Файл: Законность понятие, принципы, гарантия, требования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.

Определенные исключения при привлечении к уголовной ответственности предусмотрены для женщин. Такие исключения связаны с естественными причинами (например, отсрочка отбывания наказания предусмотрена для беременных женщин).

В нормах действующего законодательства зарубежных стран, определенными преимуществами при привлечении к уголовной ответственности пользуются люди старшего поколения (например, к пожилым гражданам не может быть применена смертная казнь в виде уголовного наказания).

Такой принцип законности, как равенство всех перед законом, можно признать в большей степени декларативным. Например, в настоящее время в России многие специальные субъекты не могут быть привлечены к уголовной ответственности в связи с наличием у них предусмотренного действующим законодательством иммунитета (судейского, депутатского). То есть, в нарушение принципа равенства всех перед законом, абсолютный иммунитет все-таки делает возможным совершение преступлений некоторыми субъектами.

Однако, если преступление было совершено с использованием служебного положения, то уголовное наказание будет иметь более высокие пределы. В связи с чем, многие авторы наделяют принцип равенства всех перед законом чисто уголовно-правовым содержанием.

Равенство всех перед законом в рамках уголовного процесса может означать только одно: субъекты, которые совершили преступления, находятся перед законом в равном положении независимо от каик-либо причин и условий, которые были перечислены ранее в курсовой работе.

Однако, равенство всех перед законом не может означать, что за любые виды преступлений будет предусмотрена равная уголовная ответственность, так как санкции статей особенной части УК РФ существенно различаются.

Такая трактовка принципа равенства всех перед законом может быть признана сомнительной, так как различия между субъектами оказывают влияние не только на объем уголовной ответственности, но и на факт привлечения к ней.

Например, по российскому уголовному законодательству несовершеннолетние в возрасте от 14 до 16 лет подлежат привлечению к уголовной ответственности только в том случае, если совершенное ими деяние содержится в перечне, предусмотренном УК РФ.

В завершении рассмотрения принципа равноправия с точки зрения законности,
можно сделать вывод о том, что данный принцип имеет ограниченное применение, так как действует в уголовном праве в той мере, в которой это не противоречит справедливости и гуманизму, а также прочим изъятиям, установленным нормами международного и конституционного права.

Важным для состояния и укрепления законности принципом также является неизбежность наступления юридической ответственности, так как эффективность практической реализации положений действующего законодательства зависит не от жесткости санкций, а от неизбежности их наступления.

В отличие от понятия «наказание», юридическая ответственность является более широким понятием, так как законодатель не преследует цели в любом случае наказания применять санкции1.

Неотвратимость наступления юридической ответственности состоит не только в поимке и возложении ответственности на нарушителя. Условиями наступления юридической ответственности также являются:

  • распространяется на те сферы общественных отношений, в которых имеют место правонарушения;

  • наступлению юридической ответственности предшествует нарушение прав и законных интересов других субъектов или неисполнение предусмотренных законом обязанностей, а также ненадлежащее их исполнение;

  • применение мер юридической ответственности должно являться последовательным, санкции должны соответствовать характеру и степени общественной опасности содеянного;

  • не могут быть сделаны исключения из правила об обязательности юридической ответственности по отношению к отдельным субъектам;

  • закон, отягчающий ответственность, обратной силы не имеет2.

Немаловажным принципом законности является гарантированность прав и свобод человека и гражданина. Сущность данного принципа состоит в том, что без соблюдения законности невозможно в полной мере и эффективно реализовать принадлежащие человеку права и свободы. Законность гарантирует такие права и свободы, в свою очередь, такие права и свободы являются показателем состояния законности.

В качестве принципа законности можно рассматривать ее связь с общей культурой населения, так как от уровня культурного развития общества зависит состояние законности. Соблюдение норм действующего законодательства свидетельствует об уровне культурного развития страны1.


Правовая культура населения представляет собой такую сложившуюся в обществе ситуацию, для которой характерным является высокий уровень правосознания субъектов, гарантированность со стороны государства прав и свобод человека. Именно уровень правовой культуры населения является показателем состояния законности и правопорядка в обществе.

Если рассматривать целесообразность в качестве принципа законности, то необходимо отметить, что целесообразность не исключает действия законности, а всегда находится в ее пределах.

Целесообразность состоит в необходимости избрания субъектом такого варианта поведения, который не находится под запретом правовых норм. Обход норм закона под предлогом целесообразности, является недопустимым. Неправильным будет являться противопоставление законности и целесообразности, так как законность представляет собой высшую целесообразность и заключается в достижении пользы для всего общества2.

На законодателя возложена обязанность своевременно устранять имеющиеся в действующем законодательстве противоречия, при принятии законов учитывать обстоятельства реальной действительности и реальные потребности общества.

Принцип презумпции невиновности закреплен в ч. 1 ст. 49 Конституции РФ и состоит в том, что любой обвиняемый в преступлении считается невиновным до того момента, пока его вина не будет установлена в порядке, закрепленном действующим законодательством на основании вступившего в законную силу приговора суда.

Для законности также характерным является принцип непрерывности ее реализации, который состоит в том, что за нарушение режима и состояния законности неизбежно наступит правовая ответственность.

При постоянной реализации законность представляет собой основную социальную ценность права, а также основной метод регулирования общественных отношений.

Содействие непрерывной реализации законности оказывают правовая идеология, правовая культура, а также постоянное противодействие совершению правонарушений.

Реальность законности заключается в фактической реализации правовых предписаний при осуществлении субъектами повседневной деятельности, а также в неизбежности наступления юридической ответственности за совершение правонарушений.


Нормы действующего законодательства должны в полной мере обслуживать объективные потребности развития общества. Формальное установление законности является недостаточным, необходима практическая реализация предписаний правовых норм, единство формы и содержания. Реальность законности обеспечивается правовыми, экономическими и политическими гарантиями1.

В заключение рассмотрения данного вопроса курсовой работы можно сделать следующие выводы.

Законность представляет собой основу правовой науки и практики, так как уровень и состояние законности являются главным критерием оценки правовой жизни общества.

Даже самые совершенные предписания правовых норм будут являться реально действующими в том случае, если будут реально использоваться на практике и оказывать влияние на повседневную деятельность людей и их поведение.

Законность заключается в строгом соблюдении законов и подзаконных актов всеми правовыми субъектами. Для того, чтобы законность имела возможность реально действовать, необходимо следующее:

  • наличие правовых, научно-обоснованных законов;

  • обеспечение реального практического выполнения предписаний закона.




§ 3. Проблемы реализации принципа законности органами власти и пути их решения



Проблематика государственной власти уходит своими корнями в эпоху древних времен. Первый и весьма прочный вклад в становление идей о государственной власти внесли представители античной философии: Платон, Аристотель, Цицерон.

В последующем теории построения государства разрабатывались такими научными деятелями, как Дж. Локк, Ш. Монтескье, М. Вебер, К. Маркс и др.

На современном этапе становления и развития Российской Федерации как демократического правового государства наша страна сталкивается с рядом проблем, обусловленных как внешними, так и внутренними факторами. Среди внешних факторов необходимо отметить постоянно растущую «информационную агрессию» и введение экономических санкций со стороны так называемых «стран-партнеров», прежде всего государств, входящих в Европейский союз и США. Внутренние факторы обусловлены постоянно растущим экономическим и социальным расслоением общества, бедностью, правовым нигилизмом и др.

На основе этого интенсивно меняющиеся потребности общества, а в целом складывающиеся общественные отношения в экономической, социальной, политической сферах жизни требуют от руководства нашей страны, органов государственной власти федерального и регионального уровней принимать решения, реформирующие сферы жизнедеятельности общества1.

В связи с чем необходимо выстроить систему и механизм органов государственной власти таким образом, чтобы он отвечал современным реалиям развития российского общества, был более эффективен в своей деятельности и мог противостоять внешним и внутренним угрозам.

Анализируя деятельность органов государственной власти в современный период, можно сделать вывод о наличии определенных проблем в выделении и в последующем закреплении основных принципов функционирования механизма государственной власти, как в действующем законодательстве, так и в правоприменительной практике.

«Кроме того, – пишет Д.В. Пожарский, – наблюдается значительная вариативность в количестве, наименовании и критериях теоретического построения системы принципов организации и деятельности государственного механизма»2.

Одним из приоритетов развития Российского государства на современном этапе, как отмечает в своей работе В.В. Гончаров, является «защита граждан от произвола и непрофессионализма чиновников»