Файл: Частное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа альтернатива.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Прокариоты и эукариоты.
Лабораторные работы:
№ 1 «Приготовление микропрепаратов клеток растений (кожицы лука). Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза»
№ 2 «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий»
Глава 3.Обеспечение клеток энергией (6 ч)
Обмен веществ и превращение энергии — свойство живых организмов. Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей. Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода. Биологическое окисление при участии кислорода.
Глава 4.Наследственная информация и реализация ее в клетке (12 ч)
Генетическая информация. Ген. Геном. Удвоение ДНК. Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код. Биосинтез белков.
Вирусы. Профилактика СПИДа.
Лабораторная работа:
№3. «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание».
Практическая работа:
№ 2 «Решение задач»
Раздел II. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (12 ч)
Глава 5.Размножение организмов (6 ч)
Деление клетки. Митоз. Бесполое и половое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.
Глава 6.Индивидуальное развитие организмов (6 ч)
Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. Влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие зародыша человека. Организм как единое целое.
Раздел III. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ (22 ч)
Глава 7. Основные закономерности явлений наследственности (14 ч)
Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. Генотип и фенотип. Аллельные гены. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Половые хромосомы. Наследование, сцепленное с полом.
Практическая работа:
№ 3-6 «Решение генетических задач»
Глава 8. Основные закономерности изменчивости (5 ч)
Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н. И. Вавилова. Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека.
Практическая работа:
№ 7 «Решение генетических задач»
Глава 9.Генетика и селекция(3 ч)
Одомашнивание как начальный этап селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Методы современной селекции. Успехи селекции. Генная и клеточная инженерия. Клонирование.
№ п/п | Название раздела (блока) | Кол-во часов на изучение раздела (блока) | Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль | |||
лабор. раб. | практ. раб. | тест | контр. раб. | |||
1. | Введение | 2 | | | | |
2. | Химический состав клетки | 8 | | 1 | | |
3 | Структура и функции клетки | 5 | 2 | | | 1 |
4 | Обеспечение клеток энергией | 6 | | | 1 | |
5 | Наследственная информация и реализация ее в клетке | 12 | | 1 | 1 | 1 |
6 | Размножение организмов | 6 | | | 1 | |
7 | Индивидуальное развитие организмов | 6 | | | | |
8 | Основные закономерности наследственности | 14 | 1 | 4 | | 1 |
9 | Основные закономерности изменчивости | 6 | | 1 | | |
10 | Генетика и селекция | 2 | | | | 1 |
7 | Итого | 67 | 3 | 7 | 3 | 4 |
11 класс
Биология, 11 класс
Раздел I.ЭВОЛЮЦИЯ (36 ч)
Глава 1.Свидетельства эволюции (6 ч)
Возникновение и развитие эволюционной биологии. Молекулярные свидетельства эволюции. Морфологические и эмбриологические свидетельства эволюции. Палеонтологические и биогеографические свидетельства.
Глава 2. Факторы эволюции (12 ч)
Популяционная структура вида. Наследственная изменчивость- исходный материал для эволюции. Направленные и случайные изменения генофондов в ряду поколений. Формы естественного отбора. Возникновение адаптаций в результате естественного отбора. Видообразование. Прямые наблюдения процесса эволюции. Макроэволюция.
Лабораторные работы:
№1. Морфологические особенности растений различных видов.
№2. Изменчивость организмов.
№3. Приспособленность организмов к среде обитания. Ароморфозы у растений.
Глава 3. Возникновение и развитие жизни на Земле (10 ч)
Современные представления о возникновении жизни. Основные этапы развития жизни. Развитие жизни в криптозое. Развитие жизни в палеозое. Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое. Многообразие органического мира.
Глава 4. Происхождение человека (8 ч)
Положение человека в системе органического мира. Предки человека. Первые представители рода Homo. Появление человека Разумного. Факторы эволюции человека. Эволюция современного человека.
Раздел II.ЭКОСИСТЕМЫ (21 ч)
Глава 5. Организмы и окружающая среда (12 ч)
Взаимоотношения организма и среды. Популяция в экосистеме. Экологическая ниша и межвидовые отношения. Сообщества и экосистемы. Экосистема: устройство и динамика. Биоценоз и биогеоценоз. Влияние человека на экосистемы.
Практические работы:
№1. Оценка влияния температуры воздуха на человека.
№2. Аквариум как модель экосистемы.
Глава 6. Биосфера (6 ч)
Биосфера и ее биомы. Живое вещество и биогеохимические круговороты в биосфере. Биосфера и человек.
Практическая работа:
№3. Сравнительная характеристика природных и нарушенных экосистем.
Глава 7. Биологические основы охраны природы (3 ч)
Охрана видов и популяций. Охрана экосистем. Биологический мониторинг.
Раздел III. ПОДГОТОВКА К ЕГЭ (9 ч)
Глава 8. Общие закономерности развития живых организмов (9 ч)
Вид. Критерии и структура. Способы видообразования. Движущие силы и факторы эволюции. Главные направления эволюции. Основные ароморфозы растений и животных. Генетика. Закономерности наследственности, их цитологические основы. Законы Г. Менделя. Изменчивость признаков у организмов. Виды мутаций. Систематика. Основные систематические категории живой природы, уровни организации. Клетка как биологическая система. Клеточная теория. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.
№ п/п | Название раздела (блока) | Кол-во часов на изучение раздела (блока) | Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль | |||
лабор. раб. | практ. раб. | тест | контр. раб. | |||
1. | Свидетельства эволюции | 3 | | | | |
2. | Факторы эволюции | 7 | 3 | | | |
3 | Возникновение и развитие жизни на Земле | 5 | | | | 1 |
4 | Происхождение человека | 5 | | | | |
5 | Организмы и окружающая среда | 5 | | 2 | | |
6 | Биосфера | 6 | | 1 | | |
7 | Общие закономерности развития живых организмов | 2 | | 1 | | 1 |
| Итого | 33 | 3 | 4 | 1 | 2 |
4. Календарно-тематическое планирование
10 класс
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Тип урока | Виды/ формы контроля | ||||
по плану | по факту | |||||||
Тема 1. Введение-2 часа | ||||||||
1 | 03.09 | | Введение. Биология – наука о живой природе. | Изучение нового материала | | |||
2 | 07.09 | | Методы изучения биологии. | Комбинированный урок | | |||
Раздел 1. КЛЕТКА – ЕДИНИЦА ЖИВОГО. Глава 1. Химический состав клетки (8 ч). | ||||||||
3 | 10.09 | | Неорганические соединения клетки. | Комбинированный урок | | |||
4 | 14.09 | | Углеводы. | Комбинированный урок | | |||
5 | 17.09 | | Липиды Белки. Строение белков.. | Комбинированный урок | | |||
6 | 21.09 | | Функции белков | Комбинированный урок | | |||
7 | 24.09 | | Входной контроль. | Урок контроля знаний | Предварительный контроль. | |||
8 | 28.09 | | Нуклеиновые кислоты. | Комбинированный урок | | |||
9 | 01.10 | | Пр/р.№1. «Решение задач». | Комбинированный урок | | |||
10 | 05.10 | | АТФ и другие органические соединения клетки. | Комбинированный урок | | |||
Глава 2. Структура и функции клетки (5ч). | ||||||||
11 | 08.10 | | Клетка – элементарная единица живого. | Комбинированный урок | | |||
12 | 12.10 | | Цитоплазма. | Комбинированный урок | | |||
13 | 15.10 | | Мембранные органоиды клетки. | Комбинированный урок | | |||
14 | 19.10 | | Л/р. №1. «Приготовление микропрепаратов клеток растений (кожицы лука). Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза» | Комбинированный урок | | |||
15 | 22.10 | | Ядро. Прокариоты и эукариоты. Л/р. №2. «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий» | Изучение нового материала | | |||
Глава 3. Обеспечение клеток энергией (6 ч). | ||||||||
16 | 26.10 | | Обмен веществ. | Изучение нового материала | | |||
17 | 29.10 | | Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей. | Комбинированный урок | | |||
18 | 09.11 | | Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей.. | Комбинированный урок | | |||
19 | 12.11 | | Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода. | Комбинированный урок | | |||
20 | 16.11 | | Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода. | Комбинированный урок | | |||
21 | 19.11 | | Биологическое окисление при участии кислорода | Комбинированный урок | | |||
Глава 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке (12ч). | ||||||||
22 | 23.11 | | Генетическая информация. Удвоение ДНК. | Комбинированный урок | | |||
23 | 26.11 | | Генетическая информация. Удвоение ДНК. | Комбинированный урок | | |||
24 | 30.11 | | Синтез РНК по матрице ДНК. Генетический код. | Комбинированный урок | | |||
25 | 03.12 | | Синтез РНК по матрице ДНК. Генетический код. | Комбинированный урок | | |||
26 | 07.12 | | Биосинтез белков. | Комбинированный урок | | |||
27 | 10.12 | | Биосинтез белков. | Комбинированный урок | | |||
28 | 14.12 | | Пр/р.№2. «Решение задач». | Комбинированный урок | | |||
29 | 17.12 | | Контрольная работа по итогам 1 полугодия. | Урок контроля знаний. | Итоговый контроль | |||
30 | 21.12 | | Регуляция работы генов у бактерия. | Комбинированный урок | | |||
31 | 24.12 | | Регуляция работы генов у эукариот. | Комбинированный урок | | |||
32 | 11.01 | | Вирусы. | Комбинированный урок | | |||
33 | 14.01 | | Генная и клеточная инженерия | Комбинированный урок | | |||
Раздел 2. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ. Глава 5. Размножение организмов (6ч). | ||||||||
34 | 18.01 | | Бесполое и половое размножение.Тест | Комбинированный урок | | |||
35 | 21.01 | | Деление клетки. Митоз. | Комбинированный урок | | |||
36 | 25.01 | | Деление клетки. Митоз. | Комбинированный урок | | |||
37 | 28.01 | | Мейоз. | Комбинированный урок | | |||
38 | 01.02 | | Мейоз. | Комбинированный урок | | |||
39 | 04.02 | | Образование половых клеток. Оплодотворение. | Комбинированный урок | | |||
Глава 6. Индивидуальное развитие организмов (6ч). | ||||||||
40 | 08.02 | | Зародышевое развитие организмов.Тест. | Комбинированный урок | | |||
41 | 11.02 | | Зародышевое развитие организмов. | Комбинированный урок | | |||
42 | 15.02 | | Постэмбриональное развитие | Комбинированный урок | | |||
43 | 18.02 | | Постэмбриональное развитие | Комбинированный урок | | |||
44 | 22.02 | | Дифференцировка клеток. | Урок применения и совершенствования знаний. | | |||
45 | 25.02 | | Развитие взрослого организма. | Комбинированный урок | | |||
Раздел 3. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ СЕЛЕКЦИИ. Глава 7. Основные закономерности наследственности (14ч). | ||||||||
46 | 01.03 | | Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. | Комбинированный урок | | |||
47 | 04.03 | | Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. | Комбинированный урок | | |||
48 | 11.03 | | Пр/р №3. «Решение генетических задач». | Комбинированный урок | | |||
49 | 15.03 | | Генотип и фенотип. Биологический диктант. | Комбинированный урок | | |||
50 | 18.03 | | Пр/р №4. «Решение генетических задач». | Урок контроля знаний | | |||
51 | 01.04 | | Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. | Комбинированный урок | | |||
52 | 05.04 | | Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. | Комбинированный урок | | |||
53 | 08.04 | | Пр/р №5. «Решение генетических задач». | Урок обобщения знаний | | |||
54 | 12.04 | | Сцепленное наследование генов. | Комбинированный урок | | |||
55 | 15.04 | | Сцепленное наследование генов. | Комбинированный урок | | |||
56 | 19.04 | | Пр/р №6. «Решение генетических задач». | Урок актуализации знаний и умений | | |||
57 | 22.04 | | Отношения ген – признак. Внеядерная наследственность | Комбинированный урок | | |||
58 | 26.04 | | Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака | Комбинированный урок | | |||
59 | 03.05 | | Генетические основы поведения. | Комбинированный урок | | |||
Глава 8. Основные закономерности изменчивости (6 ч). | ||||||||
60 | 06.05 | | Модификационная изменчивость. Комбинативная изменчивость. | Комбинированный урок | | |||
61 | 10.05 | | Мутационная изменчивость. | Проблемный урок | | |||
62 | 13.05 | | Мутационная изменчивость. | Комбинированный урок | | |||
63 | 17.05 | | Наследственная изменчивость человека | Комбинированный урок | | |||
64 | 20.05 | | Пр/р №7. «Решение генетических задач». | Комбинированный урок | | |||
65 | 24.05 | | Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека. | Комбинированный урок | | |||
Глава 9. Генетика и селекция (2 ч) | ||||||||
66 | 27.05 | | Итоговая контрольная работа | Урок контроля знаний. | Итоговый контроль | |||
67 | 31.05 | | Одомашнивание как начальный этап селекции. | Комбинированный урок | |