Файл: Урок благотворительности Доброе дело два века живет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок благотворительности
«Доброе дело два века живет»
Учитель начальных классов

МБОУ «ООШ» г. Кирсанова

Видяпина Валентина Владимировна
Цель: способствовать созданию условий для развития у обучающихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков.

Задачи:

  1. Расширить представления  обучающихся о добре и доброте с позиции нравственного смысла,  раскрыть понятия «благотворительность»,  «меценат»;

  2. Познакомить с идеями и историей благотворительности и меценатства в  России;

  3. Развивать исследовательские навыки, творческие способности обучающихся;

  4. Развивать умения решать творческие задачи, работать в группах;


Готовясь к занятию дети получили задания:

- найти в словарях значение таких слов, как «доброта», «забота», «защита», «благотворительность», «меценат»;

- подготовить для выразительного чтения стихи и рассказы по теме.

1. Учитель.

Человек так устроен, что умеет анализировать, отделять плохое от хорошего. Главное умение – научиться слушать себя и не давать волю злым чувствам, учиться их подавлять.

Научиться быть добрым чрезвычайно сложно, но необходимо. Дорога к добру нелегка. Поэтому важно осознавать свои действия и их результаты. Уметь быть благодарным людям, делающим вам добро. Недаром гласит русская пословица: «Доброе дело два века живет».

    Цель нашего занятия - выяснить, что такое «благотворительность», кого можно назвать «меценатом», и можем ли мы совершать благотворительные поступки?

    - Ребята, как вы понимаете значение таких слов, как «доброта», «забота», «защита», «благотворительность», «меценат»?

(Ответы детей)

      2. Чтение стихотворений, рассказов по теме. Обсуждение понятия «доброта».

- Как вы понимаете слово «добрый»? Каков его смысл?

- Можно ли человека заставить быть добрым?

- Можно ли стать добрым на время? Поразмышляйте.

Учитель.

- Согласны ли вы со словами Л.Н. Толстого: «В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для другого»?

Понятие «доброта» в толковом словаре С.И. Ожегова объясняется так: «Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление сделать добро другим».


- Как вы думаете, какими могут быть добрые дела?
Послушайте рассказ  В.В. Сухомлинского «Чтобы бабочка не укололась» и оцените поступок девочки.

           Маленькая Зоя гуляла в саду. Она подошла к акации. На акации острые-острые колючки.

Над акацией летает яркая бабочка. Ой, как же ей не страшно летать! Налетит на колючку, что же тогда будет?

Подошла Зоя к акации. Сломала одну колючку, вторую, третью.

Мама увидела и спрашивает:

- Что же ты делаешь, Зоя? Зачем колючки ломаешь?

- Чтобы бабочка не укололась, - ответила Зоя.
Вопросы для анализа рассказа:
- Как вы оцениваете поступок Зои?

- Поразмыслите, добро или зло принесла Зоя акации? Бабочке?

- Как бы вы поступили в таком случае?

- Какие добрые дела может сделать человек?

   3.Чтение учащимися сказки В.А. Сухомлинского «Как белочка дятла спасла».

    Среди зимы потеплело, пошел дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на елках. Нечего есть Дятлу. Сколько ни стучит о лед, до коры не достучится. Сколько ни бьет клювом шишку, зернышки не вылущиваются.

Сел Дятел на ель и плачет. Падают горючие слезы на снег, замерзают.

Увидела белочка из гнезда - Дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к Дятлу.

- Почему это ты дятел, плачешь?

- Нечего есть, Белочка…

Жалко стало Белочке дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку. Положила между стволом и веткой. Сел дятел возле шишки и начал молотить клювом.

А Белочка сидит возле дупла и радуется. И Бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется.
Вопросы для анализа:

- Какое чувство у вас возникло к героям сказки?

- Почему радуются Белочка и бельчата?

- Какое дело совершила Белка?

- Могла ли героиня поступить иначе? Чем бы это обернулось?

- Сегодня, ребята, хочу познакомить вас с вашим сверстником, скромным, молчаливым, добрым мальчиком Семой Пичугиным,  героем рассказа Е.Пермяка.  Послушайте…

1) Учитель читает  рассказ Е. Пермяка  «Пичугин мост».

2) Анализ произведения.

-  Ребята, как  вы думаете,  почему  мосты менялись, а  название   оставалось неизменным - «Пичугин»?

- О чём мечтали друзья  Семы?

- Какой мостик сделал Сёма?

- Для кого мальчик сделал мост?

- Каким был  Сёма?

(Ответы детей)

- Иногда, видя, как кто-то совершает  плохой поступок, мы часто восклицаем: «Да, есть ли  у него  сердце?!» Сердце есть у каждого. Но какое оно? Сёма добрый, отзывчивый, трудолюбивый, сердечный. В его сердце  живёт доброта, благородство, забота  о других.  Как бы вы назвали такого человека?



(Ответы детей)

  - Такого человека можно назвать благотворителем.

4. Анализ ситуаций.

Ситуации:
1). Ученик, возвращаясь из школы, увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.
2). Когда старушка-соседка попросила мальчика сходить в магазин и купить ей хлеба, он согласился, но заявил, что за это она должна ему чем-то отблагодарить.
- Кого из героев можно охарактеризовать как бескорыстного? Почему?

- Какая пословица подходит к данному рассказу?

(От добра - добра не  ищут. Скромность украшает героя).


- В заключение анализа этих рассказов хочется вспомнить народную мудрость: «Самое плохое  дело, имея возможность, не хотеть сделать добро тому, кто в нем нуждается». Доброта, добрые поступки, взаимопомощь, милосердие, внимание друг к другу, толерантность в нашем обществе живут по сей день. Часто по радио и телевидению звучат имена людей, которые не имеют возможности перечислить средства на благотворительные цели, но готовы поделиться последним, таких людей становится все больше. Кто-то купил пушистую сосенку и отнес в подарок детям детского дома, кто-то от души принесет баночки варенья жителям дома престарелых. Знаменитые музыканты проводят благотворительные концерты.

      5. Обсуждение понятия «благотворительность», «меценат».

На доске размещаются карточки с парами слов:

Благо – добро, польза;

Творить – делать.

- В старину добрые дела называли «благими». Посмотрите на карточки и скажите, как же тогда можно объяснить значение слова «благотворительность»?

- А теперь проверим, правильно ли мы объяснили значение этого слова.

«Благотворительность - это действия и поступки, направленные на общественную пользу».

- Когда  возникла благотворительность? Идеи благотворительности не новы для России, первые упоминания о благотворительности относятся к Х веку.
С давних времен на Руси соблюдали «закон десятины». Наши предки знали - десятую часть своего дохода надо отдать нуждающимся. Если ничего не даешь, то ничего не получаешь взамен.

«В рай входят святой милостыней, - говорили в старину .- Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего спасается». 

При монастырях и церквях появлялись 
бесплатные приюты, больницы для нищих. Накануне больших праздников русские цари рано утром делали тайные выходы и из собственных рук раздавали милостыню. Помогать материально- это самый простой вид помощи. Человек просто расстается с некоторой, не очень значительной для него суммой денег, и всё. Очень важно отдавать деньги, любовь, заботу, внимание легко, не жалея о подарке. –Как вы думаете, почему? (Б. обогащает нашу душу тысячекратно).
Но до сих пор эта тема остается актуальной, острой, востребованной.

- Как вы думаете, ребята, почему?

- Ребята, подумайте и скажите. Как можно назвать человека, который делает добрые дела, занимается благотворительной деятельностью?

(благотворитель)

- А кто-нибудь из вас делал добрые дела, творил благо?

- Что вы делали доброго и для кого? Как вы помогали людям?

(просто так, даром)

- А еще говорят «безвозмездно».

- Какие поступки можно назвать благотворительными?

(безвозмездные)

- Ребята, а кому можно и нужно, по вашему мнению оказывать благотворительную помощь?

(детскому саду, детскому дому, дому престарелых, школе и т. д.)

- А кто может быть благотворителем?

(один человек, родители, класс, школа, предприятие, завод и т. д.)

- Благотворительной деятельностью может заниматься как один человек, так и огромное предприятие.

Помощь крупных предприятий выражается в выделении крупных денежных средств на ремонт детских учреждений, на приобретение компьютеров в школу, на покупку игрушек и одежды в детские дома и др.

Благотворительность может быть направлена на охрану памятников культуры, на защиту окружающей среды.

Некоторые люди дают деньги на научные исследования, дарят книги, картины.

Таких богатых людей, которые поощряют развитие науки, искусства, совершают любые добрые дела и начинания, называют – Меценаты (на данном этапе учитель демонстрирует портреты и рассказывает о известных российских меценатах Третьякове, Морозове).

-Ребята, как вы думаете, какими качествами должны обладать меценаты?

     6.Объяснение смысла пословиц, комментирование.

Учитель.

- Ребята, очень много пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость.

- Какие пословицы и поговорки о доброте и добрых делах вы знаете?


Игра «Соберите пословицы из слов».

(Пословицы написаны на карточках и разрезаны на две части)
1. Не одежда красит человека, а его добрые дела.

2. Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

3. Не хвались серебром, а хвались добром.

4. Кто добро творит, того бог отблагодарит.

5. Худо тому, кто добра не творит никому.

6. Доброе дело питает и душу и тело.

7. Делай другим добро - будешь и сам без беды.

8. Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

9. За добрые дела добром платят.
- Как вы понимаете смысл народной пословицы «За добро добром и платят»? А если не заплатили, тогда как поступать?

Слово учителя.

- Давно уже замечено, что добрый человек всегда окружен искренними людьми. А это достоинство нельзя сравнить ни с какими материальными благами. Всем известно, что доброту нельзя купить за деньги. Добрый всегда найдет поддержку и утешение в радости других людей. Доброта – это как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Надо научиться быть добрыми ко всему окружающему.

   

9. Коллективное заполнение схемы «Благотворительность».

- Ребята, перед вами символичное изображение понятия «благотворительность» (в виде солнца). Нужно подумать и на­звать понятия, близкие по значению понятию «благотворитель­ность». Ответы мы впишем в лучики солнца.




- В каждом из вас есть маленькая частичка доброты. Как маленькое солнышко. Добрый человек – тот, кто любит людей, помогает им, с таким человеком комфортно везде. Добрый человек любит природу. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко.

                                Не стой в стороне равнодушно,

                                Когда у кого-то беда.

                                Рвануться на выручку нужно

                                В любую минуту всегда.

                                И если кому-то поможет

                                Твоя доброта и улыбка твоя,

                                Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

                                Что годы живешь ты не зря!
- Спешите делать добрые дела, ребята. И пусть вашим попутчиком в добром деле станет вот это наше солнышко.
Звучит песенка «Идем дорогою добра», сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова.

     


10. Практическое  домашнее задание: письмо маме…