Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 202
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УДК 376-056.2 16+
ББК 74.5
К89
К89 | Кузнецова Л. А. Технология. Ручной труд. Методические рекомендации. 1–4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Л. А. Кузнецова. – М. : Просвещение, 2020. – 369 с. Данное пособие является сопровождением к учебникам линии «Технология. Ручной труд» для детей с ограниченными возможностями здоровья 1–4 классов, осваивающих содержание предметной области «Технологии» в соответствии с требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Составной частью методических рекомендаций является рабочая программа с описанием содержания курса, личностных и предметных результатов обучения и тематическим планированием. Пособие адресовано педагогам, обеспечивающим реализацию требований ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также студентам дефектологических факультетов. |
УДК 376-056.2
ББК 74.5
© Издательство «Просвещение», 2020
© Художественное оформление.
Издательство «Просвещение», 2020
Все права защищены
Содержание
К учителям ………………………………………………………………..… 4
К родителям ………………………………………………..……………..… 6
Часть 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА НА УРОКАХ РУЧНОГО ТРУДА В 1–4 КЛАССАХ .….... 8
-
Работа с учебно-методическим комплектом ………………………... 8 -
Работа с иллюстративными материалами учебников и рабочих тетрадей ………………………………………………………………. 16
Часть 2. ОБУЧЕНИЕ РУЧНОМУ ТРУДУ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 21
2.1. Задачи и содержание обучения ручному труду обучающихся с интеллектуальными нарушениями ………………………………………... 21
2.2. Организация и оборудование уроков технологии ………………… 34
2.3. Примерное годовое планирование уроков в 1—4 классах ……….. 44
Пример Рабочей программы по учебному предмету «Технология. Ручной труд» для курса 1–4 классов
……………………………..….... 165
Планируемые результаты освоения учебного предмета по итогам обучения в 1–4 классах …………………………………………...……………….…. 165
Содержание учебного курса «Технология. Ручной труд» в 1–4 классах 168
Тематическое планирование в 1–4 классах …………………………..…. 176 1 класс (66 часов) ……………………………………………………176
2 класс (34 часа) ……………..……………………………………… 221
3 класс (34 часа) ……………..……………………………………… 260
4 класс (34 часа) ……………………………..……………………… 293
Приложение 1. Примерное содержание отдельных уроков …………….. 340
Приложение 2. Индивидуальная карта ……………………..…………….. 357
Приложение 3. Индивидуальная карта личностного развития …………. 362
Приложение 4. Словарь терминов ..………………………………………. 363
Приложение 5. Литература ..………………………………………………. 368
К учителям
Уважаемые коллеги!
Все вы знаете, что труд — это основа любых культурных достижений, один из важнейших видов деятельности в жизни человека.
В педагогике огромное значение придается ручному труду. В нем заложены неиссякаемые резервы развития личности ребенка, он является благоприятным условием обучения и воспитания детей, формирования необходимых трудовых и художественных умений и навыков, способствует социальной адаптации ребенка в современном обществе и окружающей его предметно-бытовой среде.
Особую значимость ручной труд приобретает в обучении и воспитании детей с интеллектуальными нарушениями. Учитель-дефектолог обязан помнить обо всех трудностях и достижениях каждого ребенка и тщательно подбирать задания и организовывать его труд с тем, чтобы учить тому, что для него представляет истинную ценность. В этой нелегкой педагогической работе учитель сталкивается с рядом трудностей: с несовершенством методической организации уроков по ручному труду в младших классах; с отсутствием полиграфических дидактических материалов, рационального планирования уроков, целенаправленного подбора объектов труда, соответствующих возможностям этих детей
, и с многими другими трудностями. В результате существенно снижается эффективность уроков ручного труда и ограничиваются возможности коррекционного воздействия на детей.
Для успешной организации уроков ручного труда необходима достаточная материально-техническая база в соответствии с характером и особенностями выполняемых практических работ. Рынок учебно-методической литературы включает программу по трудовому обучению и учебно-методический комплект (УМК) для начальных классов общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (автор Л. А. Кузнецова). В состав УМК входят учебники «Технология. Ручной труд» для 1—4 классов, рабочие тетради для обучающихся и методические рекомендации для учителей и родителей по организации и проведению уроков трудового обучения.
К родителям
Уважаемые родители!
Приобщение детей к труду, культуре, ценностям и нормам общества начинается в семье.
Родитель — профессия педагогическая. Определенный педагогический опыт есть у каждого. Как часто слышим мы просьбы от своих детей: «Поиграй со мной!», «Давай порисуем». И сколько радости они получают, когда наблюдают за тем, как вы вырезаете или складываете из бумаги разнообразные фигурки, делаете вместе с ними аппликацию, лепите из пластилина или мастерите игрушки. В это время вы поддерживаете интерес ребенка к различным видам изобразительной и трудовой деятельности.
К сожалению, зачастую ваша работа носит спонтанный и не совсем организованный характер. Вы привлекаете к этому процессу свой прошлый опыт, т. е. учите детей тому, что сохранилось в вашей памяти, или же просто используете полиграфическую продукцию (книжки-раскраски, книжки-самоделки и т. д.), при этом не всегда учитывая «зону ближайшего развития ребенка», т. е. реальность выполнения им того или иного изделия.
Работая со своим ребенком, внимательно присмотритесь к нему, оцените его индивидуальные способности. Ни в коем случае нельзя форсировать выполнение задания, упрекать его в том, что он что-либо не умеет, даже если это с легкостью делают другие дети. В случае затруднений подольше задержитесь на простых заданиях.
Очень важно оптимально скоординировать работу с учителем-дефектологом, чтобы избежать негативных последствий и рассогласованности в действиях. Включаясь в этот процесс, вы оказываете значительную помощь учителю, который занимается формированием трудовой деятельности в условиях школьного обучения, ведь интерес к ручному труду, рожденный на уроке и не имеющий продолжения за его пределами, обычно не приводит к нужным результатам.
Важную роль в трудовом обучении играет настоящий учебно-методический комплект, с которым школьник может работать как на уроке, так и дома во время закрепления пройденного материала.
Учебник и рабочая тетрадь помогут вам грамотно организовать работу со своим ребенком. Опираясь на программные материалы в учебнике и рабочей тетради, вам значительно легче будет сориентироваться в разнообразной полиграфической продукции для детей, а также выбрать в процессе занятий изделия, соответствующие возможностям вашего ребенка.
Важно не только научить ребенка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе. Нужно воспитывать у ребенка такие личностные качества, как аккуратность, самостоятельность, уверенность, активность, нужно учить ребенка критически оценивать свою работу и принимать критику со стороны без обид.
У каждого из вас есть творческий потенциал, который, несомненно, будет реализован в процессе развития учебной идеи, заложенной в данном учебно-методическом комплекте.
Желаю успешной работы!
Доцент кафедры олигофренопедагогики
РГПУ им. А. И. Герцена
Л. А. Кузнецова
ЧАСТЬ 1
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА
НА УРОКАХ РУЧНОГО ТРУДА В 1—4 КЛАССАХ
-
Работа с учебно-методическим комплектом
Применение УМК как средства наглядности на уроках ручного труда позволит существенно повысить уровень усвоения учебного материала школьниками, а следовательно, и эффективность начального трудового обучения в целом.
Ведущей идеей данного УМК для 1—4 классов является развитие личности ребенка в процессе формирования трудовой культуры, что согласуется с требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями и целью современного специального образования (введение в трудовую культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее).
УМК дает возможность усилить информационно-теоретическую часть, дающую доступную для школьников младшего возраста технико-технологическую картину мира и позволяющую организовать работу обучающихся по наблюдению, сравнению, обобщению знаний о материалах, об их видах, свойствах, использовании в разных сферах человеческой деятельности, о приемах обработки и др., тем самым повышая значение интеллектуальной части урока. В этом контексте познавательная часть урока дает школьникам не только знания о конкретном образце, но и доступную широкую информацию о материальной и духовной культуре. Таким образом, изделия становятся для обучающихся не целью изготовления, а прежде всего средством технологического и культурного познания мира.