Файл: Законность понятие, принципы, гарантия, требования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
различных правовых отраслей между собой, а также взаимодействию объективного и субъективного права.

Принципы права не всегда являются очевидными при их практическом применении, однако, они имеют место в праве и правовой системе любого государства. В любом случае, правовые принципы или прямо устанавливаются в законодательных актах или следуют из содержания конкретных правовых норм1.

Принципы права по своему характеру не могут быть произвольными и независимыми. Они обусловлены экономическим, социальным и политическим устройством общества, социально-классовым характером конкретного государства и действующей в нем правовой системы.

Принципы права также зависят от следующих немаловажных факторов:

  • политического и государственного режима, действующего в конкретной стране;

  • принципов функционирования политической системы общества.

Таким образом, для обеспечения реального действия правовых принципов, необходимо соблюдение следующих условий: они должны находить свое отражение во многих правовых нормах, правовые нормы не должны противоречить принципам, закрепленным в статьях закона.

Принципы законности – это такие основополагающие идеи, принципиальные положения правовой жизни общества, через которые может быть выражено содержание законности.


§ 3. Требования и гарантии законности



Система гарантий включает:

  1. Общие условия.

  2. Специальные (юридические) условия.

  3. Специальные (организационно-юридические) средства.

Гарантии (условия) законности как режима общественной жизни:

  1. Общие условия – объективные (экономические, политические и т.д.) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование, способствующие возникновению законности.

Условия, обеспечивающие законность здесь выступают такие факторы, как степень организованности в экономической сфере, ритмичная работа всего хозяйственного организма, постоянный рост производительности труда и объема производства, устойчивая денежная система и т.п.

Основным политическим условием стабильной законности является сильная государственная власть1.

Юридические гарантии – совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленная на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав и свобод.

  1. Специально-юридические (условия) гарантии:

  • высокий уровень правосознания, которое понимает социальную ценность права;

  • всестороння урегулированность общественных отношений с помощью ром права;

  • законодательство стоящее на высокой ступени развития;

  • эффективность реализации и применения права;

  • государство отказывается в осуществлении своих функций от внеправовых методов и средств регулирования общественных отношений;

  • соблюдаются условия верховенства закона, равенства всех перед законом и судом. Законность требует, что бы при всеобщности регламентации общественных отношений государством, содержание закона, подзаконных нормативных актов всегда соответствовало идее права. Только при наличии законодательства, адекватного объективной природе общественных отношений, основным правовым принципам, идеям свободы, гуманизма и справедливости и обеспечивается режим законности.


  1. Специальные средства законности – это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности1.

Организационные и юридические гарантии:

  • средства обнаружения правонарушения. Гарантия, связанная с работой компетентных органов, направленной на обнаружение правонарушений с целью пресечения и устранения их последствия;

  • средства предупреждения правонарушения. Это закрепленные в праве средства позволяющие предотвратить возможные правонарушения;

  • средства пресечения правонарушения – средства, направленные на пресечения, недопущения, правонарушений, нарушений прав, свобод граждан и организаций;

  • меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранение последствий правонарушений;

  • юридическая ответственность – наказание лица, виновного в совершении правонарушения;

  • процессуальные гарантии;

  • правосудие – деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел с целью всемерного укрепления законности.

Соотношение законности и справедливости рассматривают как с позиции того, насколько справедливы защищаемые законностью порядки (отношения, учреждения, идеалы), так и с позиции признания справедливости определенным качеством, свойственным праву и законности как таковым. Чаще всего, когда речь идет о справедливости в юридической практике и науке, имеют в виду оценку не самого права, не самой законности, а тех отношений, которые ими защищаются. С этой точки зрения ясно, что наибольшей степенью справедливости обладает право, а потому и законность.

Применительно к законности справедливость – это беспристрастность, правильность реагирования юстиции на определенные поступки, решения споров о праве; равенство перед законом и судом, всеобщность требования соблюдения законов; соразмерность наказания тяжести содеянного, соответствие между целями законодателя и средствами их достижения. И наконец, законность справедлива, потому что (как и право) противостоит произволу
, бесправию и беззаконию, которые всегда нарушают любые социальные соразмерности и никогда не могут признаваться справедливыми, с каких бы исторических позиций ни подходить к этой справедливости1.

Законность с давних пор воспринималась многими выдающимися мыслителями как социальная справедливость.

Само собой разумеется, что черты справедливости могут быть свойственны требованию соблюдения закона только тогда, когда справедлив сам закон, когда он утверждает право и противостоит антиправу2.

Таким образом, как режим общественно-политической жизни законность не есть определенный, устоявшийся порядок отношений. В таком понимании она была бы тождественна правопорядку. Гарантии законности – это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности. Законность выступает как необходимость, которая выражается в системе определенных объективных требований, предъявляемых всем субъектам, участникам общественной жизни, урегулированной правом.

Глава II. Характеристика основных принципов законности и проблем их реализации




§ 1. Единство и верховенство законности



В перечень принципов законности могут быть включены следующие из них:

  • единство законности на всей территории страны;

  • верховенство закона;

  • равное положение всех перед законом;

  • неотвратимость привлечения к юридической ответственности за нарушение норм действующего законодательства;

  • гарантированность прав и свобод человека и гражданина;

  • целесообразность;

  • связь законности с общей культурой населения;

  • презумпция невиновности;

  • реальный характер законности1.

Принцип единства законности заключается в том, что в совокупности нормативно-правовых актов и с учетом особенностей конкретного региона, законность должна быть единой на всей территории страны. Недопустимым является создание отдельной системы законности в конкретном субъекте РФ, противоречащей общегосударственной системе законности.

Необходимо отметить, что в настоящее время принцип единства законности не имеет четкой практической реализации, так как в отдельных субъектах страны принимаются законы, которые входят в противоречие не только с федеральным законодательством, но и с положениями Конституции РФ.

В связи с чем, актуальным вопросом на сегодняшний день является формирование такой основы законности, которая приведет все законодательные акты субъектов в точное соответствие с положениями Конституции РФ.

Однако, единство законности не должно приводить к ограничению самостоятельности и инициативы муниципальных органов власти. Для того, чтобы принцип законности был реально действующим, со стороны федеральных органов государственной власти должна оказываться эффективная поддержка в подготовке и принятии законов с целью предотвращения отступлений регионов от общих предписаний закона.

Для того, чтобы обеспечить единство законности, применение и толкование законов должны быть одинаковыми на всей территории страны. То есть, федеральное законодательство должно быть настолько гибким, чтобы принимать во внимание не только интересы всей страны в целом, но и входящих в ее состав субъектов.