Файл: Частное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа альтернатива.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «АЛЬТЕРНАТИВА»
«Утверждаю» Директор ЧОУ СОШ «Альтернатива» ____________ Ю.М. Спица Приказ от 01.09.2022г. № |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
биология
2022– 2023 учебный год
ФИО | Квалификационная категория | Класс | Всего часов в год | Всего часов в неделю |
Быкадорова С.Н | 1 | 10 | 69 | 2 |
Быкадорова С.Н | 1 | 11 | 67 | 2 |
г.Краснодар
-
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета биология разработана для обучающихся 10-11 классов в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Срок реализации 1 год (2022-2023 учебный год).
Разработку рабочей программы регламентируют следующие нормативные документы:
-
Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016); -
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413; с изменениями и дополнениями 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.); -
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N61573) -
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». -
Приказ Министерства образования и науки Краснодарского края «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ» № 24/4.11-485 от 08.08.2014 г.; -
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 13.12. 2013, от 28.05.2014, от 17.07.2015); -
Приказ Минобрнауки России от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»; -
Приказ Министерства просвещения РФ от 6 июля 2020г. №342 «О внесении изменений в приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 мая 2020 г. №342 «О внесении изменений в приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 мая 2020 №268 «О признании утратившим силу приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. №345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» и приказов Министерства просвещения Российской Федерации о внесении изменений в указанный приказ»; -
Приказ Минпросвещения России от 18.05.2020 № 249 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345» -
Письмо Минобразования Ростовской области от 17.05.2021 № 24/3.1-7095«Рекомендации по составлению учебного плана образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2021-2022 учебный год » -
Устав частного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Альтернатива»; -
ООП СОО ЧОУ СОШ «Альтернатива»; -
Календарного учебного графика и Учебного плана ЧОУ СОШ «Альтернатива» на 2022 – 2023 учебный год.
В работе используется УМК: Д.К. Беляев, Л.Н. Кузнецова и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2018
-
Рабочая программа ориентирована на учебник:
| 10 класс | 11 класс | |
Порядковый номер учебника в Федеральном перечне | 1.3.5.6.5.1 | 1.3.5.6.5.2. | |
Автор/Авторский коллектив | Д.К. Беляев, Л.Н. Кузнецова | Д.К. Беляев, Л.Н. Кузнецова | |
Название учебника | Биология | Биология | |
Класс | 10 | 11 | |
Издатель учебника | Просвещение 2018 | Просвещение 2018 | |
Нормативный документ | Приказ Министерства просвещения РФ от 6 июля 2020г. №342 «О внесении изменений в приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 мая 2020 г. №342 «О внесении изменений в приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 мая 2020 №268 «О признании утратившим силу приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. №345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» и приказов Министерства просвещения Российской Федерации о внесении изменений в указанный приказ»; Приказ Минпросвещения России от 18.05.2020 № 249 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345» | |
Согласно действующему учебному плану ЧОУ СОШ «Альтернатива» на 2022-2023 учебный год в рамках реализации ФГОС основного общего образования, рабочая программа для
Класс | Предмет | Рассчитана на | Часов в год | Часов в неделю | Праздничные дни | |||
предусматривает | будет проведено в 2022-2023уч.г | |||||||
10 | биология | 35 уч. недель | 68 | 67 | 2 | 08.03.2023 | ||
11 | биология | 34 уч.недель | 34 | 33 | 1 | 09.05.2023 |
так как количество часов уменьшилось в связи с изменением количества рабочих дней в году.
Уроки выпали на праздничные дни, что повлекло уплотнение часов.
Количество часов,отводимое на изучение предмета биология позволяет в полном объёме выполнить государственную образовательную программу по предмету.
Региональный компонент осуществляется на каждом уроке фрагментарно.
2. В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
-
раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей; -
понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений; -
понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера; -
использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы; -
формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез; -
сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения; -
обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий; -
приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот); -
распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток; -
распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам; -
описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию; -
объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию; -
классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития); -
объяснять причины наследственных заболеваний; -
выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость; -
выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов; -
составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания); -
приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды; -
оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач; -
представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; -
оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни; -
объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека; -
объяснять последствия влияния мутагенов; -
объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
-
давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости; -
характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности; -
сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз); -
решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК; -
решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов); -
решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику; -
устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности; -
оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.
Выпускник на углубленном уровне научится:
-
оценивать роль биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей; -
оценивать роль биологии в формировании современной научной картины мира, прогнозировать перспективы развития биологии; -
устанавливать и характеризовать связь основополагающих биологических понятий (клетка, организм, вид, экосистема, биосфера) с основополагающими понятиями других естественных наук; -
обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней человека, применяя биологические теории, учения, законы, закономерности, понимать границы их применимости; -
проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов; -
выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней организации жизни; -
устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их роль в процессах клеточного метаболизма; -
решать задачи на определение последовательности нуклеотидов ДНК и иРНК (мРНК), антикодонов тРНК, последовательности аминокислот в молекуле белка, применяя знания о реакциях матричного синтеза, генетическом коде, принципе комплементарности; -
делать выводы об изменениях, которые произойдут в процессах матричного синтеза в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК; -
сравнивать фазы деления клетки; решать задачи на определение и сравнение количества генетического материала (хромосом и ДНК) в клетках многоклеточных организмов в разных фазах клеточного цикла; -
выявлять существенные признаки строения клеток организмов разных царств живой природы, устанавливать взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки; -
обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов; сравнивать процессы пластического и энергетического обменов, происходящих в клетках живых организмов; -
определять количество хромосом в клетках растений основных отделов на разных этапах жизненного цикла; -
решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцепленное (в том числе сцепленное с полом) наследование, анализирующее скрещивание, применяя законы наследственности и закономерности сцепленного наследования; -
раскрывать причины наследственных заболеваний, аргументировать необходимость мер предупреждения таких заболеваний; -
сравнивать разные способы размножения организмов; -
характеризовать основные этапы онтогенеза организмов; -
выявлять причины и существенные признаки модификационной и мутационной изменчивости; обосновывать роль изменчивости в естественном и искусственном отборе; -
обосновывать значение разных методов селекции в создании сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов; -
обосновывать причины изменяемости и многообразия видов, применяя синтетическую теорию эволюции; -
характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как систематическую категорию и как результат эволюции; -
устанавливать связь структуры и свойств экосистемы; -
составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания), прогнозировать их изменения в зависимости от изменения факторов среды; -
аргументировать собственную позицию по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде; -
обосновывать необходимость устойчивого развития как условия сохранения биосферы; -
оценивать практическое и этическое значение современных исследований в биологии, медицине, экологии, биотехнологии; обосновывать собственную оценку; -
выявлять в тексте биологического содержания проблему и аргументированно ее объяснять; -
представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; преобразовывать график, таблицу, диаграмму, схему в текст биологического содержания.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
-
организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по биологии (или разрабатывать индивидуальный проект): выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов, представлять продукт своих исследований; -
прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических норм и экологических требований; -
выделять существенные особенности жизненных циклов представителей разных отделов растений и типов животных; изображать циклы развития в виде схем; -
анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии; -
аргументировать необходимость синтеза естественно-научного и социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации; -
моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп факторов окружающей среды; -
выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия антропогенного воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы снижения антропогенного воздействия на экосистемы; -
использовать приобретенные компетенции в практической деятельности и повседневной жизни для приобретения опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит биология как учебный предмет.
3.Содержание учебного предмета
10 класс
Введение (2ч)
Биология – наука о живой природе. Основные признаки живого. Биологические системы. Уровни организациижизни. Методы изучения биологии. Значение биологии.
Раздел I. КЛЕТКА — ЕДИНИЦА ЖИВОГО(26 ч)
Глава 1.Химический состав клетки (9 ч)
Биологически важные химические элементы. Неорганические (минеральные) соединения. Биополимеры. Углеводы, липиды. Белки, их строение и функции. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки.
Практическая работа:
№ 1 «Решение задач»
Глава 2.Структура и функции клетки (5 ч)
Развитие знаний о клетке. Клеточная теория.
Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи и лизосомы. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения. Ядро. Строение и функции хромосом.