники безопасности.
-
Движение шарика по наклонной плоскости.
-
Звучание камертона.
-
Колебания математического маятника.
-
Нагревание спирали электрическим током.
-
Свечение нити электрической лампы.
-
Показ наборов тел и веществ.
| -
Объяснять, описывать физические явления, отличать физические явления от химических;
-
проводить наблюдения физических явлений, анализировать и классифицировать их;
-
соблюдать правила техники безопасности при работе в кабинете физики.
| Беседа по изученному материалу
| Что изучает физика?
Некоторые физические термины.
Оборудование: коробок спичек, свеча, весы, барометр, секундомер, термометр, шарик, желоб, электрическая спираль, маятник, линза, экран, компас, набор магнитов, компьютер, проектор.
|
2/2
|
| § 3-4. Наблюдения и опыты.
Физические величины. Измерение физических величин
| Основные методы изучения физики1 (наблюдения, опыты, измерения, гипотеза, вывод), их различие. Понятие о физической величине. Международная система единиц СИ. Простейшие измерительные приборы.
Демонстрации:
-
Измерительные приборы: линейка, мензурка, измерительный цилиндр, термометр, секундомер, вольтметр и др.
Опыты:
-
Измерение размеров тел
-
Измерение расстояний.
-
Измерение объема жидкости.
-
Измерение времени между ударами пульса.
| -
Различать методы изучения физики;
-
проводить наблюдения и опыты;
-
измерять расстояние, промежутки времени, обрабатывать результаты измерений;
-
определять цену деления шкалы измерительного цилиндра;
-
определять объем жидкости с помощью измерительного цилиндра;
-
обрабатывать результаты измерений, представлять их в виде таблиц;
-
обобщать и делать выводы;
-
переводить значения физических величин в СИ.
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы
| Наблюдение и опыт
Физические величины и действия над ними
Мир, в котором мы живем
Оборудование: измерительная линейка, секундомер демонстрационный, термометр, амперметр демонстрационный и лабораторный, транспортир. линейка, мензурка, секундомер, термометр, другие измерительные приборы, компьютер, проектор.
|
3/3
|
| § 5. Точность и погрешность измерений. Лабораторная работа № 1. «Определение цены деления измерительного прибора»
| Цена деления шкалы прибора. Нахождение погрешности измерения.
Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора»
| -
Определять цену деления любого измерительного прибора, представлять результаты измерений в виде таблиц;
-
определять погрешность измерения, записывать результат измерения с учетом погрешности;
-
анализировать результаты по определению цены деления измерительного прибора, делать выводы;
-
работать в группе.
| Лабораторная работа: наличие правильной записи результатов прямых измерений, ответа в единицах СИ, вывода.
| Измерение и точность измерения
Оборудование: измерительный цилиндр, стакан с водой, небольшая колба и другие сосуды, компьютер, проектор.
|
4/4
|
| § 6. Физика и техника
| Современные достижения науки. Роль физики и ученых нашей страны в развитии технического прогресса. Влияние технологических процессов на окружающую среду.
Демонстрации:
-
Современные технические и бытовые приборы.
-
Комплект портретов.
| -
Выделять основные этапы развития физической науки и называть выдающихся ученых;
-
определять место физики, делать выводы о развитии физической науки и ее достижениях;
-
составлять план презентации;
-
участвовать в дискуссии, кратко и четко отвечать на вопросы;
-
понимать влияние технологических процессов на окружающую среду;
-
использовать справочную литературу и технологические ресурсы.
| Фронтальный опрос. Беседа. Презентации учащихся.
| Тематическая таблица «Космический корабль «Восток»
Комплект портретов.
Оборудование: компьютер, проектор.
|
5/5
|
| Обобщающий урок по теме «Физика и физические методы изучения природы». Контрольная работа № 1 по теме «Физика и физические методы изучения природы»
| Физика и физические методы изучения природы.
Контрольная работа № 1 по теме «Физика и физические методы изучения природы»
| -
применять полученные знания для решения физических задач.
| Контрольная работа № 1
|
|
2. Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч.)
|
6/1
|
| §7-9. Строение вещества.
Молекулы.
Броуновское движение
| Представления о строении вещества. Опыты, подтверждающие, что все вещества состоят из отдельных частиц. Молекула – мельчайшая частица вещества. Размеры молекул.
Демонстрации:
-
Модели молекул воды и кислорода.
-
Модель хаотического движения молекул в газе.
-
Изменение объема твердого тела и жидкости при нагревании.
-
Смешивание спирта и воды.
-
Смешивание гороха и манной крупы.
-
Растворение кристалликов марганцовки в воде.
-
Сцепление твердых тел.
| -
Объяснять опыты, подтверждающие молекулярное строение вещества, броуновское движение;
-
схематически изображать молекулы воды и кислорода;
-
определять размер малых тел;
-
сравнивать размеры молекул разных веществ: воды, воздуха;
-
объяснять: основные свойства молекул, физические явления на основе знаний о строении вещества.
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы
| Строение вещества
Молекулы и атомы
Броуновское движение
Таблица Менделеева
Модели молекул воды и кислорода.
Модель хаотического движения молекул в газе.
Образцы кристаллических тел.
Модель строения кристаллических тел
Оборудование: модели молекул воды и кислорода, модель хаотического движения молекул в газе, воздушный шарик, мензурки, вода, марганец., горох, манная крупа, компьютер, проектор.
|
7/2
|
| Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел»
| Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел»
| -
Измерять размеры малых тел методом рядов, различать способы измерения размеров малых тел;
-
представлять результаты измерений в виде таблиц;
-
выполнять исследовательский эксперимент по определению размеров малых тел, делать выводы;
-
оценивать границы погрешностей результатов измерений;
-
использовать полученные знания о способах измерения физических величин в быту;
-
работать в группе.
| Лабораторная работа: наличие правильной записи результатов прямых измерений, ответа в единицах СИ, вывода.
| Оборудование: линейка, горох, иголка.
|
8/3
|
| § 10-11. Движение молекул.
Взаимодействие молекул.
| Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах. Связь скорости диффузии и температуры тела. Физический смысл взаимодействия молекул. Существование сил взаимного притяжения и отталкивания молекул. Явление смачивания и несмачивания тел.
Демонстрации:
-
Распространение запаха духов.
-
Диффузия в жидкостях и газах.
-
Модели строения кристаллических тел, образцы кристаллических тел.
-
Разламывание хрупкого тела и соединение его частей.
-
Сжатие и выпрямление упругого тела, сцепление твердых тел.
-
Смачивание стеклянной пластинки.
-
Несмачивание птичьего пера.
Опыты:
-
Обнаружение действия сил молекулярного.притяжения
| -
Объяснять явление диффузии и зависимость скорости ее протекания от температуры тела;
-
приводить примеры диффузии в окружающем мире;
-
анализировать результаты опытов по движению молекул и диффузии;
-
проводить и объяснять опыты по обнаружению сил взаимного притяжения и отталкивания молекул;
-
наблюдать и исследовать явление смачивания и несмачивания тел, объяснять данные явления на основе знаний о взаимодействии молекул;
-
проводить эксперимент по обнаружению действия сил молекулярного притяжения, делать выводы
| Физический диктант. Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы.
| Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах
Взаимное притяжение и отталкивание молекул
Взаимодействие молекул (электронное приложение)
Таблица «Поверхностное натяжение»
Видеофильм «Диффузия в газах».
Видеофильм «Молекулярное притяжение».
Оборудование: образцы кристаллических тел, духи, аромалампа, модель строения кристаллических тел, емкость с водой, стеклянные пластинки, динамометр, птичье перо, компьютер, проектор.
|
9/4
|
| § 12-13. Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел.
| Агрегатные состояния вещества. Особенности трех агрегатных состояний вещества. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярного строения.
Демонстрации.
-
Сохранение жидкостью объема.
-
Изменение формы жидкости.
-
Заполнение газом всего предоставленного ему объема.
-
Обнаружение воздуха в пространстве.
-
Сохранение твердым телом формы.
| -
Доказывать наличие различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;
-
приводить примеры практического использования свойств веществ в различных агрегатных состояниях;
-
выполнять исследовательский эксперимент по изменению агрегатного состояния воды, анализировать его и делать выводы.
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Задания на соответствие.
| Агрегатные состояния вещества
Оборудование: модель кристаллической решетки, стакан с водой, сосуды различной формы, полиэтиленовый мешок, компьютер, проектор.
|
10/5
|
| Зачет № 1 по теме «Первоначальные
сведения о строении вещества»
| Зачет № 1 по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»
| Применять полученные знания при решении физических задач, исследовательском эксперименте и на практике.
| Зачет № 1: теоретический, практический, экспериментальный этапы.
|
|
3. Взаимодействие тел (22 ч.)
|
11/1
|
| § 14-15. Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.
| Механическое движение - самый простой вид движения. Траектория движения тела, путь. Основные единицы пути в СИ. Равномерное и неравномерное движение. Относительность движения.
Демонстрации:
-
Равномерное движение поплавка в трубке с водой.
-
Равномерное и неравномерное движение шарика по желобу.
-
Относительность движения с использованием заводного автомобиля.
-
Траектория движения мела по доске.
-
Движение шарика, подвешенного на нитке.
| -
определять траекторию движения тела;
-
переводить основную единицу пути в км, мм, см, дм;
-
различать равномерное и неравномерное движение;
-
доказывать относительность движения;
-
определять тело, относительно которого происходит движение;
-
проводить эксперимент по изучению механического движения, сравнивать опытные данные, делать выводы.
| Фронтальный опрос. Задания на соответствие.
| Механическое движение,
Равномерное и неравномерное движение,
Равномерное движение поплавка в трубке с водой (электронное приложение)
Видеофильм «Скатывание тележки»
Оборудование: лабораторный комплект по механике, заводной автомобиль, компьютер, проектор.
|
12/2
|
| § 16. Скорость.
Единицы скорости.
| Скорость равномерного и неравномерного движения. Векторные и скалярные физические величины. Единицы измерения скорости. Определение скорости. Решение задач.
Демонстрации:
-
Движение заводного автомобиля по горизонтальной поверхности.
Опыты:
-
Измерение скорости равномерного прямолинейного движения.
| -
рассчитывать скорость тела при равномерном и среднюю скорость при неравномерном движении;
-
выражать скорость в км/ч, м/с;
-
анализировать таблицу скоростей движения некоторых тел;
-
определять среднюю скорость движения заводного автомобиля;
-
графически изображают скорость, описывать равномерное движение;
-
применять знания из курса географии, математики.
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы.
| Скорость равномерного прямолинейного движения
Скорость неравномерного прямолинейного движения
Видеофильм «Средняя скорость тела»
Оборудование: лабораторный комплект по механике, заводной автомобиль, компьютер, проектор.
|
§ 51. Закон Архимеда.
Закон Архимеда. Плавание тел. Решение задач.
Демонстрации:
-
Опыт с ведерком Архимеда.
Опыты:
-
Зависимость силы, выталкивающей тело из жидкости, от плотности жидкости и объема погруженного тела
| -
Выводить формулу для определения выталкивающей силы;
-
рассчитывать силу Архимеда;
-
указывать причины, от которых зависит сила Архимеда;
-
работать с текстом учебника, анализировать формулы, обобщать и делать выводы;
-
анализировать опыт с ведерком Архимеда.
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Презентации учащихся
| Закон Архимеда
История открытия закона Архимеда
Оборудование: сосуд с водой, набор «Ведерко Архимеда», стаканы с водой и насыщенным раствором соли в воде, лабораторный комплект по механике, компьютер, проектор.
| 46/14
|
| Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».
| Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»
| -
Опытным путем обнаруживать выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее тело;
-
рассчитывать выталкивающую силу по данным эксперимента;
-
работать в группе.
| Лабораторная работа: наличие правильной записи результатов прямых измерений, ответа в единицах СИ, вывода.
| Оборудование: лабораторный комплект по механике, стаканы с водой и насыщенным раствором соли в воде, компьютер, проектор.
|
47/15
|
| § 52. Плавание тел.
| Условия плавания тел. Зависимость глубины погружения тела в жидкость от его плотности. Решение задач
Демонстрации:
-
Плавание в жидкости тел различных плотностей.
| -
Объяснять причины плавания тел;
-
приводить примеры плавания различных тел и живых организмов;
-
конструировать прибор для демонстрации гидростатического давления;
-
применять знания из курса биологии, географии, природоведения при объяснении плавания тел.
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Решение задач
| Плавание тел
Принцип плавания судов (электронное приложение)
Оборудование: тела различной плотности, сосуды с водой, компьютер, проектор.
|
48/16
|
| Решение задач по темам «Архимедова сила», «Условия плавания тел».
| Решение задач по темам «Архимедова сила», «Условия плавания тел».
| -
Рассчитывать силу Архимеда;
-
анализировать результаты, полученные при решении задач.
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Решение задач различного типа и уровня сложности
|
|
49/17
|
| Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».
| Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».
| -
На опыте выяснить условия, при которых тело плавает, всплывает, тонет в жидкости;
-
работать в группе.
| Лабораторная работа: наличие правильной записи результатов прямых измерений, ответа в единицах СИ, вывода.
| Оборудование: весы с разновесами, измерительный цилиндр, пробирка-поплавок с пробкой, сухой песок.
|
50/18
|
| § 53-54. Плавание судов. Воздухоплавание.
| Физические основы плавания судов и воздухоплавания. Водный и воздушный транспорт. Решение задач.
Демонстрации:
-
Плавание кораблика из фольги.
-
Изменение осадки кораблика при увеличении массы груза в нем.
| -
Объяснять условия плавания судов;
-
приводить примеры плавания и воздухоплавания;
-
объяснять изменение осадки судна;
-
применять на практике знания условий плавания судов и воздухоплавания.
| Работа с текстом и оформление конспекта. Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Решение задач
| Плавание тел
Видеофильм «Воздухоплавание»
Оборудование: сосуд с водой, кораблик из фольги, мелкие грузы, компьютер, проектор.
|
51/19
|
| Решение задач по темам «Архимедова сила», «Плавание тел», «Плавание судов.
Воздухоплавание».
| Решение задач по темам «Архимедова сила», «Плавание тел», «Плавание судов. Воздухоплавание».
| -
Применять знания из курса математики, географии при решении задач.
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Решение задач различного типа и уровня сложности
| Путешествие на воздушном шаре
Оборудование: компьютер, проектор.
|
52/20
|
| Зачет № 3 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».
| Зачет № 3 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».
| -
Применять знания к решению физических задач в исследовательском эксперименте и на практике.
| Зачет № 3: теоретический, практический, экспериментальный этапы.
|
|
5. Работа и мощность. Энергия (13 ч.)
|
53/1
|
| § 55. Механическая работа. Единицы работы.
| Механическая работа, ее физический смысл. Единица работы. Решение задач.
Демонстрации:
-
Равномерное движение бруска по горизонтальной поверхности, движение бруска в вертикальном положении на одинаковые расстояния.
| -
Вычислять механическую работу;
-
определять условия, необходимые для совершения механической работы;
-
устанавливать зависимость между механической работой, силой и пройденным путем.
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Решение задач
| Механическая работа. Единицы работы
Оборудование: лабораторный комплект по механике, компьютер, проектор.
|
54/2
|
| § 56. Мощность. Единицы мощности.
| Мощность - характеристика скорости выполнения работы. Единицы мощности. Анализ табличных данных. Решение задач.
Демонстрации:
-
Определение мощности, развиваемой учеником при ходьбе.
| -
Вычислять мощность по известной работе;
-
приводить примеры единиц мощности различных приборов и технических устройств;
-
анализировать мощности различных приборов;
-
выражать мощность в различных единицах;
-
проводить исследования мощности технических устройств, делать выводы.
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Решение задач
| Мощность. Единицы мощности
Оборудование: компьютер, проектор.
|
55/3
|
| § 57-58. Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.
| Простые механизмы. Рычаг. Основные понятия рычага: точка опоры, точка приложения сил, плечо силы. Условия равновесия рычага. Решение задач.
Демонстрации:
-
Равновесие тела, имеющего ось вращения
| -
Применять условия равновесия рычага в практических целях: подъем и перемещение груза;
-
определять плечо силы;
-
решать графические задачи.
| Работа с текстом и оформление конспекта. Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Решение задач
| Простые механизмы. Наклонная плоскость
Рычаг. Момент силы
Оборудование: рычаг, лабораторный комплект по механике, компьютер, проектор.
|
56/4
|
| § 59. Момент силы.
| Момент силы - физическая величина, характеризующая действие силы. Правило моментов. Единица момента силы. Решение качественных задач.
Демонстрации:
-
Условия равновесия рычага.
-
Определение момента силы.
| -
Приводить примеры, иллюстрирующие, как момент силы характеризует действие силы, зависящее и от модуля силы, и от ее плеча;
-
работать с текстом учебника, обобщать и делать выводы об условиях равновесия рычага.
| Работа с текстом и оформление конспекта. Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Решение задач
| Рычаг. Момент силы
Применение правила моментов к рычагу (электронное приложение)
Оборудование: рычаг, лабораторный комплект по механике, компьютер, проектор.
|
57/5
|
| § 60. Рычаги в технике, быту и природе. Лабораторная работа № 10 «Выяснение условия равновесия рычага».
| Демонстрации:
Устройство и действие рычажных весов.
Лабораторная работа № 10 «Выяснение условия равновесия рычага».
| -
Проверять опытным путем, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии;
-
проверять на опыте правило моментов;
-
применять знания из курса биологии, математики, технологии;
-
работать в группе.
| Презентации учащихся.
Лабораторная работа: наличие рисунка, правильной записи результатов прямых измерений, ответа в единицах СИ, вывода.
| Видеофильм «Момент силы. Рычаги в природе, технике, быту»
Оборудование: рычаг, лабораторный комплект по механике, компьютер, проектор.
|
58/6
|
| § 61-62. Блоки. «Золотое правило» механики.
| Подвижный и неподвижный блоки - простые механизмы. Равенство работ при использовании простых механизмов. Суть «золотого правила» механики. Решение задач.
Демонстрации:
-
Подвижный и неподвижный блоки.
| -
Приводить примеры применения неподвижного и подвижного блоков на практике;
-
сравнивать действие подвижного и неподвижного блоков;
-
работать с текстом учебника;
-
анализировать опыты с подвижным и неподвижным блоками и делать выводы.
| Работа с текстом и оформление конспекта. Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Решение задач
| Блок и система блоков
«Золотое правило» механики
Оборудование: лабораторный комплект по механике, компьютер, проектор.
|
59/7
|
| Решение задач по теме «Условия равновесия рычага».
| Решение задач по теме «Условия равновесия рычага».
| -
Применять знания из курса физики, математики, биологии;
-
анализировать результаты, полученные при решении задач.
| Решение задач
|
|
60/8
|
| § 63. Центр тяжести тела.
| Центр тяжести тела. Центр тяжести различных твердых тел. Решение задач.
Опыты:
-
Нахождение центра тяжести плоского тела.
| -
Находить центр тяжести плоского тела;
-
работать с текстом учебника;
-
анализировать результаты опытов по нахождению центра тяжести плоского тела и делать выводы;
-
применять знания к решению физических задач.
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы.
| Видеофильм «Центр тяжести тела. Условия равновесия тел»
Оборудование: картон, иголка, отвес, компьютер, проектор
|
61/9
|
| § 64. Условия равновесия тел.
| Статика - раздел механики, изучающий условия равновесия тел.
Демонстрации:
-
Устойчивое, неустойчивое и безразличное равновесия тел.
| -
Устанавливать вид равновесия по изменению положения центра тяжести тела;
-
приводить примеры различных видов равновесия, встречающихся в быту;
-
работать с текстом учебника;
-
применять на практике знания об условии равновесия тел.
| Работа с текстом и оформление конспекта. Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Решение задач
| Видеофильм «Центр тяжести тела. Условия равновесия тел»
Оборудование: призма наклоняющаяся с отвесом, компьютер, проектор.
|
62/10
|
| § 65. Коэффициент полезного действия механизмов. Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».
| Понятие о полезной и полной работе. КПД механизма. Наклонная плоскость. Определение ее КПД.
Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».
| -
Опытным путем устанавливать, что полезная работа, выполняемая с помощью простого механизма, меньше полной;
-
анализировать КПД различных механизмов;
-
работать в группе.
| Лабораторная работа: наличие рисунка, правильной записи результатов прямых измерений, ответа в единицах СИ, вывода.
| Коэффициент полезного действия механизма
Оборудование: лабораторный комплект по механике, трибометр, компьютер, проектор.
|
63/11
|
| § 66-67. Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия.
| Понятие энергии. Потенциальная энергия. Зависимость потенциальной энергии тела, поднятого над землей, от его массы и высоты подъема. Кинетическая энергия. Зависимость кинетической энергии от массы тела и его скорости. Решение задач.
Демонстрации:
-
Совершение работы сжатой пружиной.
Опыты:
-
Изучение кинетической энергии.
-
Изучение потенциальной энергии.
| -
Приводить примеры тел, обладающих потенциальной, кинетической энергией;
-
работать с текстом учебника;
-
устанавливать причинно-следственные связи;
-
устанавливать зависимость между работой и энергией.
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Решение задач
| Энергия
Потенциальная энергия
Кинетическая энергия
Оборудование: лабораторный комплект по механике, компьютер, проектор.
|
64/12
|
| § 68. Превращение одного вида механической энергии в другой.
| Переход одного вида механической энергии в другой. Переход энергии от одного тела к другому. Решение задач.
Демонстрации:
-
Падение шарика на металлическую плиту.
-
Маятник Максвелла.
-
Исследование превращения механической энергии.
| -
Приводить примеры: превращения энергии из одного вида в другой; тел, обладающих одновременно и кинетической и потенциальной энергией;
-
работать с текстом учебника.
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Презентации учащихся. Решение задач
| Закон сохранения механической энергии
Источники энергии. Вечные двигатели
Демонстрация закона сохранения энергии на примере пружинного маятника (электронное приложение)
Демонстрация закона сохранения энергии на примере движения мяча в поле тяжести (электронное приложение)
Оборудование: лабораторный комплект по механике, компьютер, проектор.
|
65/13
|
| Зачет № 4 по теме «Работа и мощность. Энергия».
| Зачет № 4 по теме «Работа и мощность. Энергия».
| -
Применять знания к решению физических задач в исследовательском эксперименте и на практике.
| Зачет № 4: теоретический, практический, экспериментальный этапы.
|
|
6. Обобщающее повторение (3 ч.)
|
66/1
|
| Повторение пройденного материала
| Обобщение курса физики 7 класса.
| -
Применение знаний к решению задач.
| Решение задач различного типа и уровня сложности.
|
|
67/2
|
| Итоговая контрольная работа
| Итоговая контрольная работа
| -
Применение знаний к решению задач.
| Итоговая контрольная работа.
|
|
68/3
|
| Подведение итогов учебного года
| Подведение итогов учебного года.
| -
Демонстрировать презентации;
-
выступать с докладами;
-
участвовать в обсуждении докладов и презентаций.
| Презентации учащихся, беседа.
|
|