Файл: Реферат по дисциплине Теоритические основы дошкольного образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Частное учреждение

профессиональная образовательная организация

«Гуманитарный колледж» г. Омска

(ЧУ ПОО «ГК»)

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Теоритические основы дошкольного образования»

тема: «Предметно- пространственная среда: её роль в развитии личности дошкольника. »

Выполнена студентом группы 111_Дз Т.А.Казаковой

Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности

44.02.01 Дошкольное образование (углубленная подготовка)

Форма обучения: очная (заочная)

ОМСК 2021

Содержание:

  1. Введение.

  2. Понятие предметно-развивающей среды в ДОУ.

  3. Создание предметно-развивающей среды в ДОУ.

  4. Характеристика компонентов предметно-развивающей среды.

  5. Заключение.

  6. Список литературы.



1. Введение

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации - одно из основных средств, формирующих личность ребёнка, источник получения знаний и социального опыта. Именно в дошкольном возрасте закладываются фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребёнка со взрослыми и сверстниками. Созданная в детском саду предметно-пространственная среда влияет на развитие ребёнка, способствует его всестороннему развитию и обеспечивает его психическое и эмоциональное благополучие.

Проектирование современной предметно-пространственной развивающей среды ДОО как многомерного пространства, адекватного актуальным потребностям дошкольников и соответствующего тенденциям развития современной культуры, экономики, производства, отвечает гуманистическим позициям образования. В связи с ведением ФГОС дошкольного образования вопрос создания предметно-развивающей среды ДОО сегодня особенно актуален.

Развитие образования - неотъемлемая часть стратегии общенационального развития - начинается с уровня дошкольного образования, нацеленного в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155, на детей от двух месяцев до 8 лет. Динамичные изменения дошкольного образования продиктованы самой жизнью. В этом контексте актуальным является достижение целей, указанных в ФГОС: образование дошкольный социальный личность


· Повышение социального статуса дошкольного образования;

· Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

· Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам освоения;

· Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Перед педагогом стоит задача создания для ребёнка дошкольного возраста многокомпонентной образовательной среды, включающей в себя следующие аспекты:

· Предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

· Характер взаимодействия со взрослыми;

· Характер взаимодействия с другими детьми;

· Система отношений ребёнка к миру, другим людям, себе самому;

Согласно стандарту создаваемая в дошкольной образовательной организации образовательная среда должна отвечать следующим требованиям:

· Гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

· Обеспечивать эмоциональное благополучие детей;

· Способствовать профессиональному развитию педагогических работников;

· Создавать условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

· Обеспечить открытость дошкольного образования;

· Создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

2. Понятие предметно-развивающей среды в ДОУ

Среда развития ребенка - это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности ребенка.

Существуют различные определения развивающей обучающей или развивающей предметной среды.

В методических рекомендациях С.Л. Новоселовой приводится следующая терминология.

Среда - предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Среда - система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей.

Среда - система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.



В исследованиях В.А. Ясвина развивающая образовательная среда - та, которая «способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса».

Развивающая предметная среда - совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка.

Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно - через свое содержание и свойства - создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу.

Окружающая ребенка среда должна обеспечивать ему физическое, умственное, эстетическое, нравственное, т.е. разностороннее развитие и воспитание.

Понятие «развивающая предметно-пространственная среда» охватывает и пространственную её организацию и соответствующее накопление. Эти взаимосвязанные характеристики имеют существенное значение. Пространственная организация среды позволяет создать комфортные, относительно стабильные условия для реализации воспитательно-образовательного процесса. А её наполнение, ориентированное на систематическое дополнение, обновление, вариативность, способствует активизации разных видов деятельности дошкольника, стимулирует их развитие. Пространственную организацию среды можно назвать формой, а наполнение - содержанием. Крайне важным является социальный компонент среды, то есть организация соответствующего взаимодействия.

Большую роль играет баланс формы и содержания: разумная пространственная организация с необоснованным наполнением, как и грамотное наполнение с нерациональной обстановкой, не обеспечат должного развивающего и образовательного эффекта.

Педагогически и психологически целесообразная развивающая предметно-пространственная среда способствует оптимизации процесса совместной деятельности, взаимодействия взрослого с детьми. В свою очередь, организованное педагогическое взаимодействие - одно из условий создания «социальной ситуации развития для участников образовательных отношений».


Крайне важно обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов и руководителей дошкольных образовательных организацией в вопросах создания соответствующей развивающей среды, акцентировать их внимание на следующих основных «проблемных зонах»:

· Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации воспитанников;

· Диагностика потребностей детей и педагогов в среде;

· Подбор игрушек и материалов на основе возрастных психологических особенностей детей в соответствии с образовательными областями;

· Обеспечение вариативности развивающей среды;

· Обеспечение насыщенности и психологической безопасности образовательной среды;

· Организация взаимодействия педагогов и детей в созданной образовательной среде дошкольной образовательной организации;

3. Создание предметно-развивающей среды в ДОУ

Большую часть времени в детском саду ребёнок проводит в группе, где основное внимание уделяется развитию детей и соответственно тем проектным средствам, которые этому способствуют то есть средства окружающей детей каждый день, предметно - развивающей среды. Значит, социальное развитие дошкольника зависит во многом от рациональной организации предметной среды в групповом помещении. Здесь имеет значение всё: цвет стен и потолка, разделение пространства на функциональные зоны, разнообразие игр, игрушек и соответствию их возрасту детей, индивидуальным психологическим особенностей ребёнка, интересам, желаниям дошкольников, наличие места для самостоятельных игр.

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения - важный компонент в развитии ребёнка. Основными элементами развивающей среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты, художественные студии, игровые и спортивные площадки и их оборудование; крупногабаритные, со масштабные росту ребёнка конструкторы (модули); тематические наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения. Деятельность ребёнка зависит от того, как устроена предметно-игровая организация его жизни. Из каких игрушек, игрового материала, оборудования и пособий, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности.


Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков развития. А так же возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста) во всей группе и в малых группах, двигательной активности, а так же возможности для уединения.

Принципы построения предметно-пространственной развивающей среды (по А.Г. Асмолову, В.А. Петровскому):

· Дистанции, позиции при взаимодействии;

· Активности, самостоятельности, творчества;

· Стабильности - динамичности;

· Комплексирования и гибкого зонирования;

· Эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;

· Сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

· Открытости - закрытости;

· Учёта половых и возрастных различий детей.

Согласно требованиям ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

· Реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе;

· В случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;

· Учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Развивающая предметно пространственная среда в группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Насыщенность среды обязана соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы. Образовательное пространство группы оснащается средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами (в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём в соответствии со спецификой программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать:

· Игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными материалами (в том числе с песком и водой);

· Двигательную активность (в том числе развитие крупной и мелкой моторики), участие в подвижных играх и соревнованиях;

· Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;