Файл: Рабочая программа по истории для 6 класса составлена на основе.odt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для 6 класса составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной образовательной авторской программы Коваль Т. В., Юдовской А. Я., Ванюшкиной Л. М., примерной образовательной авторской программы А. А. Данилова, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкиной, основной образовательной программы БОУ «Новоильиновской СШ», санитарно-эпидемиологических требований к условиям организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189), учебного плана БОУ «Полтавский лицей» и УМК Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского и А. А. Данилова, О. Н. Журавлева
Планируемые результаты освоения курса «Всеобщая история»
в 6 классе
Личностными результатами изучения данного курса являются: первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом человечества в период Средневековья; познавательный интерес к прошлому человечества в период Средних веков; изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями; уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох; навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений; уважение к народам мира и принятие их культурного многообразия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности; обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога.
Метапредметные результаты изучения данного курса включают следующие умения и навыки: формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности; планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи; работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.); использовать современные источники информации — материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательной организации, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога; привлекать ранее изученный
материал при решении познавательных задач; ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу; определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, при помощи учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения; применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ; использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации; планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе.
Предметные результаты изучения данного курса включают: определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов; овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества; использование сведений из исторической карты как источника информации о государствах, местах важнейших событий; описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в Средние века, памятников культуры, событий средневековой истории; поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого; использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.); понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками; оценивание поступков, качеств личности на основе осмысления деятельности выдающихся представителей истории Средних веков; систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам; приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений.
Содержание курса «Всеобщая история» в 6 классе
Средние века: понятие и хронологические рамки. Источники по истории Средних веков: письменные, изобразительные, вещественные. Раннее Средневековье Начало Средневековья. Великое переселение народов. Мир древних германцев: условия жизни, устройство общества, верования. Образование варварских королевств. Образование Франкского государства. Хлодвиг. Меровинги. «Салическая правда». Принятие франками христианства. Карл Мартелл. Битва у Пуатье. Военная реформа Карла Мартелла. Образование Папской области. Держава Каролингов. Карл Великий. Верденский договор. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Создание Священной Римской империи. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья. Каролингское возрождение. Византийская империя в IV—XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии. Архитектура: крестово-купольный храм; храм Святой Софии в Константинополе. Живопись: мозаика, фреска, появление и развитие иконописи. Византия и Русь: культурное влияние. Складывание государств и принятие христианства у западных славян. Славянские просветители Кирилл и Мефодий. Арабы в VI—ХI вв.: расселение, занятия. Мухаммед. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура. Научные знания арабов. Архитектура: города и мечети. Быт и повседневная жизнь. Зрелое и Позднее Средневековье Западная Европа в XI—XIII вв.: экономика и общество. Аграрное производство. Натуральное хозяйство. Феодальная иерархия и сеньориальная система. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни. Крестьянство: сеньориальные повинности, условия жизни. Крестьянская община, её функции. Города — центры ремесла, торговли, культуры. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики. Облик средневековых городов. Быт горожан. Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношения светской власти и церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Борьба церкви с ересями. Инквизиция. Государства Европы в конце XI—ХIII в. Политические системы Западной и Центральной Европы. Сословно-представительная монархия. Нормандское завоевание Англии. Реформы Генриха II Плантагенета. Великая хартия вольностей. Возникновение английского парламента. Франция. Усиление Капетингов. Начало объединения страны. Успехи Филиппа II Августа. Укрепление королевской власти при Людовике IX Святом. Филипп IV Красивый и созыв Генеральных штатов. Священная Римская империя. Борьба империи и папства. Усиление князей и ослабление императорской власти во второй половине XIII — XIV в. Западная Европа в XIV—XV вв. Столетняя война. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы в Англии. Священная Римская империя в XIV—XV вв. Золотая булла. Чехия. Польша в XIV—XV вв. Борьба с Тевтонским орденом. Польско-литовская уния. Грюнвальдская битва. Венецианская и Генуэзская республики. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Авиньонское пленение пап. Обострение социальных противоречий: Жакерия, восстание Уота Тайлера. Учение Яна Гуса. Гуситские войны и их значение. Византийская империя и славянские государства в XII—XV вв. Экспансия турок-османов и падение Византии. Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Изобретение книгопечатания. Гуманизм и раннее Возрождение в Италии. Литература: Данте; Петрарка; Боккаччо. Искусство: Джотто, Боттичелли. Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей, положение покорённых народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племён, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчинёнными территориями. Страны Востока в Средние века. Государства доколумбовой Америки Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремёсла. Города-государства майя. Держава ацтеков. Возникновение и расцвет державы инков. Структура общества. Религия. Достижения культуры
Планируемые результаты изучения Отечественной истории
6 класс
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса Отечественной истории в 6 классе являются: • первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; • познавательный интерес к прошлому своей Родины; • изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями; • проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им; • уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох; • навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений; • уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности; • следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности; • обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога; • расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки: • формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности; • планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей; • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи; • работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.); • собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога); • использовать современные источники информации — материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога; • привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач; • ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу; • определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения; •
логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно); • применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; • решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ; • использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации; • планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы; • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; • определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат. Предметные результаты изучения истории включают: • определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век); • установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии; • составление и анализ генеалогических схем и таблиц; • определение и использование исторических понятий и терминов; • овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию; • использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период; • использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий; • изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий; • описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории; • понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека; • высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей; • описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей; • поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого; • анализ информации, содержащейся в летописях (фрагменты «Повести временных лет» и др.), правовых документах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг. 16 и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси; • использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.); • понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с