Файл: Учебник под редакцией А. В. Торкунова. Москва. Просвещение. 2016. Тип урока.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО XVI в.: «СЛУЖИЛЫЕ» И «ТЯГЛЫЕ»

Учебник под редакцией А.В. Торкунова. Москва. Просвещение. 2016.


Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель урока

Знать структуру российского общества в XVI в.

План урока

  1. Структура «служилых людей»

  2. Структура «тяглового населения»

Методы и приемы
обучения

самостоятельная работа с текстом учебника

Основные понятия

  1. Роль личности правителя в истории страны

  2. «Служилое» и «тяглое» население

  3. Феодальная лестница

Планируемые результаты

Предметные: на основе самостоятельной работы определить структуру российского общества, особенности формирования сословий в России, их права и обязанности.  

Метапредметные:

Переводить письменный текст в схемы и таблицы, проводить причинно-следственные связи.

Личностные: понимают роль личности в истории, влияние на ее деятельность различных объективных и субъективных факторов, дают характеристику нравственного аспекта деятельности правителей.

Оборудование

Учебник, Рабочие листы с заданиями

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я учитель истории из Ээрбека, зовут меня Алдынай Шолбановна . Сегодня мне выпала уникальнейшая  возможность провести урок в вашем классе. Надеюсь, что ваши знания помогут вам на уроке и будут мне надёжной опорой. Договорились?


(слайд № 1)

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям

К уроку готовы?

Тогда – за работу!

Удачи желаю всем нам!

2.Актуализация опорных знаний

(слайд № 2)

- А теперь попрошу вас сосредоточиться и обратить внимание на слайд «Россия и Европа в XVI веке».  

- Что изображено на иллюстрациях?

- Какие существенные отличия вы видите?

Вывод: основное занятие европейцев ремесло и торговля, а россиян – сельское хозяйство.

3.Мотивационно-целевой этап

(слайд № 3)

- Отсюда возникает проблемный вопрос: «Почему Европа и Россия в конце XV- начале XVI века в социально-экономическом развитии пошли разными путями?» Анализ Российского общества в XVI веке, я надеюсь, позволит нам получить ответ на этот вопрос.

- Сформулируйте, пожалуйста, тему сегодняшнего урока. (Российское общество в XVI веке: «Служилые» и «Тяглые»)

(слайд № 4)

- Сегодня мы должны с вами рассмотреть такие вопросы:

(слайд № 5)

План урока

1. Европа в начале XVI века. (Ну вы ж взрослые люди и понимаете, что всё познаётся в сравнении, нам это сравнение нужно, что б понять специфику Российского общества)

2. На государевой службе.

3. Крестьянский мир.

4. Изучение новой темы

- Я попрошу вас разбиться на 3 группы в соответствии с пунктами плана и цветом жетона, который каждый из вас получил перед началом урока. Возьмитесь за руки, вы теперь команда, поделитесь волшебной силой через рукопожатие и взгляд.

- Ваша задача изучить документ, ответить (письменно) на вопросы к нему, составить интеллект - карту, состоящую из основных моментов, изучаемой вами проблемы и отчитаться о проделанной работе.  Работаем дружно, быстро, времени у вас на всё 7 минут.

Задание для 1 группы

(слайд № 6)

Европа в конце XV- начале XVIвека

       Со второй половины XV в. начинается экономический подъем Европы.

       Характерной чертой хозяйственной жизни стало наличие технических открытий: был сконструирован широкий ткацкий станок и самопрялка, значительный прогресс в оружейном деле - началось вытеснения холодного оружия огнестрельным, быстро развивались книгопечатание, производство бумаги, стекла, хлопчатобумажных и шелковых тканей.



       Однако экономический рост в Европе более всего был заметен в области торговли. В связи с Великими географическими открытиями складывается общеевропейский рынок, а с открытием и началом торговых сообщений с Азией, Америкой и Африкой — формируются основы общемирового рынка.

       Таким образом важнейшей особенностью данного периода является зарождение капиталистического уклада и начало разложения феодальных отношений. Все эти новшества привели к радикальным изменениям в социальной структуре европейского общества, где преобладало торгово-ремесленное население.

Вопросы к тексту:

1. Когда в Европе начинается экономический подъём?

2. О каких технических открытиях говорится в документе?

3. Назовите важную особенность в социально-экономическом развитии Европы.



Клише ответа

Перед нашей группой стояла задача изучить документ «Европа в конце 15 – начале 16 века». В ходе проделанной работы, мы выяснили, что

1. Со второй половины XV в. начинается экономический подъем Европы 

2. Связано это было в первую очередь с техническими открытиями в области производства, мореплавания, оружия, книгопечатания.

3. Важнейшей особенностью данного периода является зарождение капиталистического уклада и начало разложения феодальных отношений.

Вывод:Все эти изменения привели к радикальным изменениям в социальной структуре европейского общества.

Европа









Задание для 2 группы

(слайд № 7)

На государевой службе

- Работая с первым пунктом параграфа, вы отвечаете на вопросы и делаете интеллект карту

Вопросы к документу:

1. На какие сословия делилось российское общество в XVI веке?

2. Кто такие бояре и кто такие дворяне?

3. Чем регулировались отношения между членами государева двора? Что такое местничество?


Клише ответа.

Перед нашей группой стояла задача изучить документ «На государевой службе». В ходе проделанной работы, мы выяснили, что

1.в XVI в. российское общество делилось на знатные и незнатные сословия. Верхушку знати составляли владельцы собственных княжеств — удельные князья и «служилые» князья пограничных земель

2. Бояре – этовыходцы из старшей боярской дружины, несли государственную службу; владели вотчинами на основе частной собственности, т.е. могли продать, завещать, подарить.  Дворяне – это взятые на службу при дворе князя выходцы из младшей дружины, выполнявшие военные, хозяйственные и денежные поручения за право  пользования земельным наделом вместе с закрепленными за ним крестьянами.

3.Отношения между членами государева двора регулировались местничествомМестничество - это система  распределения должностей и порядок                           назначения на государственные должности  в зависимости от знатности                           рода и происхождения   

Вывод:В XVI в. знатные люди должны были свое положение и положение своего рода поддерживать государственной службой.

 (В ходе выполнения задания при консультативной помощи учителя составляется схема.)

Задание для 3 группы

(слайд № 8)

Крестьянский мир

В XVI веке 95% населения России составляли крестьяне. Они делились на черносошных (лично свободных, трудившихся на государство), дворцовых (принадлежавших лично государю) и владельческих (проживавших на землях вотчинников и помещиков).

Село было центром крестьянской общины, волости или вотчины. Среднее российское село в XVI веке состояло из 10-30 дворов, деревня же насчитывала всего 3-5 дворов. Основное жилище крестьянина – изба по своим размерам была невелика (от 10 до 30 кв.метров)

В избе жила крестьянская семья, состоящая из 6-8 человек. В крестьянском хозяйстве трудились и мужчины и женщины: глава семьи с сыновьями расчищал поле, выполнял все сельскохозяйственные работы (на жатве работала вся семья); он строил и чинил дом, заготавливал дрова. Уход за скотом, приготовление еды, изготовление домотканной одежды лежали на хозяйке и дочерях.

Женились и выходили замуж рано – до 20 лет (как только юноша был способен вести своё хозяйство и нести 
повинности – тягло). Повинностями были барщина и оброк. Оброк выплачивали зерном, скотом, маслом, мясо, рыбой, ягодами, курами , яйцами и очень редко деньгами. В качестве барщинных работ могли пахать поля, прудить пруды, косить сено и выполнять ряд других работ.

Вопросы к документу

1. Кто составлял большинство населения России в XVI в.? 

2. На какие категории делилось российское крестьянство в XVI в.?

3. Что являлось центром крестьянской общины? 

4Каковы были обязанности крестьянина?

5Какие повинности несли крестьяне?

Клише ответа.

Перед нашей группой стояла задача изучить пункт «Крестьянский мир в 16 веке» В ходе проделанной работы, мы выяснили, что

1. большинство населения России в XVI в. составляли  крестьяне 95%

2. российское крестьянство в XVI в. делилось на лично свободных черносошных крестьян, дворцовых (принадлежавших государю) и владельческих крестьян, проживавших на землях вотчинников и помещиков.

3. центром крестьянской общины было село.Среднее российское село в XVI в. состояло из 10—30 дворов, деревня же насчитывала всего 3—5 дворов.

4. в обязанности крестьянина входили сельскохозяйственные работы, строительство и ремонт собственного дома, заготовка дров и т.д.

5. крестьяне несли тягло в виде Оброка и барщины. Оброк платили зерном, скотом, курами, яйцами, маслом, рыбой….очень редко деньгами









- Выполнение повинностей крестьян по отношению к знатным сословиям, было основным источником их существования, в отличие от Европейского общества, где как мы видим широко развивалось ремесло и торговля.

(слайд № 9)

- В конце 16 века массовый отток крестьянского населения из - за не урожайности и возросших налогов заставили правительство ввести Заповедные и Урочные лета. Таким образом в России продолжается законодательное оформление крепостного права.