ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 13
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
СРЕДСТВО | ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ПРИМЕР |
Метафора | Троп, основанный на сходстве двух явлений (скрытое сравнение) | Пчела из кельи восковой Летит за данью полевой |
Олицетворение | Троп, основанный на перенесении признаков, свойств живого существа на неодушевленные предметы или явления природы | И звезда с звездою говорит (М. Лермонтов) |
Метонимия | Троп, основанный на связи явлений (связь между страной и ее жителями; связь между фамилией автора и его произведением; связь между материалом и предметом, из него изготовленным) | Волновался Париж беспокойный (Н. Некрасов); Я прочитал всего Махмуда (Р. Гамзатов); Хрусталь и бронза на столе (А. Пушкин) |
Синекдоха | Троп, основанный на замене единственного числа множественным, и наоборот. | Не швед ли мнил, что он главою, Как атлас, держит целый свет? (А. Пушкин) |
Оксюморон | Эпитет, противоречащий определяемому слову. | Сладкая горечь; мрачный свет. |
Гипербола | Троп, основанный на явном художественном преувеличении размеров предметов, образов, явлений. | В сто сорок солнц закат пылал (В. Маяковский) |
Литота | Троп, основанный на явном преуменьшении размеров | Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить (Н. Некрасов) |
Ирония | Троп, основанный на контрасте. Употребление слов именуется ироничным в случае снижения значения. | Откуда, умная бредешь ты голова? (речь идет о глупце) |
Аллегория | Троп, основанный на условном обозначении важных явлений. | Волк-аллегория хищника; Овца-аллегория жертвы; Лиса-хитрости. |
Эпитет | Поэтическое определение существенных с точки зрения автора признаков, свойств литературного образа. По значению эпитеты делятся: изобразительные (определяют цвет, форму, размеры, запах, материал), лирические или эмоциональные (выражают чувства поэта), лиро-эпические (сочетают в себе признаки лирического и изобразительного эпитетов), постоянные (определяют устойчивые признаки предметов), метафорические (содержат элемент сопоставления). | Синий платок(и); волшебная тишина утра(э); свежее дыхание ветерка(л-э); красно девица(п); жемчужные зубы(м). |
Сравнение | Сопоставление двух отчетливых понятий, явлений. Признаком сравнения является наличие союзных слов (как, точно, словно, будто, подобно). | Лес, точно терем расписной (И. Бунин). |
Перифраз | Развернутое описательное выражение, которое заменяет точное название явлений природы, исторического лица и.т.д. | Луна – небесная лампада; Юность-веста наших дней; бабочка- порхающий цветок. |
СИНТАКСИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
СРЕДСТВО | ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ПРИМЕР |
Антитеза | Противопоставление двух образов, понятий или явлений, что свидетельствует о конфликтности, контрастности противоборствующих сил. | Ты богат, я очень беден Ты прозаик, я поэт (А. Пушкин) |
Градация | Это предложение с однородными членами ,в котором каждое последнее слово усиливает значение предыдущего. | Я выйду, я выбегу, брошусь на встречу (И. Уткин) |
Эллипсис | Это пропуск в предложении или стихе одного или нескольких значащих слов (чаще глаголов). | Шопот. Робкое дыхание, Трели соловья, Серебро и колыхание Сонного ручья (Фет) |
Риторические формы | Р. вопрос - вопросительный оборот речи, не требующий непосредственного ответа. Р. обращение – обращение поэта к явлениям природы, к отсутствующим, к умершим, т.е. к тому, кто не может дать ответа. Р. восклицание – оборот речи, который произносится выразительно, сильно, с восклицательной интонацией. | Что ты клонишь над водами, Ива, макушку свою? (р.вопр.) (И. Тютчев) Смотри как роща зеленеет, Палящим солнце облита. (р.обращ.) Да здравствует солнце! Да скроется тьма! (р.восклиц.) (А. Пушкин) |
Синтаксический параллелизм | Развернутое сопоставление двух явлений, данное в сходных синтаксических конструкциях. Чаще всего сопоставляются явления природы и душевное состояние человека. | Что затуманилась, зоренька ясная, Пала на землю росой? Что ты задумалась девушка красная, Очи блеснули слезой? (народная песня) |
Парцелляция | Расчленение фразы на части или даже на отдельные слова | Поэт внезапно встал. Побледнел. |
Повторы | Анафора – повторение слов в начале предложений, стихов, строф. Эпифора - повторение слов в конце предложений, стихов, строф. Стык – повторение слова или словосочетания в конце одного и вначале другого предложения, стиха, строфы. Кольцо – повторение слова или словосочетания в начале и в конце предложения, стиха, строфы. | Я пришел к тебе с приветом Рассказать, что солнце встало <…> Рассказать , что лес проснулся…(а.);(Фет) Была жара, жара плыла (с.) (В. Маяковский); Звезда вечерняя, печальная звезда (к.) (И. Тургенев); Стихотворение Пушкина «Моя родословная» (э.). |
Полисиндетон (многосоюзие) | Повторение одинаковых союзов при соединении однородных членов предложения. | И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы (А. Пушкин). |
Асиндетон (бессоюзие) | Интонационное, бессоюзное соединение однородных членов предложения. | Швед, русский! Рубит, колет, режет! (А. Пушкин). |
ПОЭТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА (эвфония)
СРЕДСТВО | ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ПРИМЕР |
Аллитерация | Повторение нескольких одинаковых согласных в стихе, строфе, предложении. | Утихает светлый ветер. Наступает серый вечер, Ворон канул на сосну, Тронул сонную волну. (А. Блок) |
Ассонанс | Повторение одинаковых гласных звуков в стихе, предложении, строфе. | Как хорошо ты, о, море ночное. |
Звукоподражание | Более четкое соответствие звукового строя речи созданному писателем образу. Многие звуки в природе имеют акустическое сходство со звуками языка. Так «р»-раскаты грома; «з»-звук металла; «с»-свист; «ш»-глухой шум | Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя \Грохочет в небе голубом. (Тютчев). |
ЛЕКСИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
СРЕДСТВО | ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ПРИМЕР |
Диалектизмы | Слова местные, взятые из говоров того же языка, чтобы придать выражению местный колорит. | Говорить-гутарить. |
Жаргонизмы | Употребление лексики профессиональных групп, возникающей в известной бытовой обстановке, например, в студенческой. Слова воровского жаргона называются арготизмами | Пара, зачетка, хвостисты. Атас, канает, шухер, хана. |
Вульгаризмы | Употребление грубых слов просторечия в литературе. | Стерва, шельма, сволочь. |
Архаизмы | Устаревшие, вышедшие из употребления слова. | Вежды – веки; ланиты-щеки; рамена – плечи; выя – шея; уста – губы; глаголить – говорить; ветрило- парус. |
Историзмы | Слова, представляющие собой названия существовавших когда-то, но исчезнувших предметов, явлений, человеческой жизни. | Смерд, кафтан, кокошник, аршин, грош, князь, боярин, волость, уезд. |
Неологизмы | Вновь образованные слова, ранее в языке не существовавшие. Авторские неологизмы называются окказионализмами | Я повсеградно оэкранен, Я повсесердно утвержден. |
Прозаизмы | Слова, относящиеся к прозаической лексике, но употребляемые в поэтическом контексте. | Я снова жизни полн: таков мой организм (Извольте мне простить ненужный прозаизм). |
Синонимы | Слова, близкие по значению, но различные по звучанию. | Маленький-крохотный. |
Антонимы | Слова, противоположные по смыслу. | День-ночь. |
Омонимы | Слова, одинаково звучащие но различные по значению. | Ключ, замок, |
РОДЫ И ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРЫ
ЭПОС | ЛИРИКА | ДРАМА | ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ |
Басня | Гимн | Водевиль | Баллада |
Былина | Инвектива | Драма | Поэма |
Легенда | Мадригал | Комедия | Роман в стихах |
Новелла | Ода | Мелодрама | |
Очерк | Песнь (песня) | Скетч | |
Повесть | Послание | Трагедия | |
Рассказ | Романс | | |
Роман | Сонет | | |
Сказка | Стансы | | |
Эпопея | Стихотворение | | |
Притча | Стихотворение в прозе | | |
Мемуары | Элегия | | |
Путевые записки | Эпиграмма | | |
Дневник | Эпитафия | | |
Пословица | Идиллия | | |
Загадка | Эпиталама | | |
В эпических произведениях художественно осваивается событие, то есть история, случай. Причем событие это представлено как предмет авторского повествования о нем, поэтому речевую структуру эпических произведений определяет именно авторское повествование
Лирика как литературный род представляет собой художественно освоенное душевное состояние, переживание и связано с выражением чувств, мыслей, а не с изображением событий. События в лирических произведениях могут быть упомянуты, но лишь как повод для выражения чувств автора и героев, поэтому лирические произведения бессюжетны.
Драма художественно осваивает действие. Действие считается частью события, его наиболее напряженной, динамичной частью, поэтому драматические произведения всегда сюжетны, и сюжеты их развиваются напряженно.