Файл: Потенциал и разность потенциалов электрического поля.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел долгосрочного плана: 8.4.1.9 | Школа: КГУ Ленинская СШ» | |||||
Дата: | ФИО учителя: Гунько Вадим Анатольевич | |||||
Класс: 8 | Количество присутствующих: | отсутствующих: | ||||
Тема урока | Потенциал и разность потенциалов электрического поля | |||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебный план) | 8.4.1.9 - объяснять физический смысл разности потенциалов и потенциала; | |||||
Цели урока | Все учащиеся смогут: -объяснять физический смысл разности потенциалов и потенциала; Многие учащиеся смогут: Объяснить связь между потенциальной энергией и работой электрического тока. Некоторые учащиеся смогут: -анализировать поведение электрического заряда при перемещении из одной точки поля в другую. -доказать физический смысл понятия «разность потенциалов» | Уровень навыков Понимание Применение Анализ и оценка | ||||
Критерии оценивания | Все учащиеся: -Формулируют определение понятиям «потенциал» и «разность потенциалов» - объясняют физический смысл разности потенциалов и потенциала; Многие учащиеся: Объясняют изменение потенциальной энергии через совершение работы, раскрывая энергетический смысл понятия «потенциал». Некоторые учащиеся: -Анализируют, поведение электрического заряда при перемещении из одной точки поля в другую -применяют результат анализа при решении практических задач -доказывают физический смысл понятия «разность потенциалов в процессе решения задачи | |||||
Языковые цели | Учащиеся могут: Учащиеся в устной форме могут объяснять физический смысл разности потенциалов и потенциала | Серия полезных фраз для диалога/письма: Потенциал-әлеуеті-potential разность потенциалов-потенциялдар айырымы-potential difference заряд-заряд-charge | Лексика и терминология, свойственные предмету: Потенциал-это есть…. Разностью потенциалов называется…. Разность потенциалов в различных точках поля….. | |||
Воспитание ценностей | Обучающийся понимает важность преемственности научных открытий и достижений, научного и культурного наследия; работать в группе, выполняя индивидуальную работу, согласовывать свои действия с группой, развивать навыки конструктивной коммуникации; бережно относиться к школьному имуществу | |||||
Межпредметные связи | Техника-линия электропередач, природные явления-молния ,математика-вывод формул | |||||
Предварительные знания | Понятия: Электрическое поле, напряженность электрического поля |
Ход урока.
Запланированные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Начало урока Приветствие учащихся Актуализация знаний | Учебная деятельность каждой группы и её участники в течении всего урока оцениваются спикером группы и все результаты заносятся в оценочный лист Приложение к уроку№2-Оценочный лист») Создание каллобаротивной среды:(1-2мин) Упражнение «Картина двух художников» Цель: Умение работать в парах, развитие навыка совместной деятельности, развитие эмпатии. Проведение: парами, не договариваясь, держась вдвоем за один карандаш нарисовать любую картину: кошку, домик, елку и т.д. Деление класса на группы(3-5мин) Участники садятся в круг. «Я раздам вам карточки, на которых написано название физической величины. Названия повторяются. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано "Заряд", знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано "Заряд"». (в карточках надпись: поле, работа) «Прочитайте, пожалуйста, что написано ни вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого – найти свою группу. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить. Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча. Когда вы найдете свою группу, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все группы будут образованы, мы проверим что у нас получилось». После того как все участники группы нашли свою группу, учитель спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?». Это упражнение обычно проходит очень весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость. Оно способствует дальнейшему раскрепощению участников. В то же время оно способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой стороны, искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим. Обратная связь После завершения упражнения можно предложить поделиться впечатлениями, рассказать о том, как участники находили свою группу. Используется стратегия «Вопросительные слова» Универсальный приём ТРКМ, направленный на формирование умения задавать вопросы, а также может быть использован для актуализации знаний, учащихся по пройденной теме урока. Каждой группе учащихся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме (или новой теме) урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы (время выполнения задания-5-7 мин) (приложение№1«Вопросительные слова») Задание для формативного оценивания по теме «Электрическое поле, напряженность электрического поля» Этап урока «Актуализация знаний»
стратегия «Вопросительные слова»
Примерные предложения ответы
( Число вопросов, основных терминов может быть любое количество, дескрипторы составляются согласно цели утвержденной в долгосрочном планировании) Обратная связь Учитель, выслушав все предложенные ответы, на «Вопросительные слова», предлагает участникам обменятся оценками в виде сигнальных карточек различного цвета с комментарием-почему именно такую оценку вы выставили своим оппонентам. Красный цвет-Вопросительные слова были составлены неправильно. Желтый цвет-Вопросительные слова были составлены с некоторыми неточностями передачи физического смысла вопросов. Зелёный цвет-Вопросительные слова были составлены все правильно (Используется один из видов критериального оценивания формативное оценивание) | Маркеры, фломастеры, карандаши, листы бумаги формат А4,3,5 Готовые листы с надписями Готовые таблицы на партах групп На партах сигнальные карточки трёх цветов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Середина урока Изучение нового материала (10-20 мин) | Форма введения новых понятий- беседа-диалог Итак ребята, мы с вами узнали - Что есть за материя «Электрическое поле» и ввели одну из энергетических характеристик-напряженность электрического поля. Сегодня мы введем ещё несколько величин, которые позволят нам ещё ближе узнать-Что такое «Электрическое поле»- это потенциал и разность потенциалов. Термин «Потенциал» многие уже слышали, поэтому я попрошу Вас составить небольшой кластер-рисунок в котором ключевым словом будет слово «Потенциал» и Вы к нему подберете слова синонимы: Задание для формативного оценивания по теме «Потенциал разность потенциалов электрического поля» Этап урока «Изучение нового материала» Название «Колесо-синонимов и ассоциаций» Потенциал-ресурсы, резервы, возможности. Потенциал- мощь , сила. Потенциал- возможность, действительность. Потенциал-способность, средства, источники.
(Данное задание проводится с дифференциацией по результату (учет творческих способностей уч-ся)) .Чем больше звезд наберёт группа тем она лучше объяснила смысл термина «потенциал») Итак, ваших ответах прозвучали такие слова «способность», возможность и.т.д.Давайте посмотрим теперь небольшой видеоролик на тему «Потенциал» при просмотре записывайте всю важную для вас информацию и затем сделаем задание: Составить опорный план-конспект «Понятие потенциал в физике» используя стратегию «Информация-выбери главное» (Дифференциация с поддержкой учителя) Задания для формативного оценивания по теме «Потенциал и разность потенциалов» Этап урока «Изучение нового материала»
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Идем далее-Разность потенциалов Учащиеся самостоятельно просматривают видеоролик и затем решают задачи Данное задание проводится с дифференциацией на темп Задания для формативного оценивания по теме «Потенциал, разность потенциалов электрического поля» Этап урока «Изучение нового материала»
Задача 1. При перемещении заряда между точками с разностью потенциалов 1 кВ электрическое поле совершило работу 40 мкДж. Чему равен заряд? Это простая задача на понимание смысла величины разности потенциалов. Разность потенциалов равна работе по переносу заряда, деленной на величину этого заряда. Выразим значение заряда: И вычислим ответ: Ответ: Задача №2 Какую разность потенциалов должен пройти электрон, чтобы его скорость увеличилась от 10 до 30 Мм/с? Решение: изменение кинетической энергии электрона при прохождении такой разности потенциалов можно найти из соотношения: ΔE = mυ22 / 2 — mυ12 / 2 = 8 / 18 · 9.1 · 10 − 31 · (30 · 10 6)2 = 3.6 · 10 − 16 Дж. Это же изменение по закону сохранения энергии равняется работе, которую совершило при этом электрическое поле: E = —A = -3.6 · 10 − 16 Дж. Используя соотношение, записанное в самом начале, получаем: φ2 − φ1 = A / q = -3.6 · 10 − 16/ 1.6 · 10-19 = -2250 В. Ответ: -2250 В.
| Ватман, маркеры звезды Видеоролик№1 Видеоролик№3 Видеоролик №2 Карточки с задачами | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конец урока | Закрепление материала Физический диктант (выполняется самостоятельно в группах) Тема: «Потенциал электростатического поля, разность потенциалов» 1.Какие поля называются потенциальными? 2.К какому виду относится энергия взаимодействия заряженных тел? 3. Дайте определение потенциала. 4.Дайте определение разности потенциалов. 5.Как связаны напряженность электрического поля с разностью потенциалов? (дифференциация данного задания по результату)
Д/З Рефлексия "Благодарю…". В конце урока преподаватель предлагает каждому обучающемуся выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Преподавателя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово преподавателя является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий. | Текст диктанта на партах групп | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На более сложных вопросах урока предлагается дифференциация с поддержкой учителя. Перед более способными учащимися ставится задача самостоятельно применили результат анализа при решении практических задач -доказали физический смысл понятия «разность потенциалов в процессе решения задачи | Собрать результат по листам контроля-оценивания деятельности учащихся согласно цели обучения у спикеров групп всех участников. | Проведение физкультминутки на уроке |
Рефлексия по уроку | Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. |
Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? | |
Если нет, то почему? | |
Правильно ли проведена дифференциация на уроке? | |
Выдержаны ли были временные этапы урока? | |
Какие отступления были от плана урока и почему? | |
Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках? |