Файл: План конспект проведения занятий с личным составом пч7 с. Шебалино по дисциплине Аварийноспасательные работы Тема 2 Проведение аварийноспасательных работ при дорожнотранспортных происшествиях.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
« УТВЕРЖДАЮ »
Начальник ПЧ№7 с. Шебалино
_______________ Е.В. Парошин
« __ » ________________ 202_г.
ПЛАН – КОНСПЕКТ
проведения занятий с личным составом ПЧ№7 с. Шебалино по дисциплине «Аварийно-спасательные работы»
Тема № 3.2: «Проведение аварийно-спасательных работ при дорожно-транспортных происшествиях»
Вид занятия: Теоретическое занятие. Отведенное время: 1 (ч).
Цель занятия: Приобретение личным составом подразделения навыков ведения действий при ДТП. Подготовка личного состава к умелым и слаженным действиям в составе пожарного, аварийно-спасательного расчета дежурной смены.
Литература, используемая при проведении занятия:
- приказ Минтруда России от 11.12.2020 N 881 н "Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях пожарной охраны".
- Справочник спасателя. Книга 4. «Спасательные работы при ликвидации ДТП» ВНИИ ГОЧС. М., 2006
Развернутый план занятия:
– Вводная часть 5 мин.
Построение, проверка, объявление темы, краткое объяснение задач и содержание занятий.
–Учебный вопрос № 1 – Основные понятия 80 мин.
Основными видами ДТП, при которых необходимо проведение АСР, являются столкновения, которые подразделяются на:
лобовое — столкновение ТС при встречном движении;
боковое — столкновение ТС с боковой стороной другого ТС;
касательное — столкновение ТС боковыми сторонами при встречном движении или движении в одном направлении;
опрокидывание — происшествие, при котором движущееся ТС опрокинулось;
наезд на стоящее ТС — происшествие, при котором движущееся ТС наехало на стоящее ТС, а также прицеп или полуприцеп;
наезд на препятствие — происшествие, при котором ТС наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т. д.).
Особые виды ДТП, при которых необходимо проведение АСР
Особые виды ДТП — ДТП, осложненные опасными факторами, требующими специальной подготовки спасателей или привлечения дополнительных сил и средств.
ДТП с падением ТС в воду— ДТП, при которых ТС по каким-либо причинам падают в реки, озера, море, проваливаются под лед и т.п.
ДТП с падением ТС с крутых склонов — ДТП, при которых ТС по каким-либо причинам срываются с крутых склонов и при падении, как правило, несколько раз переворачиваются, ударяясь о выступы скал, и пролетают 100–150 м и более. Иногда ТС взрываются. Сами ТС превращается в груду искореженного металла.
ДТП на участке железной дороги — ДТП, при которых: ТС сталкивается с подвижным или стоящим железнодорожным составом на железнодорожных переезде или на непредназначенном для переезда участке железной дороги; ТС сталкивается с другим ТС на железнодорожном переезде; подвижный железнодорожный состав наезжает на ТС на железнодорожном переезде или на непредназначенном для переезда участке железной дороги.
ДТП с участием трамвая (троллейбуса)— ДТП, при которых трамвай (троллейбус) столкнулся (наехал) на другое ТС, или в результате обрыва и падения на ТС силовых проводов, или схода трамвая с рельсов и его опрокидывания пострадали ТС или люди.
ДТП с возникновением пожара – ДТП, сопровождающееся возгоранием аварийных ТС и перевозимых ими грузов.
Попадание ТС под завал — ДТП, при котором ТС с людьми в результате природных или техногенных явлений попало под лавину, сель, обвал, камнепад и т.п.
ДТП в туннеле (путепроводе) — ДТП, осложненные спецификой ограниченного пространства, затрудняющего доступ к месту ДТП, проведение АСР и эвакуацию пострадавших.
ДТП с транспортным средством, перевозящим опасный груз — ДТП с ТС, перевозящим груз, попадающий под категорию опасных, в результате которого произошла его утечка (выброс, возгорание и т.п.) или существует опасность возникновения такой ситуации, в том числе:
- ДТП с ТС, перевозящим горючие (ГЖ) или легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ), в результате которого произошел их разлив или утечка;
- ДТП с ТС, перевозящим аварийно химически опасные вещества (АХОВ), в результате которого произошел их разлив или утечка;
- ДТП с ТС, перевозящим радиационно опасные вещества (РВ), в результате которого произошел их разлив или утечка, повлекшие загрязнение ими окружающей среды;
- ДТП с ТС, перевозящим биологически опасные вещества (БВ), в результате которого произошел их разлив или утечка, повлекшие заражение ими окружающей среды;
- ДТП с ТС, перевозящим взрывчатые вещества и взрывоопасные предметы, при котором возникла угроза детонации ВВ и ВОП вследствие их перемещения, механического воздействия на них или нагрева (горения).
Спасатели производят разборку попавшего в ДТП ТС с целью деблокирования пострадавших, если их извлечение без разборки ТС невозможно.
При необходимости спасатели производят извлечение из ТС погибших в ДТП путем разборки ТС, так как извлечение погибших иным способом может повлечь нарушение целостности тел погибших и квалифицироваться как надругательство над телами умерших, что в соответствии со ст. 244 Уголовного кодекса Российской Федерации, является уголовным преступлением.
Факт принятия решения о необходимости разборки ТС должен быть засвидетельствован представителями органа МВД (руководителем работ по ликвидации последствий ДТП), Минздрава России и зафиксирован видео- и аудио средствами документирования.
Для ведения АСР в ходе ликвидации последствий ДТП для разборки ТС, деблокирования и извлечения пострадавших и других работ применяют гидравлические инструменты, приспособления и оборудование, а также ручные лебедки.
Перед началом работ для стабилизации поврежденного ТС используют специальные приспособления (рис. 2) или средства технического оснащения (домкраты, пневматические домкраты и т.п.) (рис. 3).
| |
а) деревянная опора | б) клин |
| |
в) коврик из деревянных брусков | г) опорный блок |
Рис. 2. Фиксирующие подкладки для стабилизации поврежденного ТС. |
Для разборки поврежденных ТС используется только гидравлический инструмент, у которого скорость перемещения рабочих органов не превышает 0,2 м/с. Такой инструмент приводиться в действие от ручного гидравлического насоса либо от гидравлической насосной станции с подачей рабочей жидкости не более 5 л/мин. Рабочее давление такого инструмента от 25 до 80 МПа.
| |
а) ножницы | б) кусачки (резак) |
| |
в) разжимы | г) расширитель-ножницы |
| |
д) силовой цилиндр | е) домкрат |
Рис. 3. Типы гидравлических аварийно-спасательных инструментов. |
Технология АСР при ликвидации последствий ДТП зависит от множества различных факторов, поэтому в каждом конкретном случае необходимо учитывать: рельеф местности, состояние дорожного полотна, количество и расположение попавших в ДТП ТС, типы их конструкций, степень их повреждений, возможное количество пострадавших, их состояние и виды полученных ими травм, возможность их деблокирования и наиболее предпочтительный способ их извлечения из поврежденных транспортных средств и другие факторы, способные осложнить проведение АСР. Решение о способе и направлении извлечения пострадавшего принимается совместно бригадой СМП и спасателями.
Если пострадавший в сознании, необходимо установить с ним контакт, постоянно поддерживая разговор, ободряя и справляясь о его самочувствии в течение проведения всей спасательной операции. Если пострадавший без сознания, необходимо убедиться в наличии жизненных функций (дыхание и пульс). После чего провести первичный осмотр и подготовить пострадавшего к извлечению:
-
накрыть острые части деталей корпуса ТС защитными чехлами на острые кромки или брезентовым материалом; -
остановить угрожающее жизни кровотечение; -
осмотреть область шеи на предмет видимых повреждений; -
снять украшения, если это необходимо (ожерелья, серьги и т.п.); -
надеть шейный корсет, для фиксации шейных позвонков, сохраняя шею на средней линии тела; -
подвести под спину медицинское извлекающее устройство; -
определить места зажатия частей тела пострадавшего и стратегию их освобождения.
В зависимости от реальной обстановки извлечение пострадавшего из аварийного ТС производится двумя вариантами:
Немедленное извлечение:
-
если существует опасность для команды спасателей или пострадавшего (например, пожар, затопление, разлив АХОВ и т. п.); -
если состояние пациента резко ухудшается; -
если жизненные функции (дыхание и пульс) у пострадавшего не проявляются.
–Учебный вопрос № 2 – Извлечение пострадавшего 40 мин.
Решение на немедленное извлечение пострадавшего принимается бригадой СМП или врачом-специалистом, прибывшим на место ДТП, а в их отсутствии или при явной угрозе гибели пострадавшего от вторичных поражающих факторов, решение может быть принято руководителем работ.
Контролируемое извлечение:
контролируемое извлечение является наиболее щадящим для пострадавшего, и при отсутствии угрожающих факторов ему всегда отдается предпочтение.
Спасательные работы при ДТП включают:
-
оценку обстановки (сбор и анализ информации по виду аварии, количеству пострадавших, их состоянию, передачу информации вышестоящий орган в случае необходимости привлечения дополнительных сил и средств); -
проведение поисковых работ в месте ДТП; -
организацию зоны оцепления и ее обозначение; -
предотвращение вторичных факторов; -
стабилизацию ТС; -
отключение аккумуляторной батареи; -
обеспечение быстрого доступа к пострадавшим; -
деблокирование пострадавших при столкновениях, наездах и опрокидываниях ТС; -
оказание первой помощи пострадавшим; -
извлечение пострадавших из поврежденного ТС; -
эвакуацию пострадавших и передача их бригаде скорой медицинской помощи.