ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа к разделу 2.2 «Страна: патриотизм»
Практическая часть.
1. Изучить представленные и размещенные на федеральном информационном ресурсе комплекты методических материалов к занятиям «Разговоры о важном» (далее – федеральные занятия).
Внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей: становление у обучающихся гражданско-патриотических чувств. Исходя из этого, в планируемых результатах каждого сценария внеурочного занятия выделяются нравственные ценности, которые являются предметом обсуждения. Одна из основных ценностей: патриотизм — любовь к Родине.
Патриотизм (любовь к Родине) — самое главное качества гражданина. Любовь к своему Отечеству начинается с малого — с привязанности к родному дому, малой Родине. Патриотизм строится на ответственности за судьбу своей родной земли; чувстве гордости за историю, культуру своего народа и народов России.
Эта высшая нравственная ценность является приоритетной во всех сценариях «Разговоров о важном». В каждом сценарии в соответствии с содержанием раскрывается многогранность чувства патриотизма и его проявления в разных сферах человеческой жизни.
В сфере патриотического воспитания занятия в рамках программы «Разговоры о важном» направлены на обеспечение достижения школьниками следующих личностных результатов: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, техно- логиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и при- родному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
2. Выбрать федеральное занятие, раскрывающее ценность патриотизма. «День народного единства». 5–7 классы: «Мы — одна страна».
3. Разработать региональный компонент к федеральному занятию, дополнив его содержание примерами из истории, литературы, науки, традиций вашего субъекта Российской Федерации.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 5-7 классов по теме
«День народного единства. Что мы Родиной зовем?»
Цель занятия: пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа, важности сохранения единства. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну.
Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, историческая память и преемственность поколений, самореализация.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение. Занятие предполагает также использование видеоролика, презентации, интерактивных заданий, включает в себя анализ информации, групповую работу с текстом и игру.
Комплект материалов:
- сценарий,
- методические рекомендации,
- видеоролик из представленных материалов о России
- видеоролик «Мой Донбасс»https://youtu.be/spN3caBA1KM
- карточки со значением слова «Родина»
- комплект интерактивных заданий.
Содержательные блоки занятия
Часть 1. Мотивационная
Вступительное слово учителя, просмотр видеоролика.
Часть 2. Основная часть. Организация деятельности учащихся
Работа с фрагментами словарных статей, работа в парах. Выполнение интерактивных заданий.
Часть 3. Заключение. Рефлексия
Подведение итогов занятия, размышление над незаконченными фразами.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
1. Мотивационный этап (не более 5 минут).
Беседа: как каждый из нас понимает слово «родина». Почему Родина становится самой большой ценностью, особенно когда человек переживает сильные чувства, в минуту опасности или большой радости.
Демонстрация видео (дикторский текст)
В нашей душе появляется и бережно хранится информация о памятных местах, людях, событиях, которые формируют личность человека, являются значимыми и судьбоносными.
У каждого человека есть Родина: то место, где он родился и живёт, где становятся близкими и знакомыми леса и поля, реки и горы. Человек любит свою семью, друзей, свой народ.
Сергей Александрович Есенин, известный поэт начала ХХ века, говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве». Есенин смог поэтически тонко передать красоту родной страны в своих лирических произведениях. «Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то», - говорил поэт. И действительно, слова «Россия», «Русь», наверное, чаще всего встречаются в стихах Есенина, и почти в каждом из них — тихое признание в любви к родине.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Чувство Родины возникает у человека в раннем детстве с приобщения к родному языку и культуре. Как сказочный клубок, данный бабой Ягой в Лукоморье, оно ведет его неведомыми дорожками на бой со злым Кощеем за справедливость и счастье.
Со временем волшебный клубок превращается в путеводную звезду, которая помогает повзрослевшему человеку определить свое место в мире, свою национальную идентичность и принадлежность к своему народу, его истории, культуре и достижениям.
В гостях хорошо, а дома лучше.
В родном доме и стены помогают.
В дом, где смеются, приходит счастье.
Всякий дом хозяином держится.
И малый дом большим трудом славится.
Ищи добра на стороне, а дом люби по старине.
Худо жить тому, у кого ничего нет в дому.
Часть 2. Основная. Организация деятельности учащихся (до 20 минут)
Обучающимся выдаются карточки со значением слова «Родина» (из разных толковых словарей). Вставить определения. 5 шт.
Учитель: Ребята, наш разговор сегодня пойдёт о самом важном: о родине. А что такое Родина, как вы думаете?
Возможные ответы учеников, подведение итога разговора
Родина – это не просто место рождения. Это то, что формирует мировоззрение, культуру, образ мышления и жизни.
Задание.
Зачитайте ваши определения на карточках. Поработайте в парах, сравните определения слова «Родина» и найдите в них общее.
Определение выводятся на экран. Обучающиеся зачитывают значение слова «Родина.
Учитель: Вы видите, что определения на карточках очень различаются. Что у вас получилось? Совпали ли ваши собственные определения, что такое Родина, с определениями из карточек? Что вы записали?
Предлагается беседа-обсуждение, в итоге которой вырабатывается примерное общее определение понятия «родина» (Родина – это место рождения человека, страна, гражданином которой он является).
(Динамическая пауза)
Командная работа
Работа с интерактивным заданием № 1.
Работа с пословицами – копилкой народной мудрости (Установление соответствия)
В копилке народной мудрости – пословицах – выражена глубокая любовь людей к своей родине. Давайте мы их вспомним. Предлагаю «собрать» рассыпавшиеся изречения.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Родной край – сердцу рай.
Нет в мире краше Родины нашей.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Где родился — там и пригодился.
Работа с интерактивным заданием № 2. «Своя игра». Работа в командах.
Учитель: Как у каждого человека есть свои неповторимые внешность, характер, судьба, так и у России есть особые приметы, уникальные научные достижения, история, культура. Давайте узнаем, кто из вас лучше знает свою страну. Играют две команды. Каждый игрок по очереди выбирает категорию и вопрос. Может отвечать сам, а может передать ход своей команде.
1 категория. «Символы России».
1. В каком порядке идут цветные полосы на флаге РФ? (белый, синий, красный)
2. Какая птица и какой святой изображены на гербе России?
(Двуглавый орёл и Георгий Победоносец)
3. Назовите головной убор – символ власти Великих русских князей? (Шапка Мономаха)
4. Кто является авторами слов и музыки гимна Российской Федерации?
(Сергей Михалков, Александр Александров)
5. Как называется свод законов, по которым живет страна? (Конституция)
2 категория. «География России»
1. Сколько часовых поясов в Российской Федерации? (11)
2. Какое озеро входит в перечень семи чудес России и славится тем, что из него вытекает всего лишь одна река, а впадает 336? (Байкал)
3. Самым высоким зданием Европы считается … (Лахта центр, Санкт-Петербург)
4. Какие горы России являются самыми древними? (Уральские)
5. Какие океаны омывают Россию? (множественный ответ) Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий)
3 категория. «История России»
1. Какое самое древнее название нашей страны? (Русь)
2. Как назывался предмет, который использовался нашими предками для защиты от злых сил? (Оберег)
3. Как звали первого князя? (Рюрик)
4. Орган власти в средневековой Руси, который занимался вопросами войны и мира, изгнанием князей и принятием законов? (Вече)
5. Кто стоит во главе Русской православной церкви? (Патриарх)
4 категория «Праздники России»
1. Когда отмечается День Победы над фашизмом? (9 мая)
2. Какого числа православные России празднуют Рождество Христово? (В ночь с 6 на 7 января)
3. В какой праздник на Руси проводились кулачные бои и пеклись блины? (Масленица)
4. Город, родина российского Деда Мороза? (Великий Устюг)
5. Чтобы сберечь русскую культуру, в особенности язык, в нашей стране ежегодно 24 мая отмечают праздник, в честь создателей славянской азбуки Кирилла и Мефодия. Назовите его. (День славянской письменности и культуры)
5 категория «Имена России».
1. Его называют «солнцем русской поэзии». Кто он? (А. С. Пушкин)
2. Этот человек первым полетел в космос. Кто он? (Ю. А. Гагарин)
3. Первый в истории император Российского государства, реформировал страну, построил флот, основал город на Неве. (Пётр Первый)
4. Великий учёный, литератор, естествоиспытатель, сделавший открытия во всех этих сферах. Основатель Московского университета, первый русский академик. (М.В. Ломоносов)
5. Знаменитый иконописец, основоположник русской живописи. Написал множество икон. Его работы хранятся в церквях, соборах, монастырях и в художественных галереях. Их относят к эталонным образцам иконописи. Следующее за ним поколение художников буквально училось по его работам. (Андрей Рублев)