Файл: Правила Нормы Примеры постановки ударения акцентологические з а мок зам о к, м у ка мук а произношения орфоэпические.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: заочная/очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Группа 22П172в
Студент
Коваль К.О.
МОСКВА 2023
Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия №2
Задание. Заполните пустые ячейки таблицы. Приведите примеры.
Правила | Нормы | Примеры |
постановки ударения | акцентологические | замок – замок, мука – мука |
произношения | орфоэпические | пятак - п[и]так, перо – п[и]ро |
употребления слов | лексические | Одно из значений слова крепкий: сильный духом, непоколебимый. Пример: крепкий духом старик |
образования слов | словообразовательные | Словообразовательные нормы — это нормы образования и употребления производных слов. Пример: бодрый — бодрость, добрый — доброта |
образования грамматических форм слова | морфологические | Пример: неверно: окна закрыты прекрасной тюлью. нужно: тюлем — слово тюль — м.р. |
объединения слов в словосочетания и предложения | синтаксические | Пример: неверно: но однако тем не менее мы должны сказать. нужно: Но тем не менее мы должны сказать |
написания слов | орфографические | Пример: в предложении «Он поджёг дом.» в слове «поджёг» необходимо писать Ё, так как это глагол, но в предложении «Он совершил поджог дома.» нужно писать О, так как это существительное. Нарушение данной нормы будет считаться ошибкой. |
постановки знаков препинания | пунктуационные | Пример пунктуационных норм применения двоеточия Двоеточие применяется:
|
Задание. Сравнив несколько определений языковой нормы, перечислите ее основные признаки. 1. «Правильной» всегда представляется речь старших поколений… Нормой признается то, что было, и отчасти то, что есть, но отнюдь не то, что будет… Норма есть идеал, раз навсегда достигнутый, как бы отлитый на веки вечные. (А.М. Пешковский) 2. Норма соответствует не тому, что «можно сказать», а тому, что уже сказано и что по традиции говорится в обществе… (Э. Косериу) 3. Норма – это совокупность наиболее пригодных («правильных», «предпочитаемых») для обслуживания общества средств языка, складывающаяся как результат отбора языковых элементов (лексических, произносительных, морфологических, синтаксических) из числа сосуществующих…, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной, в широком смысле, оценки этих элементов. (С.И. Ожегов) 4. Норма – это не только социально одобряемое правило…, но и правило, отражающее закономерности языковой системы и подтверждаемое словоупотреблением авторитетных писателей. (К.С. Горбачевич)
Ответ.
Признаки языковой нормы:
1. Устойчивость и стабильность
2. Общераспространенность и общеобязательность соблюдения нормативных правил
3. Литературная традиция и авторитет источников
4. Культурно-эстетическое восприятие или оценка языка и его фактор
5. Динамический характер, изменяемость
6. Возможность языкового плюрализма – существования нескольких вариантов нормы
Задание. Приведите примеры, доказывающие, что владение нормами – показатель культуры личности.
Ответ. То, что считается нормой - является общественным одобряемым идеалом. Соответственно, это соблюдение традиций и обычаев. Соблюдение этих норм человеком является показателем культуры личности.
Во всех сферах жизни важно умение владеть нормами языка, начиная с самого раннего детства, когда формируется круг общения, куда вряд ли войдут те, кто грубо и невежливо общается со сверстниками, однако, в то же время, где почетным считается использование сленга и бранных выражений. В более зрелом возрасте от этого умения зависит отношение к тебе людей, которые, так или иначе, оказывают влияние на твою жизнь, таких как учителя в школе, преподаватели в институте, а в дальнейшем работодатель. При выборе претендента на место, работодатели обращают внимание не только на личные качества, но и на уровень образования, исходя из этого, претендент должен вместо привычного сленга и жаргонов применять правильное употребление слов и грамотность. Умение владения нормами языка, чтобы зарекомендовать себя образованным и интеллигентным человеком - в данном случае, будет являться культурой личности.
Задание. Найдите ошибки в следующих высказываниях: 1. На решение этой задачи необходимы дополнительные средствá. 2. Не могу согласиться о том, что говорил докладчик. 3. Большое внимание в войсках отводится боевой подготовке солдат, именно это занимает большинство времени. 4. В современных переводах много языковых погрешностей. 5. Такого разностороннего органа, как конференция по разоружению, можно было бы использовать по назначению. 6. Хочу подчеркнуть о том, что сейчас особенно важно. 7. Гражданам, которым что-либо известно о местонахождении преступника, мы просим позвонить по телефону… 8. Многие приняли участие в крёстном ходе.
Ответ:
-
На решение этой задачи необходимы дополнительные сре́дства. (нарушена орфоэпическая норма) -
Не могу согласиться с тем, что говорил докладчик.
(нарушена синтаксическая норма)
-
Большое внимание в войсках отводится боевой подготовке солдат, именно это занимает большую часть времени. (нарушена лексическая норма) -
В современных переводах много языковых неточностей. (нарушена лексическая норма) -
Такой разносторонний орган, как конференция по разоружению, можно было бы использовать по назначению. (нарушена синтаксическая норма) -
Хочу подчеркнуть то, что сейчас особенно важно. (нарушена синтаксическая норма) -
Граждан, которым что-либо известно о местонахождении преступника, просим позвонить по телефону… (нарушена синтаксическая норма) -
Многие приняли участие в крестном ходе. ( нарушена орфоэпическая норма)