Файл: Средства физической культуры в совершенствовании функциональных возможностей организма means of physical culture.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономия личности. 2020. № 1(21)
77/191
УДК 796.011.3
СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА
MEANS OF PHYSICAL CULTURE
IN IMPROVING THE FUNCTIONAL CAPABILITIES OF THE BODY
Алдошина Евгения Александровна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра физического воспитания
Орловский государственный аграрный университет имени Н. В. Парахина
г. Орел, Россия
Aldoshina Evgeniya Aleksandrovna
candidate of pedagogics, associate professor
physical education chair
Orel state agrarian University name N. In. Parakhina
Orel, Russia
Аннотация. Средства физической культуры позволяют наладить физические
возможности организма. Изменения, возникающие в организме при выполнении
физических упражнений, оказывают положительное влияние на организм обучающихся.
Abstract. Means of physical culture allow you to adjust the physical capabilities of the
body. Changes that occur in the body when performing physical exercises have a positive effect
on the body of students.
Ключевые слова: физическое воспитание, спорт, организм, физическая культура,
упражнения, требования, здоровье, образ жизни, обучающиеся.
Keywords: physical education, sports, body, physical culture, exercise, requirements,
health, lifestyle, students.
Функциональные резервы организма включают в себя биохимические, психо- логические и физиологические самостоятельные виды резервов. Для наилучшего функционирования организма стоит поддерживать и совершенствовать функцио- нальные возможности [1, с. 9; 2, с. 45].
К средствам физической культуры, для улучшения функций организма, относят: физические упражнения, личная гигиена обучающегося и окружающая среда.
Физическое упражнение – двигательное действие, выполняемое для приобре- тения и усовершенствования каких-либо физических качеств, умений и навыков.
Двигательные действия, которые совершает человек очень многообразны
(трудовые, бытовые и другие.). Но не все двигательные действия можно назвать физическими упражнениями. Важнейший отличительный признак физических упражнений - соответствие сущности физической культуры ее закономерностям.
Возьмем, к примеру, ходьбу. Данное действие приобретает значение физического упражнения, если ей придаются рациональные формы, т.е. формы, оправданные


Автономия личности. 2020. № 1(21)
78/191
с позиций физического воспитания, обеспечиваемый ею уровень функциональной активности организма соответствует эффективному развитию физических качеств, умений и навыков.
В настоящее время практикуется огромное количество физических упражне- ний. Они существенно различаются между собой как по форме, так и по содер- жанию [3, с. 34; 4, с. 157].
Содержание физического упражнения составляют входящие в него действия и те основные процессы, которые происходят в организме по ходу упражнения. Эти процессы сложны и многогранны. Они могут рассматриваться в различных аспектах: психологическом, физиологическом, биохимическом и др.
В физиологическом отношении физические упражнения характеризуются переходом организма на повышенный (сравнительно с покоем) уровень функцио- нальной активности. Диапазон этого перехода может быть в зависимости от особенностей выполнения упражнения весьма значителен. Легочная вентиляция, например, может возрастать в 30 раз и более, потребление кислорода – в 20 раз и более, минутный объем крови – в 8 раз и более. Функциональные сдвиги во время упражнений стимулируют последующие процессы восстановления и адаптации, благодаря чему физические упражнения при определенных условиях служат мощ- ным фактором повышения функциональных возможностей организма.
Изменения, возникающие в организме при выполнении физических упражне- ний, захватывают все органы и все системы организма, начиная с молекулярного уровня [5, с. 111].
Существует связь между функцией любой клетки и ее генетическим аппаратом, управляющим синтезом белка. Интенсивная функция стимулирует синтез белков, обеспечивающих осуществление именно данной функции и, наоборот, ослабление функции приводит к снижению процесса синтеза белков и, в конечном счете, к дегенерации и гибели неработающих структур. Поэтому основным условием сохранения структурной целостности организма является активность, т. е. всесто- ронняя, интенсивная, гармоничная деятельность всех его систем. Чем интенсивнее функция, тем более полно осуществляются процессы самообновления.
При этом не просто восстанавливаются разрушающиеся и истощающиеся при работе структуры, а возникает избыточное восстановление, сверхвосстановление, суперкомпенсация.
Явление суперкомпенсации проявляется в большем накоплении энергети- ческих резервов в скелетных мышцах, в накоплении пластических материалов, обусловливающих их гипертрофию – рост массы, мощности и выносливости мышц, а также систем, обеспечивающих мышечную деятельность. Все эти изменения – непременное условие повышения функциональных возможностей организма человека.
Естественные факторы окружающей среды (солнечная радиация, качество водной и воздушной среды) могут служить немаловажными средствами укрепления здоровья, закаливания, совершенствования функциональных возможностей организма [6, с. 113].


Автономия личности. 2020. № 1(21)
79/191
В процессе физической культуры, названные оздоровительные силы природы могут использоваться в двух направлениях: как сопутствующие условия занятий физическими упражнениями (проведение занятий на свежем воздухе, при солнеч- ном облучении, в условиях горного климата и т.п.), когда естественные факторы среды дополняют, усиливают и оптимизируют воздействие физических упражне- ний; при организации специальных процедур (воздушные, солнечные и водные ванны, сеансы закаливания и т.п.), в ходе которых воздействие этих естественных факторов дозируется определенным образом как относительно самостоятельное средство закаливания и оздоровления. Например, все шире используется пребыва- ние в необычных условиях среды (чаще всего в горах) в целях стимулирования увеличения работоспособности (на основе адаптации организма к условиям кислородной недостаточности и другим факторам горной либо другой непривычной среды) [7, с. 90].
Одним из основных результатов использования естественных факторов среды в процессе физической культуры является закаливание человека. Закаливание, если в ходе него не нарушается мера приспособительных возможностей организма, ведет к укреплению здоровья и росту работоспособности. Для разностороннего закаливания важно применять средства, по-разному воздействующие на организм
(вода и воздух различной температуры, солнечная радиация различной силы в сочетании с другими факторами), причем закаливающий эффект может быть усилен при сочетании их с физическими упражнениями.
Социальные исследования свидетельствуют, что, сочетая физические упражне- ния с естественными факторами закаливания, можно повысить общую устойчивость организма к ряду неблагоприятных воздействий, с которыми сталкивается человек в условиях современной жизни и профессиональной деятельности (вибрации, укачивание, перегрузки при ускорениях, состояние невесомости и др.).
Гигиенические факторы – обеспечиваются реализацией норм и требований по гигиене труда, отдыха, питания, физкультурных занятий, бытовой обстановки и т.д.
Соблюдение гигиенических правил в процессе физического воспитания во многом обусловливает положительный эффект занятий физическими упражнениями.
Особое значение при этом имеет оптимизация режима физических нагрузок и отдыха, питания и внешних условий занятий (чистота, вентиляция и освещенность мест занятий, должное гигиеническое состояние инвентаря и оборудования и т.д.), а также условий, способствующих восстановлению после занятий, предупреждению заболеваний и укреплению здоровья (душ, сауна, массаж, искусственная аэроио- низация и ультрафиолетовое облучение и т.д.) [8, с. 10;9, с. 138].
Хотя естественные факторы среды и гигиенические условия не являются главными средствами физической культуры, их значение трудно переоценить.
Можно сделать вывод, что средства физической культуры оказывают огромное комплексное влияние на организм и его функциональные возможности. Следует обращать внимание на все факторы (биохимические, психологические и физио- логические) и это позволит более глобально решить проблему физического состоя- ния организма.


Автономия личности. 2020. № 1(21)
80/191
Литература
1. Выдрин В. М. Методические проблемы теории физической культуры // Теория и
практика физической культуры, 2014. № 6. С. 10-12.
2. Николаев Ю. М. Теория физической культуры: функциональный, ценностный,
деятельностный, результативный аспекты. СПб., 2016. - 156 с.
3. Виленский М. Я. Физическая культура студента : учебник. М. : Гардарики, 2001.
448 с.
4. Евсеев Ю. И. Физическая культура. Ростов-н/Д. : Феникс, 2002. 384 с.
5. Алдошин А. В. Физическая рекреация курсантов и слушателей образовательных
организаций системы МВД России // Научный вестник Орловского юридического
института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2019. № 1 (78). С. 110-113.
6. Моськин С. А. Использование средств физической культуры и спорта в процессе
профессиональной подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел //
Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени
В. В. Лукьянова. 2019. № 2 (79). С. 110-113.
7. Кузнецов М. Б. Профессиональная значимость физической подготовки
сотрудников органов внутренних дел // Актуальные проблемы физической культуры и
спорта курсантов и слушателей. 2017. С. 89-92.
8. Алдошин А. В. Психофизическая работоспособность курсантов и слушателей
Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова // Актуальные
проблемы физической культуры и спорта курсантов, слушателей и студентов. 2016.
С. 8-11.
9. Алдошин А. В., Алдошина Е. А. Профессионально важные качества необходимые
выпускникам вузов // Инновации в образовании : сборник материалов Международной
научно-практической конференции, 2010. С. 136-139.
References
1. Vydrin V. M. Metodicheskie problemy teorii fizicheskoy kul'tury [Methodological
problems of the theory of physical culture]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury - Theory and
practice of physical culture, 2014, no. 6, pp. 10-12.
2. Nikolaev Yu. M. Teoriya fizicheskoy kul'tury: funktsional'nyy, tsennostnyy,
deyatel'nostnyy, rezul'tativnyy aspekty [Theory of physical culture: functional, value, activity, and
performance aspects]. St. Petersburg, 2016, 156 p.
3. Vilenskiy M. Ya. Fizicheskaya kul'tura studenta [Physical culture of a student]. Moscow,
Gardariki, 2001, 448 p.
4. Evseev Yu. I. Fizicheskaya kul'tura [Physical culture]. Rostov-on-Don, Phoenix Publ.,
2002, 384 p.
5. Aldoshin A. V. Fizicheskaya rekreatsiya kursantov i slushateley obrazovatel'nykh
organizatsiy sistemy MVD Rossii [Physical recreation of cadets and listeners of educational
institutions of the MIA of Russia]. Nauchnyy vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD
Rossii imeni V. V. Luk'yanova - Scientific Bulletin of Orel law Institute of the MIA of Russia named
after V. V. Lukyanov, 2019, no. 1(78), pp. 110-113.
6. Moskin S. A. Ispol'zovanie sredstv fizicheskoy kul'tury i sporta v protsesse
professional'noy podgotovki budushchikh sotrudnikov organov vnutrennikh del [Use of means of
physical culture and sports in the process of professional training of future employees of internal


Автономия личности. 2020. № 1(21)
81/191
Affairs bodies]. Nauchnyy vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni
V. V. Luk'yanova - Scientific Bulletin of the Orel law Institute of the Ministry of internal Affairs of
Russia named after V. V. Lukyanov, 2019, no. 2(79), pp. 110-113.
7. Kuznetsov M. B. Professional'naya znachimost' fizicheskoy podgotovki sotrudnikov
organov vnutrennikh del [Professional significance of physical training of employees of internal
Affairs bodies]. Aktual'nye problemy fizicheskoy kul'tury i sporta kursantov i slushateley [Actual
problems of physical culture and sports of cadets and listeners]. 2017, pp. 89-92.
8. Aldoshin A. V. Psikhofizicheskaya rabotosposobnost' kursantov i slushateley Orlovskogo
yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V. V. Luk'yanova [Psychophysical performance of
cadets and students of the Orel law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia named
after V. V. Lukyanov]. Aktual'nye problemy fizicheskoy kul'tury i sporta kursantov, slushateley i
studentov [Actual problems of physical culture and sports of cadets, students and students].
2016, pp. 8-11.
9. Aldoshin A. V., Aldoshina E. A. Professional'no vazhnye kachestva neobkhodimye
vypusknikam vuzov [Professionally important qualities necessary for University graduates].
Innovatsii v obrazovanii : sbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy
konferentsii [Innovations in education: collection of materials of the International scientific and
practical conference]. 2010, pp. 136-139. (In Russia).