Файл: Законность понятие, принципы, гарантия, требования.docx
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Общая характеристика законности и правового принципа
§ 1. Законность, как основа жизнедеятельности общества
§ 2. Характеристика понятия «правовой принцип»
§ 3. Требования и гарантии законности
Глава II. Характеристика основных принципов законности и проблем их реализации
§ 1. Единство и верховенство законности
§ 3. Проблемы реализации принципа законности органами власти и пути их решения
Единое восприятие и понимание закона зависит от следующих основных факторов:
-
насколько качественными являются правовые нормы, входящие в структуру конкретного закона; -
насколько точным является изложение содержащихся в правовой норме понятий; -
каким является уровень профессиональной подготовки правоприменителя.
Для обеспечения единства применения правовых норм, им должны быть присущи правовые, языковые, логические и социологические свойства.
При этом, для определения качества конкретного закона, необходимо использовать следующие критерии:
-
нормативность и полнота осуществления правового регулирования правоотношений; -
степень простоты, краткости и точности тех правовых норм, которые входят в структуру закона; -
определенность, логика и последовательность построения правовых норм; -
правовая эффективность конкретной нормы закона.
Качественной правовой норме должны быть присущи следующие свойства: нормативность, полнота и конкретность.
Полнота правового регулирования определенной правовой нормой зависит от содержания в законопроекте следующих структурных элементов правовой нормы: гипотеза, диспозиция, санкция, а также от отсылки в норме к такому нормативно-правовому акту, в котором имеются недостающие элементы правовой нормы1.
Если нормы действующего законодательства не в состоянии осуществить надлежащее правовое регулирование конкретных правоотношений, то возникают пробелы законодательства, которые значительно затрудняют реализацию предоставленного законом субъективного права из-за отсутствия необходимого нормативно-правового предписания.
Любая правовая норма может эффективно применяться в определенных правоотношениях только в том случае, если имеется комплекс действительных правовых средств, которые обеспечивают соблюдение и исполнение правовой нормы2.
Если у правовой нормы отсутствует признак конкретности, то правовой акт, содержащий данную правовую норму, становится простой, ни к чему не обязывающей декларацией. Тогда как, для правовой нормы очень важно то, чтобы она имела возможность применяться в конкретных правоотношениях.
Критериями определения качества правовой нормы в отдельности и закона в целом, являются: простота, краткость изложения, ясность и точность содержащихся формулировок.
Простота нормативно-правового акта заключается в том, что в нем соблюден прямой порядок расположения слов, отсутствуют громоздкие конструкции, незначительное количество причастных и деепричастных оборотов. Чем проще воспринимается текст нормативно-правового акта, тем больше вероятность того, что он будет неукоснительно соблюдаться его адресатами, так как простота и краткость позволяют субъекту уяснить суть закона.
Ясность правовых норм предоставляет субъектам возможность правильно и полностью воспринимать и осознавать ту информацию, которая содержится в законах. То есть, можно сказать, что ясность обеспечивает эффективное действие предписаний закона.
Точность закона заключается в наибольшем соответствии идеи закона его воплощению в нормативно-правовом акте.
Любые нарушения языка изложения правовых норм делают затруднительным восприятие текста закона, а также создают такие ситуации, когда адресаты правовых норм производят их неправильное толкование, неверное понимают содержание правовых норм и, как следствие, допускают их неправильное практическое применение.
Помимо перечисленных выше требований, единство законности также заключается в необходимости соблюдения всех правовых норм, а не только норм действующего законодательства, так как каждый подзаконный нормативно-правовой акт должен быть соблюден наравне с законом. И действительно, нарушение подзаконных нормативно-правовых актов будет признаваться нарушением законов.
Следующим присущим законности принципом является также ее верховенство.
Для эффективного регулирования общественных отношений, необходима система нормативно-правовых актов (правовых источников, имеющих несколько разновидностей).
Наиболее распространенным правовым источником является закон, как основной инструмент правовой системы каждой страны, формируемый государством правовой акт, посредством которого осуществляется общественный контроль и включающий правовые нормы общего характера, обязательные для исполнения в конкретной ситуации1.
Для наиболее полной характеристики законности, необходимо рассмотреть закон с материальной точки зрения.
С материальной точки зрения закон представляет собой совокупность правовых норм, которые были разработаны органами государственной власти и охватывают все сферы общественных отношений.
В материальном смысле закон считается первоисточником права2. В материальном смысле в понятие закона включаются не только нормы национального законодательства, но также и нормы международного права.
Верховенство закона, как один из принципов законности является также и главным принципом правового государства, так как закон является высшей формой защиты прав человека.
Именно в нормах законов государством устанавливаются общеобязательные правила поведения, которые в наибольшей степени удовлетворяют потребностям общественного развития. Именно поэтому, закон наделяется высшей юридической силой, а все остальные нормативно-правовые акты должны соответствовать закону.
Законодательное регулирование распространяется на все сферы жизни общества. Нормы законов устанавливают границы дозволенного поведения по таким важным вопросам, как право собственности, свобода слова, неприкосновенность жилища и пр.
Основополагающим законом в нашей стране является Конституция РФ 1993 года, в которой закреплены главные правовые принципы жизни общества и государства. Все другие нормативно-правовые акты не могут входить в противоречие с положениями Конституции РФ.
При практической реализации принципа верховенства законности, актуальным становится вопрос о конкуренции указов и распоряжений Президента РФ и норм федерального законодательства.
По смыслу статьи 90 Конституции РФ, указы и распоряжения Президента РФ являются обязательными к исполнению на всей территории страны, они не должны противоречить положениям Конституции РФ и федеральному законодательству.
Наличие множества пробелов в праве приводит к нарушению данного принципа, в связи с чем, в действующем законодательстве необходима его следующая формулировка: «Указы и распоряжения Президента Российской Федерации издаются на основании и во исполнение Конституции РФ и федерального законодательства».
Завершая рассмотрение такого принципа законности, как верховенство закона, необходимо сделать следующий вывод.
Имеющаяся в настоящее время формулировка ст. 90 Конституции РФ ставит под сомнение реальность действия принципа верховенства закона, что подрывает авторитет всей системы нормативно-правовых актов в целом. Поэтому, для обеспечения реального действия принципа верховенства закона, необходимо внесение соответствующих поправок в Конституцию РФ, либо Конституционный Суд должен предоставить необходимое толкование нормы статьи 90 Конституции РФ.
§ 2. Иные принципы законности
Следующим принципом законности, который будет рассмотрен в курсовой работе, является принцип равенства всех перед законом. Данный принцип заключается в равном положении всех нарушителей действующего законодательства при возложении на них мер юридической ответственности.
Если субъектом было нарушено действующее законодательство, то ни должностное, социальное и имущественное положение, ни имеющиеся заслуги, ни принадлежность к определенной партии не могут являться основанием для освобождения от ответственности.
Принцип равенства имеет определенные недостатки при практической реализации. Например, в некоторых случаях неравенство имеет закрепление на законодательном уровне. Так, в нескольких санкциях статей особенной части Уголовного кодекса РФ (далее по тексту – УК РФ) содержится альтернатива наказания в виде штрафа или лишения свободы, что ставит привлекаемых в ответственности субъектов в неравное положение в зависимости от уровня дохода1.
Всеобщее равенство всех перед законом представляет собой общеправовой принцип конституционного и международного характера. Так, например, принцип равенства закреплен в статье 26 Международного пакта о гражданских и политических правах2.
Кроме того, обеспечение равноправия всех перед законом являлось основной целью всех революций буржуазного периода. При феодализме неравное положение всех перед законом в наибольшей степени проявлялось в области осуществления правосудия (например, для каждого сословия устанавливалась отдельная совокупность мер уголовной ответственности)1.
В настоящее время равенство всех перед законом содержится в конституциях многих государств, поэтому его дополнительно не отражают в уголовном законодательстве.
В ст. 4 УК РФ следующим образом закрепляется принцип равенства всех перед законом: «Субъекты, которые совершили преступления, будут привлечены к уголовной ответственности независимо от половых, расовых, имущественных признаков, религиозных и политических убеждений, принадлежности к общественным объединениям и иных обстоятельств».
В рамках уголовного права такой принцип законности, как всеобщее равенство, имеет больше всего исключений. Например, особый уголовно-правовой режим действует в отношении несовершеннолетних, для них используются более мягкие виды уголовных наказаний, а также установлены дополнительные основания, по которым несовершеннолетние могут быть освобождены от уголовной ответственности