ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



УДК 621.9-1/-9

РАСЧЕТ ДИСКОВОЙ МОДУЛЬНОЙ ФРЕЗЫ

ДЛЯ НАРЕЗАНИЯ КОСОЗУБОГО КОЛЕСА КЛАССИЧЕСКИМ (В SOLIDWORKS) И ДИСКРЕТНЫМ ТВЕРДОТЕЛЬНЫМ ТИПАМИ МОДЕЛИРОВАНИЯ

Введение. Для изготовления небольших партий косозубых колес и шлицевых валов с эволь-вентным профилем применяются дисковые фрезы. В отличие от прямозубых колес, когда профи-ли инструмента и впадины зубчатого колеса практически совпадают, в случае фрезерования ко-соз
убых колес такие профили никогда не совпадают ни в каком из возможных сечений. Послед-нее обстоятельство связано с явлением обката, вследствие чего расчет профиля инструмента требует применения сложных методик и математических зависимостей. Решению этой задачи посвящены сотни публикаций во всем мире, включая книги [1, 2]. Нередко сложность расчетов и трудности с их автоматизацией, обусловленные наличием трансцендентных уравнений, тригоноетрических зависимостей с множеством реальных и

мнимых корней, вызывают неприятие их у проектировщиков инструментов. Несмотря на это, подобные методы расчета продолжают разви-ваться и находят свое отражение в публикациях [312].

Другим способом расчета профиля подобных инструментов является применение графиче-ских подходов. Появившиеся компьютерные программы геометрического моделирования позво-ляют облегчить применение этих подходов [13]. Очевидно, что наиболее простым и привычным в настоящее время подходом для проектировщиков являетс
я применение классического твердоельного моделирования [14–20]. С использованием его решаются простые задачи [14, 15]. Поя-вилась возможность формировать сложные трехмерные объекты путем протягивания простых тел вдоль заданной кривой линии и решать, например, задачи зубодолбления прямозубых колес [14]. Такая возможность в частности появилась в такой распространенной программе, как

Solidworks с начала прошедшего десятилетия. Соответственно профиль дисковой фрезы можно
было
бы определить поворотом образуемой ею впадины вокруг оси фрезы. Далее применением операции твердотельного моделирования, а именно: разности тела в форме кругового цилиндра («заготовки» фрезы) и указанного трехмерного объекта, позволило бы получить тело фрезы, оганиченное его исходной инструментальной поверхностью. Последующее формирование в таком теле стружечных канавок и затылованных задних поверхностей позволило бы получить модель фрез, близкую к требуемой форме.

Однако попытки реализо