Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Денежно-кредитная система региона
Содержание
Введение 3
1 Понятие и функции денежно-кредитной системы региона 4
2 Управление денежно-кредитным потенциалом региона 10
Заключение 14
Список литературы 16
Введение
Значение и роль грамотной денежно-кредитной политики в настоящее время не только не снижается, а объективно возрастает. Перед кредитной системой ставится задача трансформации привлеченных накоплений во внутренние инвестиции и ликвидации разрыва между инвестициями и потребностью в них реального сектора экономики. Финансовые ресурсы распределяются крайне неравномерно. Сегодня, за исключением нескольких главных финансовых центров страны, практически все регионы испытывают острый дефицит финансовых ресурсов, что, в свою очередь, тормозит процессы экономического развития регионов. Изучение взаимосвязи региональной экономики и формирования кредитного потенциала, исследование реакции экономики регионов на применение денежно-кредитных инструментов и рычагов становится актуальным и необходимым для выявления приоритетных направлений финансового регулирования.
Следует отметить, что и в России, и за рубежом авторы исследований в большинстве своем рассматривают кредитную политику в целом, не принимая во внимание тот факт, что воздействие единой государственной политики проявляется в результатах экономического развития регионов. Эффективность этого воздействия обусловлена уровнем развития каждого конкретного региона, состоянием его реального и финансового секторов, действиями территориального управления центрального банка. Особенно это актуально для Российской Федерации. В связи с этим изучение подходов к управлению и эффективному формированию регионального кредитного потенциала представляется актуальным и важным.
Целью исследования является определение и обоснование подходов к формированию и управлению денежно-кредитной системой региона.
1 Понятие и функции денежно-кредитной системы региона
Денежно-кредитная система – одно из важнейших звеньев, обеспечивающих формирование общего финансово-инвестиционного потенциала. Содержание и функции данного звена на макроуровне достаточно широко изучены в научной литературе. В настоящее время под денежно-кредитной системой понимают совокупность звеньев, участвующих в формировании, распределении и использовании фондов денежных средств [1].
Государственное устройство и принципы организации территориального пространства обуславливают сложный характер структуры государственной денежно-кредитной системы. В соответствии с уровнями управления в РФ государственная денежно-кредитная система может быть представлена как совокупность региональных денежно-кредитных систем. Несмотря на достаточную степень условности такого подхода, связанную с тесным переплетением отдельных секторов финансового рынка на региональном уровне, существенную разницу в уровнях развития отдельных элементов денежно-кредитных систем по регионам, единого характера действия многих механизмов регулирования функционирования денежно-кредитной системы, в научной литературе тезис о выделении региональных денежно-кредитных систем в качестве самостоятельного объекта управления практически не оспаривается [2, 3].
Денежно-кредитная система выполняет несколько важнейших функций:
1. Регулирующая функция.
2. Стимулирующая функция.
3. Перераспределительная функция.
4. Контрольная функция.
Остановимся на специфике реализации основных функций денежно-кредитных систем на региональном уровне.
Степень проявления четырех основных функций денежно-кредитной системы на региональном уровне в значительной степени отличается от федерального уровня. Такие функции, как стимулирующая, регулирующая и контрольная, проявляются гораздо менее интенсивно, чем в макроэкономическом масштабе (рисунок 1).
Рисунок 1 – Степень проявления функций региональных денежно-кредитных систем
Причинами этого являются низкие возможности принятия решений в области применения рычагов денежно-кредитной политики на региональном уровне (снижение значимости регулирующей функции), централизованность системы сбора информации о функционировании денежно-кредитной системы и состоянии субъектов, ее формирующих (снижение значимости контрольной функции), тенденции к уменьшению числа самостоятельных кредитных учреждений (региональных банков) и увеличение в структуре банковских операций в регионах доли филиалов и подразделений крупных федеральных банков (снижение значимости стимулирующей функции).
При изучении роли региональных денежно-кредитных систем на первый план выходит реализация перераспределительной функции. В рамках реализации данной функции в регионе формируется достаточная финансовая база для обеспечения необходимых темпов экономического роста, удовлетворяется потребность в инвестиционных ресурсах различных отраслей экономики и секторов хозяйства, формируются условия для рациональной организации финансовых потоков и использования различных схем финансирования хозяйствующих субъектов.
Ранее авторами достаточно подробно был рассмотрен спектр вопросов, связанных с содержанием, структурой и значением региональных денежно-кредитных систем для формирования достаточной базы для обеспечения необходимого уровня экономического развития отдельных территорий [4]. В частности, региональные денежно-кредитные системы было предложено рассматривать с позиции смешанного структурно-процессного подхода, а в качестве их структурных элементов выделены банковские и небанковские кредитные учреждения, финансовые рынки и биржи, инвестиционные фонды и компании, страховые организации, прочие субъекты (факторинговые, лизинговые компании и др.).
Базовым показателем сформированной денежно-кредитной системы в регионе является кредитный потенциал. Как структурный элемент финансово-инвестиционного потенциала региона кредитный потенциал играет важную роль. Его значение определяет развитие и деятельность реального сектора экономики региона, объем инвестиций в основной капитал, что, в свою очередь, оказывает влияние на занятость населения и его доходы. Кредитные ресурсы становятся в современных условиях значимым инструментом обеспечения экономического роста региона, его финансовой состоятельности.
Кредитный потенциал региона представляет собой совокупность финансовых ресурсов, которые могут быть аккумулированы денежно-кредитной системой субъекта РФ и которые могут быть использованы в качестве инвестиционной базы устойчивого экономического развития региона. Концепция формирования кредитного потенциала включает в себя цели, методы и инструменты комплексного управления его составными элементами. Система управления региональным кредитным потенциалом, как и любая другая система управления, образована совокупностью элементов: субъекты управления, объекты управления, функции управления, методы и инструменты воздействия, цели управления.
В качестве конкретных источников кредитных ресурсов в регионе следует выделить:
-
Банковский сектор, который является основным элементом денежно-кредитных систем региона. На данный элемент кредитной системы приходится более 80 % от всего объема кредитных операций в регионах. Именно банки аккумулируют свободные ресурсы хозяйствующих субъектов и физических лиц, способствуют созданию ресурсной базы для реализации инфраструктурных и социальных проектов и обеспечивают региональную экономику денежными средствами. Развитие кредитных операций банков напрямую связано с обеспечением экономического роста и повышения уровня жизни населения региона. Региональные банковские системы, состоящие из региональных банков (региональным банк будет для того субъекта, в котором он непосредственно зарегистрирован) и подразделений кредитных учреждений (как правило, это филиалы, офисы, представительства крупных столичных банков), различаются по степени влияния на региональные инвестиционные процессы. Такое влияние обусловлено специфическими чертами хозяйства конкретного субъекта РФ, а также инвестиционным потенциалом и структурой источников финансирования инвестиций в основной капитал в регионе. -
Рынок ценных бумаг. Следует отметить, что на субфедеральном уровне понятие рынка ценных бумаг достаточно условное. Это связано, во-первых, со слабым развитием инфраструктуры рынков ценных бумаг в регионах (отсутствие полноценных бирж, профессиональных участников и т.д.), а во-вторых, с высокой степенью их межрегиональной интеграции (выделить конкретные границы регионального рынка ценных бумаг практически невозможно в связи с наличием значительного числа операционных и информационных межрегиональных связей, а также связей с федеральным уровнем) [5]. Тем не менее многие ведущие исследователи выделяют данную дефиницию, понимая под ней совокупность таких секторов, как сектор субфедеральных ценных бумаг (как правило, это региональные и муниципальные облигации), сектор корпоративных ценных бумаг предприятий и организаций, функционирующих на территории региона, а также сектор ценных бумаг, выпускаемых региональными кредитными учреждениями. По сравнению с федеральным уровнем значение региональных рынков ценных бумаг значительно ниже, а их функции более узкие. Так, если для федерального рынка ценных бумаг характерен приоритет таких функций, как перераспределение прав собственности, индикативно-информационная функция, функция хеджирования рисков, то для регионального рынка ценных бумаг первична функция формирования капитала, в том числе за счет привлечения кредитных ресурсов. -
Небанковский финансовый сектор, к которому авторы относят совокупность страховых организаций, лизинговых, факторинговых компаний и других финансовых посредников, участвующих в реализации финансовых отношений на определенной территории. С развитием финансовых операций, актуализацией сокращения периода оборота финансовых ресурсов для реального сектора экономики, значение данного источника кредитных ресурсов будет возрастать. -
Бюджетные ресурсы. Как правило, кредитование осуществляется в рамках приоритетных направлений развития региональных систем на льготных условиях. Механизмами реализации для данного источника кредитных ресурсов выступают региональные государственные инвестиционно-кредитные фонды, центры поддержки бизнеса и развития предпринимательства, региональные и муниципальные целевые программы и др.
Формирование кредитного потенциала должно осуществляться непрерывно. Кредитный потенциал, как неоднократно отмечалось в научной литературе (например, [6]), является динамической категорией, подвержен постоянным изменениям как в отношении формирования, так и использования, связанным с приоритетами вложения кредитных ресурсов в зависимости от экономической ситуации в регионе и в стране в целом на сегодняшний момент. Поэтому логично предположить, что органы власти, принимая определенные стратегические, тактические и оперативные решения, способны оказывать влияние на его состояние и таким образом управлять кредитным потенциалом.
2 Управление денежно-кредитным потенциалом региона
Управление региональным денежно-кредитным потенциалом представляет собой сложный процесс всестороннего воздействия на его составляющие с целью наращивания для обеспечения эффективного инвестиционного процесса в данном регионе.
Управление денежно-кредитным потенциалом региона должно базироваться на взаимосвязанных и взаимообусловленных принципах, позволяющих добиться максимальной эффективности использования кредитного потенциала, таких как: комплексности, сбалансированности, экономической целесообразности, адаптации к изменению внешних и внутренних финансовых условий, прозрачности.
Концептуально управление денежно-кредитным потенциалом региона можно представить как процесс, включающий в себя несколько направлений:
1) мониторинг состояния денежно-кредитной сферы региона;
2) определение и анализ качественных и количественных характеристик регионального кредитного потенциала;
3) определение и применение инструментов и рычагов использования и наращивания кредитного потенциала региона.
Управление денежно-кредитным потенциалом предполагает воздействие со стороны государства на составляющие денежно-кредитной системы с целью повышения эффективности деятельности региональных финансовых институтов и формирования финансовой базы, достаточной для реализации инвестиционных проектов на территории региона.
Управление денежно-кредитным потенциалом подразумевает не только управление его формированием, использованием и наращиванием, но и управление рисками и угрозами, возникающими в процессе формирования, использования и наращивания кредитного потенциала.
В качестве субъектов управления денежно-кредитным потенциалом выступают органы власти. Оценивая вклад органов власти различного уровня в систему управления денежно-кредитным потенциалом и степень влияния на кредитную активность, следует отметить, что в этой системе ведущее место занимают органы федерального уровня, среди которых ключевая роль отводится Центральному банку РФ. Центральный банк выступает в качестве органа реализации монетарной политики, устанавливая целевые ориентиры и используя широкий диапазон денежно-кредитных инструментов (в системе инструментов выделяют несколько групп рычагов, в частности классифицируя их по степени воздействия на финансовую систему, по способу влияния на денежную массу и кредитную активность, по оперативности передачи импульсов экономике [7]). Для влияния на финансовые процессы Центральный банк РФ использует несколько каналов, среди которых
канал процентной ставки, канал благосостояния, канал валютного курса, кредитный канал, инфляционный канал [8]. Действия Центрального банка определяют такие параметры региональных кредитных рынков, как уровень и динамика процентных ставок, степень кредитной активности банковского сектора, спрос и предложение на субфедеральные, муниципальные ценные бумаги.
Отдельно следует отметить, что в настоящее время все ключевые решения, принимаемые Центральным банком, реализуются централизованно, без дифференциации в региональном разрезе, а территориальные учреждения Банка России практически не имеют полномочий в области принятия самостоятельных решений при участии в проведении денежно-кредитной политики на определенной территории.
В функции Министерства финансов РФ входит разработка основ государственной политики и реализация механизмов регулирования в области банковской деятельности, валютных отношений, функционирования финансовых рынков и т.д. В целом система методов влияния Министерства финансов на кредитные процессы может быть охарактеризована как система косвенного воздействия. Действия Министерства финансов определяют следующие направления воздействия на региональный кредитный потенциал: повышение инвестиционной привлекательности определенной территории, в том числе для банковского сектора, за счет введения специальных инвестиционных режимов; реализация программ поддержки кредитования приоритетных отраслей экономики и областей деятельности; развитие денежно-кредитной инфраструктуры за счет нормативно-правового регулирования деятельности субъектов различных секторов финансового рынка (рынка ценных бумаг, рынка капитала, валютного рынка, страхового рынка и других составляющих).
Степень воздействия региональных и муниципальных органов власти на формирование и реализацию кредитного потенциала определенной территории в настоящее время невысока.
Среди основных инструментов субфедерального уровня, которые могут влиять на формирование и реализацию кредитного потенциала, можно выделить следующие: принятие нормативных документов, направленных на субсидирование процентных ставок при кредитовании приоритетных отраслей экономики (например, на региональном уровне в настоящее время во многих субъектах РФ приняты меры по дополнительному субсидированию ставок по ипотечному кредитованию для некоторых социальных групп населения); создание региональных финансовых институтов, деятельность которых направлена и на обеспечение доступа к кредитованию на льготных условиях (в практике наиболее популярной формой подобных институтов выступают фонды или центры поддержки предпринимательства, которые кредитуют перспективные и социально значимые проекты в области малого и среднего бизнеса) [7].