Файл: Практическая работа к разделу 2 Страна патриотизм Что мы Родиной зовем.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Практическая работа к разделу 2.2 «Страна: патриотизм»
«Что мы Родиной зовем?

 

Цель занятия: Пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа, важности сохранения единства. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну и малой родине.

Формирующиеся ценности: Патриотические чувства любви к России и малой Родине через интерес к историческим, культурным и природным ценностям родного поселка.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация, плакат по теме классного часа, интерактивные задания, подключение к интернету, фонограмма песни«У моей России» (музыка музыка Г. Струве. слова Н. Соловьевой. раздаточный материал, бумага, карандаши, надписи пословиц.

Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение. Занятие предполагает также использование презентации и интерактивную игру.

Ход урока:

Учитель:  Доброе утро, дорогие ребята! Сегодня понедельник, и мы продолжаем разговоры о важном. А о чем же пойдет речь?

II. Основная часть.

1.     Сообщение темы занятия. Мотивационная часть.

Учитель: Ребята, сегодня мы поговорим об очень важной теме для каждого человека. Чтобы вы быстрее догадались, о чем речь, я загадаю вам загадку:

Где белоствольные берёзки

Растут  везде под небом синим?

Они милы и так неброски,

Берёзки родом из (России).

И так тема нашего классного часа- разговора звучит так: «Наша страна - Россия».

2. А сейчас я предлагаю посмотреть видеоролик.

(Просмотр видеоролика https://razgovor.edsoo.ru/video/369/)

Учитель:  Ребята, вам понравился ролик?

Какие кадры из этого ролика вам запомнились больше всего? Какая же она наша Россия? Какие ассоциации у Вас возникают при этом слове?

Р-

О-

С-

С-

И-

Я-
Учитель: Как вы понимаете слово «Родина»? Что такое Родина, как вы думаете? Знакомы ли вам слова «Отечество», «Отчизна»? А что они означают? Объясните, пожалуйста, почему  в моменты опасности, долгой разлуки или радости  Родина становится самой большой ценностью? Как вы понимаете слово- «святыня»? (
ответы обучающихся)

Учитель: Родина – это не просто место рождения. Это то, что формирует особый уклад, мировоззрение, культуру, образ мышления и жизни, это корни, традиции и  обычаи, который человек хранит в своем сердце всю жизнь, где бы он не находился.

Учитель: Давайте уточним данные вами определения, обратившись к толковому словарю. Работаем в парах, сравниваем определения слова «Родина», выявляем в них общее, записываем.

 Учитель: Вы видите, что определения в разных словарных статьях очень различаются. Что у вас получилось? Совпали ли ваши собственные определения, что такое Родина, с определениями из словарей?

Предлагается беседа-обсуждение, в итоге которой вырабатывается примерное общее определение понятия «Родина» (Родина – это место рождения человека, страна, гражданином которой он является).

Интерактивное задание №1.

Учитель: Ребята, сейчас мы проведем с вами викторину « Наша Родина-Россия», которая состоит из цепочки вопросов. 

1. Как называется страна, в которой мы с вами живем? (Россия)

2. Столица нашей Родины город? (Москва)

3. Как зовут президента России? (Путин В. В.)

4. Назовите государственные символы России. (Герб, флаг, гимн)

5. Какие цвета мы видим на полотнище Российского флага? (белый, синий, красный)

6. Что изображено на Гербе? (двуглавый орел)

7. Назовите первые строки гимна России? (Россия- священная наша держава, Россия-великая наша страна)

8. Как называется наш округ? (Ханты-Мансийский автономный округ)

9. Какой главный город нашего округа? (Ханты-Мансийск)

10. Как называется наш район? ( Нижневартовский)

11. В каком селе мы живем? (Охтеурье)

12. Как называют жителей нашего села? (Ханты)

13. На какой улице расположена  наша школа? (улица Летная д.2а)

14. Как называется река, которая протекает рядом с селом? (Вах)




15. Какие объекты расположены в селе? (Школа, аптека, клуб, магазин, детский сад, ФАП, почта, библиотека)

16.Кто директор школы? ( И.В. Павловский)

17. Какие праздники мы отмечаем всем селом? ( День села, День Победы, 8 Марта, Прилет ворон, Золотая Осень)




          Интерактивное задание №2.



Работа с пословицами - установление соответствия.

     Учитель: Ребята, мы с вами поиграем в половицы о Родине. Каждый выходит к доске, где на листочках написана 1 и 2 части пословицы. Вам нужно найти недостающую, соединив правильно 1 и 2 части. Давайте попробуем одну выполнить вместе. На родной стороне- 1 часть, ищем 2 и камешек знаком. Правильно. Все понятно. Тогда за дело! (Ответы уч-ся)

Всякому мила своя сторона.

Родина любимая -  мать родимая.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Счастье Родины дороже жизни.

Рыбам  -  море, птицам - воздух, а человеку - Отчизна.

Родина - мать, умей за нее постоять.

Береги землю родимую, как мать любимую.

На родной сторонушке рад своей воронушке

 Учитель: Мы с вами говорили о нашей большой стране, о нашей Родине -  России. Но у каждого человека есть место, где он родился и живет, это место называется «малая Родина». А как вы думаете  -  у вас есть «малая Родина»? Как она называется? ( ответы обучающихся)

 Ребята сейчас мы свами просмотрим Полуторавековой юбилей - дата значительная даже для большого города, а что уж говорить 

о небольшом сибирском поселке, который приютился на берегу древнего Ваха среди густой тайги.
Его история начинает свой отсчет еще с 1850 года. Именно к этому времени относится первое упоминание об Охтеурских юртах. Тогда здесь жили исключительно аборигены, составлять летопись села было некому, а потому данный период представляется несколько загадочным и неизведанным.

Берег левый, берег правый
В 1920 году в составе Ларьякской волости Сургутского уезда был образован Охтеурский сельсовет. Современное же село Охтеурье возникло в начале 1940-х годов на основе бывшего рыбучастка. Жителям поселка было непросто. Расположенный на низком левом берегу Ваха, он регулярно затапливался в период половодья. И в начале шестидесятых годов село поменяло свое местоположение, переехав полным составом на несколько километров ниже по течению, на правый высокий берег.
- Я помню, что наше село часто заливало водой, - вспоминает уроженка старого Охтеурья Галина Тусумова. - Тогда нас постепенно стали переселять на новое место. В 1966 году школу-интернат, где мы учились в начальных классах, разобрали по бревнам, сплавили по реке, высушили и сложили заново. 

В эти годы здесь действовал рыбозаготовительный участок.
- Работал бондарный цех, где делали ящики для рыбы, - продолжает Галина Николаевна. - Зимой заготавливали лед, на котором потом рыбу замораживали, сортировали и увозили на специальном рефрижераторе. 
Все от мала до велика  занимались рыбалкой и сбором дикоросов. 
- Был такой заготовитель Николай Павлович Астахов, - рассказывает Галина Тусумова. - Он принимал у населения дикоросы. Осенью мы сдавали ягоды, грибы. Грибы он мариновал и отправлял на «большую землю». Мы были детьми и не задумывались, куда уходит продукция, поэтому я и не знаю, каким путем отправлялись дикоросы из Охтеурья. 
Обеспечивали жители села щедрыми дарами природы и заготовщиков, и себя. В меню детского сада и школы всегда были мясо боровой дичи, рыба, ягоды.
В эти же годы пришли в национальное село и нефтяники.
 
На вертолетах, лодках, снегоходах
Интенсивная застройка Охтеурья началась в 1970-1980 годы силами шефствующих предприятий Нижневартовска, расстояние до которого по дороге составляет 180 километров, а по реке - 315.
В эти годы приехала в село Нина Суханова.
- Я родом из Пермской области, - делится Нина Эдуардовна. - Какое-то время жила под Тюменью, а потом с мужем приехала сюда. Это было начало восьмидесятых. Поселок меня поразил. Стояли маленькие домишки, небольшое деревянное здание начальной школы. Дорог не было, до Нижневартовска и обратно добирались на теплоходе «Зырянов». Путь составлял почти сутки, и каждая поездка была как маленькое приключение. На борту можно было хорошо отдохнуть в комфортных по тем временам каютах. Для детей показывали мультфильмы, работал буфет. 
А в город Нине Сухановой приходилось ездить часто. На возглавившую фельдшерский пункт женщину легла ответственность за доставку необходимых медикаментов. Аптеки как таковой в селе не было, и за всякой помощью, в том числе и за лекарствами, жители Охтеурья приходили к ней.
- В мой участок входило не только наше село, - рассказывает Нина Суханова. - Приходилось обслуживать Колек-Еган и Усть Колек-Еган. Добираться приходилось на перекладных - лодка, снегоход, вертолет. До этого я представить не могла, что мне с образованием медсестры придется лечить, принимать роды и даже делать простейшие операции. Поначалу было страшно, потом привыкла, как и к частым ночным вызовам, и к тому, что дверь дома практически не закрывалась вечерами и в выходные дни. 

Из всех видов связи была лишь рация в сельсовете. И если происходил экстренный случай, когда нужно было вызвать санборт, требовалось прежде всего найти человека, у которого были ключи от помещения, да собрать людей, чтобы разжечь факела для освещения вертолетной площадки во время погрузки больного в вертолет.

Раз домишко, два домишко - будет улица
Но одним из первых и самых ярких впечатлений, поразивших Нину Эдуардовну в Охтеурье, стали местные женщины.
- Они ходили в лес, на рыбалку, а некоторые и на охоту, - вспоминает Нина Суханова. - Это было странно и непонятно. Потом привыкла и к этому. Сама стала ходить за ягодой, грибами, но к рыбалке и другим традиционным видам деятельности так и не пристрастилась.
Вскоре на смену утлым домишкам стали приходить дома более современные, высокие, светлые. Уже сегодня их сносят как непригодные к проживанию, а тогда поселиться в таком доме было счастьем. 
- Мы сначала жили в бараке, - вспоминает женщина. - Вид из окна выходил на берег. Очень красиво. А внутри он был совершенно непригоден для нормальной жизни. Как могли, привели его в порядок, но когда переехали в новое жилье, были просто несказанно рады. 
Вскоре построили и новый фельдшерский пункт с мебелью и даже небольшим набором оборудования. 
Стали строиться и дороги. Там, где раньше было всего три улицы, появились сначала деревянные тротуары, а потом и бетонные плиты.
- У этих плит были металлические ушки, за которые их цеплял кран, чтобы перемещать, - снова вспоминает Нина Эдуардовна. - Однажды поздним вечером я торопилась на вызов и в потемках зацепилась за такую петлю ногой. Упала, больно ушиблась, растянула мышцу. Удивительно, что обошлось без перелома. 
В 90-х годах, несмотря на кризис, в селе развернулось строительство. Выросла новая школа, детский сад, клуб, открылась музыкальная школа. Наладилась и связь.
- Когда появилась дорога, отпала нужда в речном пассажирском транспорте, - с легкой грустью рассказывает Нина Суханова. - Теплоход списали, и он долго стоял на берегу, врастая в речной песок. Его капитан, много лет возивший людей по Ваху, сразу уехал в Тюмень, где вскоре и скончался. Совпало это печальное событие с теми днями, когда приехали рабочие разбирать теплоход на запчасти. Словно человек и машина срослись душой. Не стало машины - ушел и человек.